Выбор вузов в условиях кризиса.

28 мая в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) состоялось выездное заседание Российского общественного совета по развитию образования на тему «Модернизация высшей школы: вносит ли кризис коррективы?»
 

Это первое мероприятие, организованное Российским общественным советом по развитию образования (РОСРО) за пределами Москвы. Разумеется, состав участников был совсем иным, нежели на московских заседаниях. В Российском государственном педагогическом университете (РГПУ) им. А.И. Герцена собрались представители государственной власти — главы нескольких комитетов администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководители образовательных учреждений и общественные деятели северной столицы. Московскую делегацию возглавлял ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, он же выступил с основным докладом. На заседании РОСРО были замечены вышкинцы, ныне занимающие высокие должности в питерских структурах (и своей деятельностью доказывающие, что вышкинцы бывшими не бывают): Наталья Заиченко, работавшая замдиректора Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, ныне — зампредседателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга, и Владимир Сивицкий, возглавлявший факультет права ГУ-ВШЭ, а ныне — заместитель руководителя Секретариата Конституционного суда РФ.

Ярослав Кузьминов подробно рассказал собравшимся о РОСРО. Что это уникальное для России общественное объединение — собрание ньюсмейкеров, заинтересованных в развитии образования, но при этом придерживающихся самых разных взглядов. Что РОСРО, таким образом, становится площадкой для достижения консенсуса. Что в организацию входят не только работники системы образования, но и работодатели, общественные деятели, а значит — обсуждение выходит за рамки «цеховых» интересов и рекомендации РОСРО становятся репрезентативными для государственной власти. В Санкт-Петербурге членами РОСРО пока являются лишь несколько человек: ректор РГПУ им. А.И. Герцена Геннадий Бордовский, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (ЛИТМО) Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) Дмитрий Пузанков, член-корреспондент РАО Олег Лебедев (один из самых авторитетных ученых, изучающих вопросы образования, в прошлом председатель Санкт-Петербургского Комитета по образованию). В ближайшее время, когда в Питере заработает первое региональное отделение РОСРО, этот список будет расширен.

Когда не нужно быть волшебником
Предметом обсуждения стала обновленная версия доклада о влиянии кризиса на образование, подготовленного в Высшей школе экономики. Ярослав Кузьминов подробно остановился на некоторых тезисах, скорректированных с середины марта этого года, поскольку за прошедший период экономический кризис развивался как в позитивном, так и в негативном направлениях.

Необходимо понимать, что на сегодняшний день кризис почти никак не отразился на ситуации в высшей школе. Вопрос о дальнейшем воздействии кризиса на положение в образовании зависит от его продолжительности, и в докладе намечено три сценария развития: краткосрочное замедление на 1 год, среднесрочное снижение деловой активности на 2 года, затяжной экономический кризис на 2,5—3 года. Первые два сценария не приведут к значительному сокращению спроса на высшее образование. При этом чем дольше продолжается кризис, тем сильнее будут пессимистические ожидания потребителей, отражающиеся на их поведении применительно к образованию. Речь идет не только о материальных расходах на образование. Когда ребенок учится в школе, ему помогают взрослые члены семьи, то есть тратят на это свое время, признавая, таким образом, важность образования. Студенты учатся в вузах 4—6 лет, отказываясь от заработка. При усугублении кризисных явлений приоритеты людей будут скорректированы. Влияние кризиса на высшее образование в ближайшей перспективе усиливается двумя факторами: ухудшением демографической ситуации и всеобщим переходом на ЕГЭ. Риск личных дефолтов людей невелик (не более 10% студентов заявили сегодня о своей неплатежеспособности), но количество платных студентов на первом курсе наверняка значительно сократится (по ряду вузов — на 40—50%).

При нулевом росте бюджета, прогнозируемом Минфином России на 2010 год, неминуемо сокращаются расходы государства на образование. И если можно согласиться с экономией на облагораживании образовательной среды (строительстве, общежитиях и проч.), то от «длинных» инвестиций, по мнению авторов доклада, отказываться нельзя. Прежде всего, это касается финансирования национальных исследовательских университетов — по словам Ярослава Кузьминова, в Правительстве рассматривается вопрос о возможном отказе от проведения конкурса и последующих инвестиций в вузы-победители. Если движение национальных исследовательских университетов, зародившееся в приоритетном национальном проекте «Образование» (имеется в виду поддержка 57 инновационных вузов), будет свернуто, Россия выйдет из кризиса страной, не имеющей системы высшего образования. РОСРО настаивает на том, чтобы инвестиции в профессуру, в научные школы были сохранены при любом сценарии развития кризиса.

В связи с экономическими проблемами государство, как и предполагалось, выделило средства на переподготовку людей, оставшихся без работы. Однако распределение средств было организовано таким образом, что «лучшими» программами оказались самые дешевые — в результате средства прошли мимо высшей школы, попав преимущественно в учебные центры, с которыми привыкли работать службы занятости. Между тем, как рассказал Ярослав Кузьминов, в Европе и США государственные средства инвестируются в качественные образовательные программы.

В условиях кризиса более острым становится вопрос о том, в какие вузы идти абитуриентам. Несмотря на то, что разные специальности пользуются разной популярностью на рынке труда, ректор Вышки считает, что не стоит делать прогнозы о том, какие специалисты будут особенно востребованы после кризиса, — чтобы гарантировать точность таких прогнозов, нужно быть волшебником. К тому же нельзя заранее сказать, какому человеку какая профессия подойдет. Но можно утверждать другое: что при выборе вуза не стоит отдавать предпочтение малоизвестным заведениям, даже если там готовят экономистов и юристов, следует выбирать хорошо зарекомендовавшие себя учебные заведения. Конечно, зачастую бывает трудно отличить «овец от козлищ», и, чтобы облегчить абитуриенту выбор, государство должно обязать вузы размещать о себе в Интернете достоверную информацию вплоть до средней зарплаты преподавателей и рабочих учебных планов.

Кризис по-разному скажется на разных группах университетов. Ярослав Кузьминов считает, что наибольшему риску подвержены хорошие технические университеты. Там сокращаются доходы от заказов, поступающих от промышленности, уменьшается количество внебюджетных студентов. Задача государства в том, чтобы поддержать такие университеты на период кризиса. Те вузы, которые в течение последних лет не добирают студентов на базовые инженерные специальности, нужно присоединять к сильным университетам, чтобы сохранить научные школы и обеспечить продолжение подготовки по этим стратегически важным специальностям. Ректор Вышки в очередной раз сказал о необходимости борьбы с образовательными «наперсточниками»: три четверти работодателей при приеме на работу экономистов, юристов и менеджеров смотрят, в первую очередь, на диплом вуза, отдавая предпочтение брендам. Это означает, что государство не должно позволять слабым вузам продолжать набор по этим направлениям, потому что выпускники, скорее всего, останутся без работы.

Почему самолеты падают?
Теперь о некоторых интересных фактах и комментариях, прозвучавших в ходе дискуссии по докладу.

Директор питерской гимназии № 56 Майя Пильдес (эта школа неоднократно побеждала в конкурсе нацпроекта «Образование» и однажды стала победителем конкурса «Лучшие школы России») подняла проблему ЕГЭ по математике. Как известно, этот экзамен, наряду с экзаменом по русскому языку, является обязательным, и выпускник, получивший по нему двойку, остается без аттестата. По мнению Майи Пильдес, в сегодняшних условиях, когда в школах на старшей ступени развито профильное обучение, экзамен по математике крайне сложно сдавать гуманитариям: «Все директора с замиранием сердца ждут 4 июня, когда будет экзамен по математике. Одно дело — русский язык, мы понимаем, почему он обязательный. С математикой — совсем другая ситуация».

 
 Ярослав Кузьминов пояснил, что есть разные возможности учесть профиль обучения при итоговой аттестации — в ряде стран можно сдавать экзамены на двух уровнях: базовом (допускающем) и профильном. Так можно было сделать и в случае с российским ЕГЭ по математике. При этом, по мнению ректора Вышки, важность математики для будущих гуманитариев зачастую недооценивается — так, в ГУ-ВШЭ профессора гуманитарных факультетов часто просят ввести вступительный экзамен по математике, поскольку, как известно, она «ум в порядок приводит». Переход же к двухуровневому экзамену позволит освободить гуманитариев от унизительной и неприятной процедуры, когда им предлагают задачи повышенной сложности.

Ректор ЛИТМО Владимир Васильев обозначил главную, по его мнению, проблему питерского высшего образования — дисбаланс в подготовке специалистов, ее структурное несоответствие потребностям рынка труда. Он считает, что спрос на гуманитарные, социально-экономические и педагогические специальности со стороны абитуриентов очень высок, но столько специалистов на рынке труда не нужно — на бирже труда больше всего юристов (эти данные, впрочем, далеко не в полной мере соответствуют выводам, полученным Владимиром Гимпельсоном и Ростиславом Капелюшниковым). А инженерные и технические специальности, наоборот, не пользуются популярностью у абитуриентов, хотя спрос на них на рынке труда очень высок.

Такой дисбаланс, по мнению Владимира Васильева, может усугубиться из-за всеобщего перехода к ЕГЭ. 26 мая в Санкт-Петербурге, равно как и по всей России, прошел ЕГЭ по информатике. Из примерно 40 тыс. питерских 11-классников на ЕГЭ по информатике записалось около 7 тыс., а явилось чуть более 4 тыс. Из них к выполнению части С (третьей, самой сложной части теста) единого экзамена приступили лишь 65% экзаменуемых. Какой вывод? На специальности и направления, где обязательно нужно представлять результаты ЕГЭ по информатике, будет очень мало претендентов, да и качество тех, кто их выберет, оставляет желать лучшего. Ситуация усугубляется тем, что количество выпускников школ в этом году в Санкт-Петербурге сократилось на 8,5%. А количество бюджетных мест на профильных специальностях и направлениях инженерных вузов, напротив, увеличилось.

Декан факультета экономики РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Линьков высказал идею о том, что высшее образование мало работает на потребности рынка труда, но зато удовлетворяет потребности семей. Дети хотят стать педагогами, потому что, к примеру, педагогами были их родители, бабушки и дедушки.

02.06.2009

ГУ-ВШЭ

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Забытое старое. Ранее завод, либо КБ давали заявку ВУЗу на специалистов. Вуз, в свою очередь, шефствовал над 1 или 2 школами и выбирал учеников (по складу ума, по нраву), которые становились студентами, а затем распределялись на завод, на котором, опять же, при учебе проходили практику. Все было завязано и предусмотрено и все были довольны. Стипендии платил завод. Почему бы сейчас эту систему не возродить? wladnik@bk.ru
    Написал Фещенко Владимир (Владимир Фещенко) 07.03.2017 20:56