Олег Бабич. Точка зрения.

3 комментария У работодателей фактически нет рычагов по исполнению обязательной вакцинации

Задача вакцинации населения регулируется несколькими правовыми нормами. В частности, Постановлением Правительства №825, в котором указан перечень работ, при которых необходима профилактическая вакцинация. Постановление главного государственного санитарного врача города Москвы об обязательной вакцинации отдельных категорий граждан от коронавирусной инфекции с этим перечнем коррелируется только в части работников сферы образования и медицинский учреждений, но никак не в части сферы услуг.
В целом Постановление главного санитарного врача довольно странное. Никаких обязательств в отношении работников в нем не указано, зато накладываются непонятные обязательства на работодателя. Нет указания, каким образом он должен обеспечить положенные цифры плана вакцинированных, никаких законных рычагов не было дано.  Ведь если в трудовом договоре и в должностной инструкции не прописано, что работники обязаны вакцинироваться или они не подпадают под утвержденный Правительством перечень, то каким образом руководитель может на них воздействовать? В отношении тех, кто обязан вакцинироваться за немотивированный отказ, согласно законодательству, могут быть применены конкретные санкции, в частности, отстранение от работы, но никак не увольнение. То есть, то, что сейчас делают власти, пытаясь снизить кривую заболеваемости, в рамки закона не во всем помещается.     

18.06.2021
2 комментария Любую трудовую дискриминацию доказать в суде практически невозм

Изначально было очевидно, что введение в УК РФ нормы о необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста (ст. 144.1), была некоей декларацией на фоне повышения пенсионного возраста. Однако статья есть, а уголовных дел по ней нет. По той причине, что нормы прописаны так, что привлечь к ответственности сложно.
Верховный суд в своем решении Пленума по нормам законодательства, связанным с трудовой дискриминацией, четко указал, что для того, чтобы привлечь работодателя к ответственности за увольнение лиц предпенсионного и пенсионного возраста должна быть аргументация, связанная именно с возрастом. Но кто же будет указывать в отказах или приказах об увольнении такую причину?
В России, к сожалению, практика выявления дискриминации на рабочих местах по различным признакам очень сложна. В судебном порядке доказать дискриминацию практически невозможно. Проблема существует, людям в таком возрасте труднее трудоустроиться, и, разумеется, когда происходят мероприятия по оптимизации численности, избавиться от тех людей, которые с точки зрения работодателя, отработали свое.  

09.04.2021
5 комментариев «Укрепление здоровья работающих»: почему нельзя штрафовать за курение?

В трудовом законодательстве чётко определено, что такое заработная плата, и никакие личные привычки влиять на оплату труда работника не могут. Такое понятие, как штраф, трудовым законодательством запрещено. Поэтому ни о каких штрафах за курение на работе речи идти не может. Другое дело, что работодатель может регулировать вопросы курения на рабочем месте, отслеживать дисциплину труда и не допускать перекуров работников каждые пять минут в ущерб трудовым обязанностям. Поощрять за здоровый образ жизни и отсутствие вредный привычки курения различными вариантами работодатель тоже имеет право.

В целом Программа «Укрепление здоровья работающих» - это смесь благих пожеланий и ряда незаконных положений. Видимо, когда ничего иного предложить ведомство в этом направлении не в силах, приходится писать такие документы. Как минимум, перед тем как разрабатывать и обнародовать такую программу Минздраву стоило бы направить её на согласование в Министерство труда, в Роструд, чтобы те, кто компетентен в трудовых отношениях, могли бы оценить законность тех или иных предложений и скорректировать их. 

30.08.2019
1 комментарий Надзорные органы тянут с расследованием невыплат зарплат пока не становится слишком поздно

С формальной точки зрения, у нас законом достаточно жёстко защищено право на оплачиваемый труд. Принудительный труд запрещён, при любой задолженности начисленной заработной платы более 15 дней работник вправе приостановить работу до полного погашения, у нас есть и административная ответственность в отношении работодателей-нарушителей, у нас есть и уголовная ответственность в отношении тех, кто злостно нарушает трудовое право и не выплачивает заработную плату.

Но на практике, конечно, мы сталкиваемся с массой различных историй, когда, несмотря на огромные задолженности, проблемы не решаются, людей футболят из одной государственной инстанции в другую, они пытаются что-то решить, иногда у них что-то получается, но это очень долго, а зачастую их усилия ничем не заканчиваются.

Чаще всего проблема в том, что долго раскачиваются и принимаются за работу наши структуры, ответственные за надзор и контроль, к тому же, с большой неохотой. А когда берутся за расследование, бывает уже поздно: предприятие доведено до такой ситуации, когда денег нет, непонятно, откуда их брать, а директор уже куда-то сбежал за границу. Поэтому все иные принудительные меры, в том числе, запрет на выезд уже бесполезны, и непонятно, что делать. А вот когда еще можно было вмешаться и не допустить такую ситуацию, когда начинались первые задержки выплат, вот тогда никто ничего не предпринимал.

Отчасти проблема и в том, что и люди сначала терпят, не обращаются в профсоюз, в трудовую инспекцию, прокуратуру, не используют иные методы борьбы. А ведь никто не защитит нас кроме нас самих – под лежачий камень вода течь не будет. Надо каждому работнику это помнить.

В качестве положительного примера, как надо работникам бороться за свои права, приведу пример закрывающегося завода «Форд» в городе Всеволожск. Лидеры их профсоюза добиваются того, чтобы уволенным работникам заплатили заработную плату за 2 года вперёд, как это произошло ранее при закрытии такого же завода в Румынии. Учитывая специфику их профсоюзов и самой компании, солидарные действия работников «Форд» по всему миру в поддержку всеволожцев, думаю, такое станет возможным и у нас. 

12.04.2019
4 комментария Упрощенный порядок взыскания долгов предполагает добросовестность нотариуса

Закон о возможности взыскания задолженностей до 100 тысяч, минуя суд и приставов, помноженный на то, что с недавних пор исполнительная надпись нотариуса, по законодательству об исполнительном производстве и нотариате относится к категории исполнительных документов, приведёт, на мой взгляд, к серьезным проблемам у граждан. Мы можем столкнуться не только с недобросовестностью управляющих компаний, иных организаций и граждан, но и самих нотариусов.

Когда речь идёт о судебном производстве, то, безусловно, как у взыскателя, так и у должника есть возможность предъявить свою позицию, доказательства, и неизвестно еще установит ли суд факт долга. С нотариусом всё упрощается. Но упрощается только для взыскателя. И это несправедливо. 

18.01.2019
1 комментарий Пенсионная реформа – следствие огромного серого рынка труда

Для сферы трудовых отношений уходящий год принёс как отрицательные, так и положительные изменения. Если говорить о позитивных изменениях, нужно сказать, что высшие судебные инстанции приняли много важных для трудящихся решений. В первую очередь, это Постановление Конституционного Суда, согласно которому оплата сверхурочной работы в выходные и праздничные дни должна начисляться в повышенном размере на все выплаты, а не только на оклад или тарифы. Это очень важно, потому, что работодатели, пользуясь недоурегулированностью трудового законодательства, недоплачивали многим работникам.

Следующий позитивный момент – это дополнительные выходные, предусмотренные для прохождения диспансеризации. Один день для каждого работника раз в три года, а для людей предпенсионного и пенсионного возраста – два дня ежегодно, это те оплачиваемые дни, которые человек может использовать, чтобы пойти проверить своё здоровые. На первый взгляд кажется, что это несущественно, но тем же работникам предпенсионного возраста, по сути, добавляется два оплачиваемых дня к ежегодному отпуску.

К сожалению, пока никак не решается вопрос о законодательном закреплении ставки минимальной почасовой оплаты. Инициативы об этом возникали неоднократно, но принципиального согласия на закрепление ставки Правительство не даёт.

На ежегодной пресс-конференции Владимир Путин озвучил цифру, что в России уровень безработицы составляет 5%, тогда как, например, в Испании – 14%. Тут стоит оговориться, что у нас есть такое понятие, как скрытая безработица. А если её считать методикой, по которой безработными считаются те, кому задерживают или не выплачивают заработную плату, или которые получают менее определенного уровня, то, конечно, у нас реальная безработица значительно выше, чем сегодня дает статистика. Гордиться нам тут, конечно, нечем, и надо понимать, что пенсионная реформа – это следствие этого огромнейшего серого рынка, при котором 30 миллионов граждан никак не оформлены, где-то работают, получают доходы, но при этом не платят с них никаких налогов и отчислений. От этого страдают и бюджеты всех уровней, и Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. 

21.12.2018
2 комментария Работодатели слабо отвечают за жизнь и здоровье своих работников

Официальная статистика Росстата и Минтруда показывает, что количество несчастных случаев на производстве, в том числе, со смертельным исходом, тяжкими или средними последствиями для здоровья, неизменно уменьшается в течение пяти последних лет. Это факт. Другой вопрос, что причиной этого явилось не повышение степени ответственности работодателей за жизнь и здоровье своих работников. Я полагаю, что на снижение повлияли другие причины, например, сокращение производства в результате кризисных явлений. Многие автозаводы, например, за последние годы стали меньше работать. Меньше рабочего времени – меньше возможности получить тот самый несчастный случай.

Вторая причина – введение новой системы учета условий труда, когда при наличии несчастного случая работодатель начинает платить в дальнейшем повышенные взносы в Фонд социального страхования, стимулирует добросовестных работодателей вкладывать больше денег в охрану труда, а не очень добросовестных просто скрывать эти несчастные случаи. Когда при 200-тысячном коллективе произойдет один несчастный случай, работодателю придется платить не 2% отчислений в Фонд, а 9%. Это серьезная сумма, поэтому проще втихомолку договориться с работником, ничего нигде не фиксировать, заплатить денег за его лечение, выдать премию. 

Кроме того, имеет место т.н. чёрная трудовая деятельность, когда работники, в частности, мигранты не оформляются. Поэтому верить официальной статистике нужно с определёнными оговорками.

Наказывать недобросовестных работодателей можно, но для этого надо ответственно относиться к проверкам. Делать это не тогда, когда что-то случилось, а постоянно. Проверять, все ли работники на стройках, иных производствах находятся в трудовых отношениях, на каких основаниях они приняты. Должны применяться достаточно серьезные меры воздействия на работодателя, если будут обнаруживаться подобные случаи.
Пока мы, наоборот, видим новые веяния, т.н. чек-листы, самопроверки, и другое. Государство таким образом снимает с себя часть контрольных функций и отдаёт их работодателям, надеясь на их добросовестность. Но что-то я не очень верю, что у нас подавляющее большинство работодателей будут добросовестными в этой сфере.

Кроме того, у нас существуют большие проблемы с компенсациями – жизнь и здоровье людей очень дёшево ценится. Более того, если человек пойдет, получив травму или увечье в суд, и потребует повышенного размера компенсации, то, скорее всего, ему компенсируют всё, что он потратил на лечение, но моральный ущерб будет копеечным. Это всё звенья одной цепи: работодатели слабо отвечают за жизнь и здоровье своих работников. 

07.12.2018
3 комментария Проект Минтруда по переквалификации «предпенсионеров» не будет иметь решающего значения для тех, кто может потерять работу

Министр труда Максим Топилин в ходе правительственного часа в Совете Федерации заявил, что в 2018 году зарплаты россиян росли «беспрецедентными темпами» и увеличились более чем на 10%. Статистика, как известно, вещь упрямая и объективная, если не имеет других целей. Подобный рост произошёл, скорее, не благодаря, а вопреки. Дело в том, что в мае вступил в силу закон, по которому минимальная заработная плата должна быть не менее минимального размера оплаты труда, установленного на соответствующих уровнях.

После этого большому числу бюджетников, которым вопреки закону, вопреки здравой логике во многих регионах платили заработную плату ниже МРОТ, наконец-то стали платить хотя бы в объеме МРОТ. Кроме того, Конституционный суд высказался о том, что северянам при выплате заработной платы, надбавки за работу в районах Крайнего Севера должны производиться не в составе МРОТ, а на размер МРОТ.

Соответственно, все эти моменты, так или иначе, привели к повышению заработной платы в целом по стране на 10%. Но это просто так сложилось. Никто теперь не говорит, что в течение значительного количества времени в отношении массы трудящихся нарушался закон. Теперь он стал выполняться, и произошел автоматических рост заработной платы в относительных цифрах. Но по той же самой статистике, реальные доходы граждан относительно цен не выросли, а, наоборот, упали.

Что касается заявленного проекта Минтруда по переквалификации граждан пенсионного возраста, то сам по себе он неплох. Вопрос в том, насколько он будет реализован, и действительно поможет массе людей, которые могут оказаться не у дел, без работы в связи с изменениями в пенсионном законодательстве. Ну, переобучим человека, а если он проживает в каком-то населенном пункте, где переобучай - не переобучай, а рабочих мест нет? И что дальше? Этот проект не будет иметь решающего значения для людей, которые могут потерять работу. Другое дело – для тех, кто деньги на реализацию Программы будет осваивать. Для красивой статистики, для отчетов наших чиновников он будет весьма хорош. Президенту доложат, отрапортуют, и, возможно, кто-то даже получит очередные «звездочки» и благодарности. 

26.10.2018
3 комментария У государства нет внятной политики в отношении самозанятых

Несмотря на большое количество законодательных инициатив и попыток систематизировать сферу замозанятых, государству вряд ли это удастся. Потому, что  оно не имеет какой-либо сформулированной политики в отношении этой огромной категории людей. Для начала надо самим определиться, какую систему мы хотим выстроить, в каком виде самозанятые должны осуществлять свою деятельность – должны ли это быть  трудовые либо гражданско-правовые отношения, это должны быть патенты либо классическое налогообложение с отчислением в различные фонды и  подоходным налогом? 

Необходимо придумать «кнут и пряник», должны быть какие-то стимулы, которые будут поощрять самозанятых регистрироваться в качестве таковых. Тогда, наверное, и начнет что-то получаться.

В этом и есть основная проблема и причина пробуксовки – в новой общественной парадигме мы живем уже больше двадцати лет, а никакого внятного,  понятного, комплексного регулирования деятельности самозанятых предложено не было. И даже в нынешних предложениях его не видно. Например, сейчас разработан законопроект – поправки в ТК, по которому всех самозанятых пытаются вывести из-под трудовых отношений. Видимо, государство считает, что это должны быть исключительно гражданско-правовые отношения. Я думаю, что это не очень правильно. То же можно сказать и о предложении ограничить самозанятых социальной пенсией. И не просто так, а еще и с выходом на пенсию в 72 года,  если человек не будет перечислять необходимые отчисления в фонды. Не очень понятно, почему так. У человека идет стаж, он работает и не его вина, что экономическая ситуация и политика, которая проводится в стране не может обеспечить людей нормальной работой и люди вынуждены идти по пути самозанятости. Это предложение просто уже ниже плинтуса. Практически мы заставим людей работать до конца своих дней. Потому, что на такую пенсию прожить точно невозможно.

Кроме того, предлагаемые размеры патентов либо налогов никак не дифференцируются, и если человек работает, допустим, нянечкой, имея доход 20 тысяч в месяц, а ему говорят: плати 3 тысячи патент, конечно, он задумается, что это слишком много, и начнет уходить в тень. Должна быть четкая дифференциация по видам деятельности и доходу от нее,  для кого-то три тысячи – это много, а для кого-то мало, подход должен быть гибче. 

17.08.2018
1 комментарий Все положительные законопроекты меркнут перед решением повысить пенсионный возраст

С точки зрения защиты прав работающих граждан важным является принятие закона о повышении МРОТ. К сожалению, у нас далеко не все работники получают высокие заработные платы, и для них это хорошая новость. Второй важный закон – об обязательном предоставлении одного дня раз в три года для прохождения диспансеризации.

Но обе эти законодательные инициативы меркнут перед принятым пока в первом чтении и вызвавшим сильнейший негативный общественный резонанс законопроектом о повышении пенсионного возраста. Уже принятый, но как-то мало обсуждаемый закон о повышении ставки НДС, тоже ухудшит положение граждан: он отразится на каждом, ведь увеличение ставки НДС разгоняет инфляцию, бьет по карману. Увеличение с 1 января 2019 стоимости товаров в среднем на 2%, может, для кого-то и пройдет незамеченным, но для большинства окажется существенным для их семейного бюджета. Уже подсчитано, что в год это повышение обойдется каждому россиянину в 4 250 рублей.

Не одобряют профсоюзы и инициативу ввести ответственность для работодателей, увольняющих людей предпенсионного возраста. Почему мы выделяем только эту категорию людей и не даем право работодателям на оптимизацию производства? Есть много вопросов к этой инициативе, и не факт, что она будет принята.

Ну и, конечно, совсем странной выглядит предложенная сенатором Беляковым инициатива, наделяющая правом работодателя увольнять работников за нахождение в нерабочее время в состоянии алкогольного опьянения. Руководитель регулирует трудовую деятельность работника, только когда он исполняет свои обязанности. Чем неправомерным во внерабочее время занимается человек, должно интересовать только правоохранительные органы. 

27.07.2018
  • Олег Бабич Олег Бабич

    Заместитель председателя Федерации профсоюзов России, секретарь Объединения рабочих профсоюзов «Защита Труда»

    Эксперт