Основной и второстепенные кредиторы

Основной и второстепенные кредиторы

Существует несколько способов вывести предприятие из кризиса. О том, каковы плюсы и минусы отдельных процедур и какую банкротную политику выбрать в отношении предприятия, рассказывает арбитражный управляющий, член СРО НП СГАУ Алексей Владиленович Новожилов.

— Какими характеристиками (правовыми и экономическими) должен обладать основной кредитор?

— Для начала надо понять, как вообще «образуется кредитор». Сначала возникают долговые правоотношения с должником, затем вводится некая процедура, например процедура наблюдения, после чего кредитор заявляет свое требование о включении в реестр. Он присылает это требование по почте управляющему и в арбитражный суд. Управляющий рассматривает требование, пишет отзыв на него. А уже суд выносит определение о включении либо об отказе включения данного кредитора в реестр требований кредиторов. То есть главная «правовая характеристика кредитора» – включение в реестр прав требования кредиторов. Другими словами – это некое подтверждение того, что долг обоснованный и документально подтвержденный.

Экономическими характеристиками обычно выступают цифры. Любой долг возникает в результате финансово-хозяйственной деятельности двух субъектов. Соответственно, это денежное требование к должнику. В банкротстве долг в рублевом эквиваленте равен голосам, то есть 1 рубль основного долга равен 1 голосу.

— Каким образом определяется банкротная политика должника при наличии основного кредитора?

— Кредитор может быть залоговым, когда у него имеется какое-то имущество в залоге, и беззалоговым, если у него обычный долг без каких-либо дополнительных обеспечительных правоотношений. Основной кредитор имеет более 50% кредиторской задолженности, включенной в реестр.

По Закону о банкротстве признаки банкротства рассматриваются как неплатежеспособность. В Законе сказано, что если организация имеет долг сроком более трех месяцев на сумму не менее 100 тыс. рублей – это и есть признаки банкротства.

Процедура наблюдения вводится арбитражным судом по заявлению кредитора или самого должника для того, чтобы составить реестр прав требований кредиторов, провести анализ финансового состояния должника, обеспечить сохранность имущества и провести первое собрание кредиторов.

Вот пример. Предприятие находится в процедуре наблюдения. В первую очередь необходимо сохранить имущество и понять, что делать дальше. Для этого проводится анализ финансового состояния. Но основной кредитор большинством голосов на первом собрании кредиторов может предложить другую СРО и управляющего. Его преимущество в том, что он может заменить и СРО, и арбитражного управляющего. Такие вопросы идут через голосование и «голосуются» большинством голосов.

— Насколько, на Ваш взгляд, законодательно сбалансированы интересы ведущего кредитора и прочих кредиторов должника? Какие проблемные моменты существуют в этой сфере?

— Если кредиторов много, то всегда лучше, чтобы был комитет кредиторов, с которыми можно решить самые важные вопросы. Основные вопросы первого собрания кредиторов – это выбор управляющего, выбор дальнейшей процедуры в деле о банкротстве.

Многие компании находятся в пограничном состоянии. К ним применимо как внешнее управление, так и конкурсное производство. Например, основной кредитор голосует за конкурсное производство, хотя реально компанию можно увести во внешнее управление. А бывает, происходит наоборот, но шансов, что платежеспособность восстановится, мало.

С одной стороны, кредитор является основным, но с другой – он также находится в реестре кредиторов третьей очереди. К примеру, большинством голосов было выбрано конкурсное производство. Оно предназначено для того, чтобы пропорционально удовлетворить требования кредиторов согласно их очередности. Для этого формируется конкурсная масса, истребуется дебиторская задолженность, имущество собирается в конкурную массу, оценивается, затем продается на аукционе. После этого идет взаиморасчет среди всех кредиторов согласно очередности. Причем сами кредиторы не могут выступать на аукционе покупателями имущества должника, потому что они заинтересованные лица.

В конкурсном производстве основной кредитор влияет на порядок реализации имущества. Он сам по себе ничего не отчуждает. Но при этом, прежде чем организовать эти торги по реализации имущества, необходимо утвердить положение о торгах. В нем указывается стартовая цена на имущество, как оно будет продаваться – по лотам или единым лотом. Основной кредитор может определить «политику проведения аукциона». Он также голосует либо «за» отчет управляющего, либо «против».

С точки зрения получения денежных средств интересы сбалансированы пропорционально, то есть один рубль равен одному голосу. Каждая очередь кредиторов удовлетворяется после предыдущей очереди. Основной кредитор может повлиять на то, как продавать, проголосовать за стартовую цену продажи. Просто забрать из конкурсной массы что-то он не может.

— Каковы наиболее типичные сценарии банкротства должника при наличии «определяющего» кредитора?

— Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение как реабилитационные процедуры и конкурсное производство – как ликвидационную. Основной кредитор может добиться «распила» предприятия по частям или продажи полностью, независимо от того, будет ли оно во внешнем управлении или в конкурсном производстве. Во внешнем управлении можно сохранить предприятие как имущественный комплекс, в конкурсном производстве быстрее продается более ликвидное имущество, стоимость неликвидного или малоликвидного при этом падает.

Все зависит от целей основного кредитора. Если он хочет просто получить деньги, а положение на рынке, финансово-экономические и имущественные показатели предприятия позволяют восстановить платежеспособность, то лучше восстановить платежеспособность и расплатиться со всеми кредиторами согласно утвержденному плану и графику.

Возьмем для примера торговое предприятие. Допустим, там сосредоточено на определенной площади 10 тыс. наименований товара, по одной-две штуки каждого товара. Если предприятие осуществляет какую-либо деятельность, то это ассортимент. То есть люди каждый день покупают товары, что-то туда доносится, довозится. В обороте каждый этот товар дает наценку до 30–40%. Если признать это предприятие банкротом, то товар – это конкурсная масса, оценщик начинает оценивать эту конкурсную массу по ликвидационной стоимости. Тогда надо найти покупателя, который купит 10 тыс. наименований по одной-две штуки. Будет недостача, «усушка», «утруска». Такой товар интересен, когда он в хозяйственном обороте, но не когда он продается таким образом. Его надо сохранить, обработать, вывезти, чтобы он не потерял при этом товарный вид, то есть он идет уже с очень большим дисконтом. Получается дисбаланс в цене до нескольких раз.

Бывает, что цель кредитора – «добить» предприятие. Например, «дело не в деньгах, а в принципе». Такие кредиторы постоянно голосуют против всего, на собрания не являются. Основной кредитор «тянет» время, имущество дешевеет, расходы растут.

— Каковы в данной ситуации позиция залоговых кредиторов и их возможности?

— Если предприятие активно работало с банковскими продуктами, у него есть имущество – движимое/недвижимое, как правило, выявляется заложенное имущество. Банк выдавал кредиты под залог имущества, соответственно остальные кредиторы работали по обычным схемам – купля-продажа, предоплата, поставка товаров с отсрочкой платежа. Естественно, при банкротстве с точки зрения получения большего удовлетворение залоговый кредитор находится в привилегированном положении. Потому что залоговое имущество учитывается на отдельном балансе, отдельно оценивается, отдельно продается, по нему кредитор получает сразу же 70–80% вырученных денежных средств. Оставшиеся 20 и 30% резервируются на судебные издержки и кредиторов первой и второй очереди.

Залоговых кредиторов может быть несколько. И имущество в залоге может оказаться неравноценным. То есть по голосам они могут быть равноценными, а по имуществу совершенно неравноценными.

Также возможна ситуация с перезалогом. Когда закладывался товар в обороте партиями, покупался-продавался, все сложено в одну кучу. Теперь непонятно, чей это залог, он в обороте. Например, сегодня вы купили телефоны Motorola, Samsung и заложили их. Завтра вы Samsung продаете и покупаете телефоны Nokia. Предмет залога поменялся. Появляется вопрос спорности залога – чей товар здесь остался, практически все залоговые кредиторы могут претендовать на него. Залоговый кредитор также «голосует» на этапе наблюдения.

В конкурсном производстве залоговый кредитор не голосует, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления голосует, если отказывается от предмета залога. Какова будет дальнейшая судьба предприятия в таком случае? Можно «пилить» товар по кусочкам и продавать либо попытаться вытащить предприятие из ямы.

Залоговый кредитор смотрит на эту ситуацию так: уйду с потерями, но при деньгах за счет предмета залога. Если говорить о внешнем управлении и финансовом оздоровлении, а залог «непрофильный актив» и можно воcстановить деятельность, платежеспособность без залога, пусть, что называется, «забирают».

Бывает, что без залога не обойтись, в таком случае он является некой существенной частью процесса. Здесь возникает дисбаланс между интересами залогового кредитора и всех остальных. Все остальные кредиторы понимают, что если это предприятие восстановит свою деятельность в течение двух лет, есть вариант постепенно получить свои деньги назад. Но у залоговых кредиторов есть возможность «реализовать предмет залога», и во многих случаях они так и делают. Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления вправе обратить взыскание на заложенное имущество должника, если должник не докажет, что обращение взыскания на указанное имущество сделает невозможным восстановление его платежеспособности.

— Каковы перспективы попытки применения ст. 61.2 «Оспаривание подозрительных сделок должника» и ст. 61.3 «Оспаривание сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами»?

— В Законе о банкротстве есть очень похожая статья – ст. 102, где указывается, что внешний управляющий имеет право в досудебном порядке отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. Это говорит о том, что арбитражный управляющий за три года исследует сделки должника, и если он выявляет, что должник заключил эти сделки с какими-то нарушениями, то он может всем сторонам по такому договору отправить заявление об отказе от исполнения договора.

Как это выглядит на практике? Одна из сторон получает уведомление, договор считается расторгнутым, и по сути дела, она должна вернуть все полученное по этой сделке. Но, естественно, никто сам не придет и ничего не вернет. Фактически эта статья нерабочая, в отличие от 61-й. Соответственно, придется все таки обращаться в суд о признании сделок недействительными в порядке ст. 61.2 и 61.3. Перспективы – вернуть в конкурсную массу, то имущество, которое принадлежало должнику, чтобы кредиторы получили большее удовлетворение.

Это новые статьи, по которым судебная практика еще только нарабатывается.

— Какие способы доказывания предложенных оснований встречаются на практике?

— В первую очередь экспертиза. Ее часто используют строительные компании. У них есть проектная документация, чертежи – все то, что тяжело в оценке. Одним из оснований может быть экспертное заключение, в том числе заключение оценщика о стоимости работ, товаров, услуг, которые применяют, учитываются и другие обстоятельства, свидетельские показания бывших участников, учредителей, руководителей.

Приведу пример: за несколько месяцев до банкротства единственный участник общества вызывает к себе мастера или бригадира и предлагает возглавить предприятие. Вводит его в состав участников, то есть он становится единственным участником и «номинальным» генеральным директором. Осуществляются определенные сделки по взятию кредитов в банках и по «ускоренной» продаже активов, например станков и оборудования на производстве. В итоге предприятие доводится до банкротства. Но управляющему всегда интересно найти и максимально сформировать конкурсную массу. Приходит информация по запросам о движимом/недвижимом имуществе, о других активах. Управляющий запрашивает выписку о движении денежных средств и по ней видит, по каким договорам и сделкам есть долги и куда «ушли» активы. Впоследствии руководителя можно будет привлечь к личной субсидиарной ответственности. Вообще, номиналы – это отдельная тема и беда всего бизнес-сообщества.

В большинстве случаев само банкротство – результат комплексного воздействия внешней и внутренней среды, непонимание законов развития рынка, работа за гранью риска. Наш предприниматель более рискован, нежели западный. Потому что они уже имеют опыт нескольких поколений. В отечественном бизнесе очень плохой коэффициент финансовой автономии.

Собственникам бизнеса я бы порекомендовал не дожидаться, когда предприятие окончательно «дойдет до ручки», а вовремя обращаться к специалистам по антикризисному управлению, а еще лучше пригласить такого профессионала в качестве консультанта или советника. В последнее время у управляющих даже появился соответствующий термин – «неосторожное банкротство».

Интервью провела Екатерина Игумнова,

«эж-ЮРИСТ»
 

22.09.2010

Электронная приемная газеты "эж-Юрист"

 в избранное

Похожие статьи

Чем грозит неуплата по потребительскому кредиту?
К вопросу об объекте договора обезличенного металлического банковского счета
Инсайдер не пройдет
Банкротство - ответственность за незнание
Уставный капитал: увеличение и побочное явление
Бессрочные проценты по срочному займу
Банковский счет. Правовая природа договора обезличенного металлического счета

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА
    Что такое «реестровая ошибка» на себе испытали не только владельцы квартир и земельных участков, но и целые улицы, поселки и даже субъекты РФ.  Масштаб проблемы характеризуют цифры Росреестра: порядка...
  • Александр Любимов. Первый заместитель генерального директора телеканала «Россия». Александр Любимов. Первый заместитель генерального директора телеканала «Россия».
    О народе и его праве на участие в организации жизни государства рассуждал первый заместитель генерального директора телеканала «Россия» Александр Любимов. В частности он отметил, что пора перестать относиться...
  • CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ
    Разделение на «мое» и «наше» в супружеской жизни, как правило, особой роли не играет. Ровно до того момента, как дело доходит до развода или семья попадает в сложную финансовую ситуацию вплоть до банкротства...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...