Евгений Бойченко. Точка зрения.

Телевидению не нужны никакие общественные советы
2 комментария Телевидению не нужны никакие общественные советы

Рекламодатель сегодня больше в интернете, чем на телевидении. И это связано прежде всего с тем, что изменились приоритеты, интересы. Ребята уходят из телевидения и воспринимают контент, информацию, фильмы, сюжеты, сериалы в интернете, формируя их под свой вкус, формируя их под свое предпочтение и выбирая для этого адекватные площадки. Они, являясь при этом платежеспособными, более платежеспособными, чем пожилая часть населения страны, становятся гораздо более интересными для рекламодателей. Рекламный бюджет, на который телевидение существует или должно существовать, перетекает туда. Телевидение может видоизменяться под этот новый тип зрителей, новый тип клиента.

В отношении предложения создать общественный совет по телевидению, я, конечно, в удивлении пребываю, потому что уже наступали на эти грабли, и наступали много раз. Были же художественные советы и все такое прочее. А в годы, когда художественные советы лютовали, Москва театральная ходила в театры на те спектакли, которые умудрялись проскочить мимо художественных советов, на Таганку, в театр Современник и т.д. Все самое интересное, самое живое, самое толковое, самое яркое, все самое позитивно меняющее жизнь существовало как раз без художественных советов. А там где были художественные советы, там была тоска зеленая, катастрофическая, до вязки в зубах, лицемерие, и это было никому не интересно и не нужно, и туда толпами водили красноармейцев. Может быть, такая модель общественной жизни до сих пор любима кем-то.

У людей должна быть возможность выбора. Если посмотрим советские фильмы, складывается впечатление, что все курили. Но это действительно так! Все курили. И что, нам теперь замазывать сигарету у Штирлица? Если кто-то увидел, как курят в фильме, это не означает, что он тут же схватится за сигарету и начнет курить. Запретный плод всегда сладок, чем больше будет запрета, тем больше будет желания у человека, тянущегося к этому запрету. А чем больше будет интересного яркого красивого познавательного рядом с чем-то не таким как нужно, чем выше шанс, что человек просто-напросто переключится. Если человек выбирает не смотреть «кровищу», а смотреть «Энимал плэнет», то у канала больше рейтинги, больше рекламы и больше интересного контента.

21.10.2016
Тратить деньги на новые ограничения в потреблении табачных изделий - невыгодно и неэффективно
9 комментариев Тратить деньги на новые ограничения в потреблении табачных изделий - невыгодно и неэффективно

Я с большой настороженностью вообще отношусь к слову «запрет». Это такое слово, которое всегда порождает все в неконтролируемом формате, и в темных переулках, но в гораздо более вредном и чудовищном исполнении.

Есть примеры, когда сигарета является неотъемлемой частью эпохи. Мне кажется, что рекламировать сигареты особо не нужно, но и закрывать глаза на то, что людям, кому-то, это свойственно, или в какие-то периоды жизни это было – тоже смысла не имеет. Здесь задача не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы показывать привлекательность альтернативного поведения. Вот, если вы запрещаете, то запретный плод сладок. На кого-то это подействует, но на тех, кто хочет, на тех, кто проживает особые периоды в своей жизни, на тех, кто бросает вызов этой жизни в разных ее проявлениях, запрет может подействовать как стимул к определенному поведению. А альтернативная демонстрация, создание привлекательности другого образа жизни или другой модели поведения, конечно, может дать свои результаты.


Я думаю, что отслеживать штрихкодом, в чьи руки попала пачка, – это вообще безумие. Мне кажется, что эти деньги лучше потратить на то, чтобы нуждающиеся получали лучшую помощь в медицинском учреждении или на социальные пособия, чем на штрихкоды. Нет такой катастрофы, видимо, в медицинской и социальной сферах, чтобы считать это приоритетной задачей.

Закон о защите прав потребителей, который есть сегодня в России, предполагает, что потребитель имеет право получить информацию о продукте в полном объеме, если он этого хочет. По любому товару, находящемуся в розничной сети, будь то сигареты, или хлеб, или еще что-то – если у человека есть интерес к этому продукту, в соответствии с законодательством, есть возможность этот интерес удовлетворить. Что это такое? Как называется? Что там содержится? Где это произведено? Какие пропорции, каковы ингредиенты? Опасно – не опасно? А дальше – это выбор покупателя.

Когда я заканчивал школу – это был 86-87 год – то курение считалось признаком крутизны, мужественности и так далее. Я смотрю сейчас на своих детей, мой старший только-только закончил школу, вижу его одноклассников и всех остальных, кто его окружает – такой повальной моды на курение сейчас нет. Есть, наоборот, мода не курить. Как бы все идет своим чередом. И если это движение, которое идет своим чередом, постараться проанализировать и увидеть в нем то, что повлияло на эти позитивные сдвиги, и это просто спокойно развивать и культивировать – мне кажется, все к нормальному результату и придет. Это эффективнее, чем сейчас вводить какие-то совершенно чумные технологические приемы для ограничения потребления табака.

20.11.2015
Для неискорененимости мата в армии созданы все условия
11 комментариев Для неискорененимости мата в армии созданы все условия

Я в армии служил и многое помню. Конечно, этот период времени разнообразил мой лексикон, что и говорить.

Для армии любые документы, будь то Устав караульной службы или другие инструкции, вещь необходимая, поскольку люди, служащие в армии, ориентируются на бумагу, и она для них на тот период является основополагающей. Меня несколько смущает связь названия методички Минобороны по этикету для военнослужащих с проектом «Вежливые люди». Но, надеюсь, что идея носит не временный, популистский характер.

Если по решению военного ведомства в армии однажды станут меньше материться, от этого всем станет лучше. Другое дело, что в ходе  исследований, которые проводились нашими коллегами-социологами, выяснилось, что когда человеку больно и от этого он матерится, то ему уже не так больно. Может, нужно, чтобы в жизни было меньше боли, и проблема будет решаться другими средствами.

Конечно, все-таки я предполагаю, что борьба за вежливость в армии - кампанейщина. Ну как можно здесь реально бороться с матом? Богатый русский язык - раз, экспрессия – два, экстремальные обстоятельства – три, мужская компания – четыре. Это факторы, которые создают условия для того, чтобы мат спокойно жил в армии еще долгие десятилетия..

23.10.2015
Вопроса слишком откровенной рекламы просто не существует
5 комментариев Вопроса слишком откровенной рекламы просто не существует

Цель любой рекламы - будь ее персонаж голый, полуголый или одетый с ног до головы,  - привлечение внимания. Поэтому если вдоль дороги есть рекламное пространство, будь то огромный рекламный щит или забрендированная остановка общественного транспорта, оно изначально служит привлечению внимания. То есть, строго говоря, от дороги в принципе она может отвлекать. А вот наличие голого тела в рекламе, может, и является допольнительным фактором, но для человека, для которого это интересно более, чем какие-то другие вещи.

Например, человек может быть крайне заинтересован в том, чтобы взять кредит по выгодной ставке. Тогда на билборде ставка по кредиту, процент, написанный размером в 3 метра высотой, привлечет его внимание гораздо сильнее, чем совершенно обнаженное тело.

Все зависит от того, как это показать и нарисовать, и от того, насколько много на дороге рекламных раздражителей. На самом деле, чем их больше, тем привлекательность каждого из них меньше. Если избыток различного рода картинок, сообщений, - неважно, какие они, - восприятие притупляется и человек перестает обращать на них внимание. Больше его привлекают параметры, связанные с личной безопасностью, с правилами дорожного движения, как бы это смешно ни звучало, потому что это связано с чувством безопасности.

У нас есть и закон о рекламе, и регламенты Таможенного Союза. Есть масса разных комитетов по этике, у нас есть Роспотребнадзор, есть депутаты. Если реклама задела чье-то чувство прекрасного, конечно, тот может обратиться в какой-то из этих органов и тем самым создать прецедент. Возможно, он окажется прав.

В отношении нижнего белья я просто не вижу проблемы. Я обращаю внимание на рекламу с профессиональной точки зрения. Я видел плакаты, где используются образы женщин. В одном варианте очень фривольно, и это реклама бетонного завода, рекламный слоган во весь плакат звучит дословно следующим образом: «С нами твердеет». Но здесь никакого нижнего белья нет, оно не показано, рекламируется бетон. Другой рекламный плакат с огромной надписью «Промземля» и дальше телефоном. И стоит на фоне этой промземли женщина. Ну, что теперь, нам надо запретить использование образа женщины? Предположим, она стоит в шортах, которые, надо сказать, гораздо более сексуальны, чем трусы...

Если вы походите по городу и внимательно посмотрите, то, мне кажется, увидите, что самого вопроса слишком откровенной рекламы просто не существует.

Сама по себе реакция любого нормального гражданина - это прекрасно. И если у нас есть житель, у которого перед окном квартиры или по дороге на работу и в детский садик с его ребенком есть что-то, что его в какой-то степени тревожит, оскорбляет, настораживает, он видит какое-то отрицательное воздействие на свою семью, разумеется, он должен попытаться высказаться по этому поводу, тем самым создать противодействующую силу.

Понятно, что любой производитель товаров и услуг всячески пытается сделать так, чтобы его сообщение, его послание (то есть его реклама) было бы более заметно на общем фоне. Понятно, что он будет делать это всеми доступными методами.

26.06.2015
Сокращение рабочей недели усугубит привычку русских делать все в последний момент
15 комментариев Сокращение рабочей недели усугубит привычку русских делать все в последний момент

Состояние, когда у тебя есть работа, это очень хорошее состояние. Мы работаем с наемным персоналом, который в ряде случаев привык к авральности. Авральность – черта нашего характера, мы все делаем в последний момент, неожиданно, через невероятное усилие, превозмогая трудности, бог знает как. Мне кажется, 4-дневная рабочая неделя будет в какой-то степени стимулировать вот эту культуру авральности, которая , на мой взгляд, нам очень мешает. У нас нет процессов какой-то прогнозируемости, вменяемости, просматриваемости потенциального результата. Это проблема номер один, которую я здесь вижу.

Проблема номер два в том, что сегодняшнее поколение, которое принято называть поколением Y, совсем молодые ребята, которым сейчас 16, 17, 20 лет,  на работу как на деятельность смотрят как на определенный рудимент. Они привыкли к тому, что работать нужно в кайф, и жизнь должна быть в кайф, а окружающая действительность и реалии несколько иные. Как мне кажется и как я вижу по некоторым студентам и молодым сотрудникам на фирмах, они каждый день сталкиваются с невероятным разочарованием. Они ждали, что каждый день будет майский день и именины сердца, а тут пахать надо.

Ну и третья проблема, она простая на мой взгляд. Государство должно обеспечить некие факторы безопасности. Например, медицинские ограничения или санитарные ограничения, а дальше бизнес пусть решает сам. Если бизнес будет решать только сам, то, наверное, бизнес будет стремиться к тому, чтобы человек работал 25 часов в сутки, но на то есть профсоюзы, и вот эта золотая середина или баланс между стремлением бизнеса работать как можно больше и зарабатывать как можно больше и наличием таких институтов как профсоюзы, мне кажется, все расставит на свои места.

А вообще, проблема номер один, которая заключается в нашей врожденной авральности и недостатке планомерной деятельности, с моей точки зрения, одна из самых важных

24.10.2014
Провокация в рекламе позволяет достичь направленного эффекта
12 комментариев Провокация в рекламе позволяет достичь направленного эффекта

Я полагаю, что от негативной рекламы отказаться нельзя. Если у потребителя повышается давление от просмотра рекламы, он может ее просто не смотреть, у него для этого есть все возможности. Я могу понять, что потребитель пытается отгородиться от столкновения с неприятной для него действительностью. Это я могу представить достаточно хорошо. Если мы видим в социальной рекламе на плакате на улицах Москвы ребенка, об спину которого затушена сигарета, я совершенно убежден в действенности такой рекламы против курения. При этом я понимаю людей, которые хотят ограничить свой контакт с нею, потому что слишком серьезен раздражитель.

В результате рекламного воздействия должна возникать эмоция. Если нет эмоции, это абсолютно неинтересно. Но человек не хочет сталкиваться с тем, что для него неприятно, и поэтому он готов закрыть глаза на курение, на то, что он разбивается на дороге от алкогольного опьянения, на то, что у него есть куча заболеваний. Проще на это закрыть глаза, и считать, что проблемы нет. Но проблема есть, и ее надо решать, и привлекать внимание людей. Это крайне тяжело. Рекламной информации настолько много, что без воздействия на эмоции, без того, чтобы зацепить человека, рассчитывать на какой-то эффект вообще не приходится.

Есть пример, который очень иллюстративен. Многие в субботу, воскресенье отправляются на дачу и едут по дорогам Московской области. Там такое огромное количество рекламных щитов, что хоть черта лысого нарисуй, вообще никто не заметит и не увидит. И когда мы пытаемся привлечь внимание к какой-то проблеме, то надо исходить из контекста, в котором мы об этой проблеме говорим, и из того, какой информацией окружен человек на данный момент времени. Если он живет в пустыне, то достаточно просто прокричать, сложив ручки рупором. А если он живет в таком огромном городе как Москва, то без, в некоторых случаях довольно острых, в некоторых случаях провокационных шагов, вряд ли мы сможем добиться должного эффекта.

16.05.2014
  • Евгений Бойченко Евгений Бойченко

    руководитель программы «МВА – Маркетинг-Менеджмент» Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»

    доцент

    Эксперт