Статья за обещание взятки ударит по самым незащищенным слоям населения

Статья за обещание взятки ударит по самым незащищенным слоям населения

К сожалению, вероятнее всего, если инициатива о введении уголовного наказания за обещание взятки будет принята в том виде, в каком предлагается, это ударит не по основным виновникам преступлений, а по людям, которые оказались в ситуации вынужденной. То есть здесь мы искореняем не саму коррупцию, как таковую, а пытаемся социально незащищенных или не очень разумных людей, которые пытаются решить определенные серьезные проблемы. Например, в медицинских организациях, когда люди пытаются решить какие-то свои проблемы по здоровью с врачами непосредственно. Мы говорим о, так скажем, тех структурах, которые не являются самыми криминально опасными. Этими изменениями, мне кажется, мы приведем к очередной волне привлечения к уголовной ответственности, и статистика будет вероятнее всего вполне вменяемая. Но это будет не борьба с коррупцией, это будут очередные поражающие социальные сети совершенно эпические, смешные в данном случае сложно сказать,  эпические случаи, когдак уголовной ответственности будут привлекать бабушек за варенье и яблочки, когда к уголовной ответственности будут привлекать родителей за то, что они пытались пробить какие-то лекарства детям и т.д., и соответственно никаким образом мы не решим основную проблему.

Кроме того, сам умысел на взятку это вещь в себе. Каким образом доказать умысел? Когда взятка дана, когда деньги переданы, уже понятно, что существует состав преступления, который можно каким-то образом описать и доказать. А когда говорят «я тебя отблагодарю», «я передам тебе деньги» это умысел или не умысел? Да, это слова, которые могут не иметь под собой однозначного намерения дать деньги, а слова «я тебя отблагодарю» могут иметь массу разных смыслов. Норма не будет рабочей, она не решит тех проблем, на которые собственно законодательство должно обращать особое внимание. И уж совершенно точно во властьдержащих кругах она не решит проблему взяточничества.

24.10.2016

Юлия Галуева

 в избранное

Позднее об этом

  • Уголовное наказание за обещание взятки необходимо комментировать Уголовное наказание за обещание взятки необходимо

    Инициатива ввести уголовное наказание за обещание взятки имеет свою правовую и практическую логику, поскольку такой вид преступления, даже этап преступления – договориться, подготовить почву, пообещать коммерческий подкуп и спровоцировать тем самым чиновников либо коммерсантов на коммерческий подкуп, на взятку - существует повсеместно. Сегодня даже появился отдельный класс бывших чиновников, которые развивают целое направление такого коррупционного рода деятельности. Если есть такое направление деятельности, значит надо выстраивать для него, в том числе, и порядок ответственности.

    Работать эта инициатива может с исторической точки зрения. Можно фиксировать определенные договоренности с помощью технических средств. Когда есть оперативная информация, теоретически эту ситуацию можно реализовывать. Насчет торговли своим публичным положением это норма, которая фактически необходима для реализации международных обязательств РФ. Поэтому мы все равно должны эту норму реализовывать. Анатолий Выборный человек крайне грамотный, мы с ним работали, тем более он прошел очень большой путь и в прокуратуре, и в администрации, он понимает практическую составляющую. Естественно, инициативу будет нужно еще обкатывать с практической точки зрения, но как основа для рассмотрения, причем серьезная основа, я думаю она неплоха.

    24.10.2016
  • Как только наведем порядок в сферах жизнеобеспечения граждан, про коррупцию забудем комментировать Как только наведем порядок в сферах жизнеобеспечения граждан, про коррупцию забудем

    Сегодня зарубежные новации, которые пытаются адаптировать в зарубежном законодательстве, работать врядли будут или будут работать с большими искривлениями и искажениями по той причине, что наша государственная общественно-социальная среда коренным образом отличается от той общественно-государственной среды за рубежом. Для того, чтобы проиллюстрировать свою мысль, обращусь к некоторым из сфер.

    Вот возьмем сферу здравоохранения, больницы. Я как человек, который включен в эту систему, пытаюсь рассуждать и вижу, что система разбалансирована. Вы приходите в одну больницу, вас не лечат или добавляют к уже имеющимся болезням пучок других, вы приходите в другую больницу, вас не лечат, в третью, не лечат, и наконец попадаете, может быть, в хорошую больницу, и рядовой нормальный врач оказывает вам помощь. И после того, как вы прошли эти муки, вы готовы этого, просто выполняющего свой долг на своем месте врача, специалиста, выполняющего добросовестно свою работу, отблагодарить, вы хотите отблагодарить. Все предыдущие ваши скитания по нашей системе здравоохранения никакого результата не дали, более того, вы видели, что только карманы у врачей оттопыриваются, у вас тянут деньги, вам ставят несуществующие диагнозы с одним намерением – загнать вас в угол, чтобы тянуть из вас деньги. И вот находится человек, который оказывает помощь, и наш российский человек готов, говоря языком новых предложений законодательства, дать, пообещать какую-то незаконную взятку.

    Я хочу вернуться к главной проблеме: система полностью разбалансирована. Новые требования законодательства были бы разумны, если бы в любой из больниц нам оказывали должную квалифицированную помощь. А сегодня мы видим, в социальной сфере это повсеместно, работают кадры, которые по своей квалификации не идут ни в какое сравнение с зарубежными кадрами. Как ты их томографами не оснащай, помощь квалифицированную оказать, честно выполнить свой долг эти люди не в состоянии. Мы должны, рассуждая о коррупции, о проблеме преодоления коррупции, обращать внимание не только на какие-то точечные меры, заимствованные, работающие где-то там, но и на состояние в целом серьезных сфер, которые затрагивают жизнедеятельность любого из граждан России.

    Вот та же сфера здравоохранения, к примеру. Я принимала участие в проекте общественных экспертиз социальных проектов города Москвы, и мы обсуждали в частности проблемы здравоохранения. Выступают люди из департамента здравоохранения, жалуются, что граждане , жители Москвы, не оставляют отзывы в поликлиниках. На мой резонный вопрос по поводу того, что неужели нет жалоб, ответили, что жалобы есть, но отзывов нет. Что за этим стоит? За этим стоит стремление размыть простую систему обращений граждан по поводу острых проблем. То есть нам бы потом, если бы отзывы были, говорили, что 99% граждан отзываются, что поликлиника работает хорошо, один только против.

    Мы должны, еще раз я хочу акцентировать внимание на этой мысли, заняться не только и не собственно антикоррупционными мерами, мы должны в нормальное состояние, стабильное состояние, современное состояние привести многие властные сферы, которые поражены коррупцией. Эти решения лежат, как правило, за пределами конкретных точечных антикоррупционных уколов. Вот я вижу, например, кадры здравоохранения. Они в ужасном состоянии, люди не выполняют свой долг, не снабжаются больницы необходимым. Если у вас нет родственников и вы попали в одну из наших городских больниц, я не буду называть номера, все, пропал человек. Это очень важная вещь, и это касается не только сферы здравоохранения.

    Посмотрите, что у нас происходит в сфере ЖКХ. Люди вопят, кричат, я не знаю, как еще они могут выразить свою обеспокоенность, протест, как они могут заявить о своих проблемах, настаивая на том, что все, касающееся управляющих компаний, не работает. Где-то, может быть, отдельные хорошие результаты есть. А вот огромный новый микрорайон города Одинцово «Новая Трехгорка», где до сих пор не закончена борьба с управляющими компаниями, всю прошлую зиму провел в фекалиях. Тысячи людей были в затопленных фекалиями домах. И что? За этим стоит коррупционное взаимодействие, конечно. Как могли управляющие компании добиться того, что им снова дали все разрешения на управления домами, не давая взяток? Я даже не представляю себе, как после всего прошлого года, после прошлой зимы, могут снова быть оставлены на управление домами прежние компании. Я убеждена, здесь я снова к основной мысли возвращаюсь, что многие системы жизнеобеспечения граждан России разбалансированы. Именно эта разбалансировка порождает коррупцию.

    Более того, в нашем законодательстве принимаются такие меры, которые могут быть восприняты как потворствование бандитам. Когда мы принимаем законы, мы не освобождают от чего-то, а наоборот, провоцируем продолжение коррупционного рода взаимодействий продолжались и дальше. Ну вот смотрите, идут сообщения о захвате земель. В Госдуме была несколько недель назад информация о том, что прорабатывают закон о том, чтобы сельские дороги передать каким-то частным управляющим. К чему это может привести? Только к новым рейдерским захватам уже не отдельных земель, а целых садоводческих товариществ, районов. Как можно этого не понимать, как можно этого не видеть?

    У нас недавно в Москве прошла презентация книги «Анатомия посткоммунистического мафиозного государства: На примере Венгрии» венгерского общественного деятеля, исследователя, социолога Балента Мадьяра. Она произвела на меня большое впечатление. Он написал книгу о своем государстве, назвав современную Венгрию мафиозным государством, и показал, как коррупционные взаимодействия проникли во все мыслимые и немыслимые сферы, как научились коррупционеры из всего, из воздуха извлекать свой коррупционный доход. Он утверждает в своем труде, что в Венгрии сегодня есть даже так называемое «право на коррупцию», когда создается какой-то круг людей, круг организаций, которым можно все. Они захватили государственные структуры, принимают в угоду своих интересов законы, подавляя на основании каких-то других законодательных актов все остальные проявления любых общественных несогласий, любые общественные телодвижения. Я не хотела бы, чтобы моя страна была охарактеризована кем-либо из специалистов подобным образом. Для того, чтобы этого избежать, мы очень серьезно должно заниматься теми сферами, о которых и так получено достаточно информации об их неблагополучном положении. Я убеждена, что по итогам прямой линии Президента, когда было получено 4 млн. обращений, можно составить карту этих неблагополучных социальных зон и настойчиво работать над тем, чтобы коренным образом улучшить то положение, которое сегодня в этих сферах есть. И вот как только это изменится, мы забудем про коррупцию.

    И в заключение хочу только один позитивный пример привести. Когда-то продавали очередь, вступали в преступный сговор с инспекторами, при постановке машин на учет. Сегодня есть электронная очередь, есть хронометраж этой операции, установилен регламент. Ты приходишь и никаких проблем, в течение 20 минут в городе Москве ставят на учет в любом отделении. Спасибо ГИБДД, что они в этой сфере навели порядок.

    24.10.2016
  • Как только наведем порядок в сферах жизнеобеспечения граждан, про коррупцию забудем комментировать Как только наведем порядок в сферах жизнеобеспечения граждан, про коррупцию забудем

    Сегодня зарубежные новации, которые пытаются адаптировать в зарубежном законодательстве, работать врядли будут или будут работать с большими искривлениями и искажениями по той причине, что наша государственная общественно-социальная среда коренным образом отличается от той общественно-государственной среды за рубежом. Для того, чтобы проиллюстрировать свою мысль, обращусь к некоторым из сфер.

    Вот возьмем сферу здравоохранения, больницы. Я как человек, который включен в эту систему, пытаюсь рассуждать и вижу, что система разбалансирована. Вы приходите в одну больницу, вас не лечат или добавляют к уже имеющимся болезням пучок других, вы приходите в другую больницу, вас не лечат, в третью, не лечат, и наконец попадаете, может быть, в хорошую больницу, и рядовой нормальный врач оказывает вам помощь. И после того, как вы прошли эти муки, вы готовы этого, просто выполняющего свой долг на своем месте врача, специалиста, выполняющего добросовестно свою работу, отблагодарить, вы хотите отблагодарить. Все предыдущие ваши скитания по нашей системе здравоохранения никакого результата не дали, более того, вы видели, что только карманы у врачей оттопыриваются, у вас тянут деньги, вам ставят несуществующие диагнозы с одним намерением – загнать вас в угол, чтобы тянуть из вас деньги. И вот находится человек, который оказывает помощь, и наш российский человек готов, говоря языком новых предложений законодательства, дать, пообещать какую-то незаконную взятку.

    Я хочу вернуться к главной проблеме: система полностью разбалансирована. Новые требования законодательства были бы разумны, если бы в любой из больниц нам оказывали должную квалифицированную помощь. А сегодня мы видим, в социальной сфере это повсеместно, работают кадры, которые по своей квалификации не идут ни в какое сравнение с зарубежными кадрами. Как ты их томографами не оснащай, помощь квалифицированную оказать, честно выполнить свой долг эти люди не в состоянии. Мы должны, рассуждая о коррупции, о проблеме преодоления коррупции, обращать внимание не только на какие-то точечные меры, заимствованные, работающие где-то там, но и на состояние в целом серьезных сфер, которые затрагивают жизнедеятельность любого из граждан России.

    Вот та же сфера здравоохранения, к примеру. Я принимала участие в проекте общественных экспертиз социальных проектов города Москвы, и мы обсуждали в частности проблемы здравоохранения. Выступают люди из департамента здравоохранения, жалуются, что граждане , жители Москвы, не оставляют отзывы в поликлиниках. На мой резонный вопрос по поводу того, что неужели нет жалоб, ответили, что жалобы есть, но отзывов нет. Что за этим стоит? За этим стоит стремление размыть простую систему обращений граждан по поводу острых проблем. То есть нам бы потом, если бы отзывы были, говорили, что 99% граждан отзываются, что поликлиника работает хорошо, один только против.

    Мы должны, еще раз я хочу акцентировать внимание на этой мысли, заняться не только и не собственно антикоррупционными мерами, мы должны в нормальное состояние, стабильное состояние, современное состояние привести многие властные сферы, которые поражены коррупцией. Эти решения лежат, как правило, за пределами конкретных точечных антикоррупционных уколов. Вот я вижу, например, кадры здравоохранения. Они в ужасном состоянии, люди не выполняют свой долг, не снабжаются больницы необходимым. Если у вас нет родственников и вы попали в одну из наших городских больниц, я не буду называть номера, все, пропал человек. Это очень важная вещь, и это касается не только сферы здравоохранения.

    Посмотрите, что у нас происходит в сфере ЖКХ. Люди вопят, кричат, я не знаю, как еще они могут выразить свою обеспокоенность, протест, как они могут заявить о своих проблемах, настаивая на том, что все, касающееся управляющих компаний, не работает. Где-то, может быть, отдельные хорошие результаты есть. А вот огромный новый микрорайон города Одинцово «Новая Трехгорка», где до сих пор не закончена борьба с управляющими компаниями, всю прошлую зиму провел в фекалиях. Тысячи людей были в затопленных фекалиями домах. И что? За этим стоит коррупционное взаимодействие, конечно. Как могли управляющие компании добиться того, что им снова дали все разрешения на управления домами, не давая взяток? Я даже не представляю себе, как после всего прошлого года, после прошлой зимы, могут снова быть оставлены на управление домами прежние компании. Я убеждена, здесь я снова к основной мысли возвращаюсь, что многие системы жизнеобеспечения граждан России разбалансированы. Именно эта разбалансировка порождает коррупцию.

    Более того, в нашем законодательстве принимаются такие меры, которые могут быть восприняты как потворствование бандитам. Когда мы принимаем законы, мы не освобождают от чего-то, а наоборот, провоцируем продолжение коррупционного рода взаимодействий продолжались и дальше. Ну вот смотрите, идут сообщения о захвате земель. В Госдуме была несколько недель назад информация о том, что прорабатывают закон о том, чтобы сельские дороги передать каким-то частным управляющим. К чему это может привести? Только к новым рейдерским захватам уже не отдельных земель, а целых садоводческих товариществ, районов. Как можно этого не понимать, как можно этого не видеть?

    У нас недавно в Москве прошла презентация книги «Анатомия посткоммунистического мафиозного государства: На примере Венгрии» венгерского общественного деятеля, исследователя, социолога Балента Мадьяра. Она произвела на меня большое впечатление. Он написал книгу о своем государстве, назвав современную Венгрию мафиозным государством, и показал, как коррупционные взаимодействия проникли во все мыслимые и немыслимые сферы, как научились коррупционеры из всего, из воздуха извлекать свой коррупционный доход. Он утверждает в своем труде, что в Венгрии сегодня есть даже так называемое «право на коррупцию», когда создается какой-то круг людей, круг организаций, которым можно все. Они захватили государственные структуры, принимают в угоду своих интересов законы, подавляя на основании каких-то других законодательных актов все остальные проявления любых общественных несогласий, любые общественные телодвижения. Я не хотела бы, чтобы моя страна была охарактеризована кем-либо из специалистов подобным образом. Для того, чтобы этого избежать, мы очень серьезно должно заниматься теми сферами, о которых и так получено достаточно информации об их неблагополучном положении. Я убеждена, что по итогам прямой линии Президента, когда было получено 4 млн. обращений, можно составить карту этих неблагополучных социальных зон и настойчиво работать над тем, чтобы коренным образом улучшить то положение, которое сегодня в этих сферах есть. И вот как только это изменится, мы забудем про коррупцию.

    И в заключение хочу только один позитивный пример привести. Когда-то продавали очередь, вступали в преступный сговор с инспекторами, при постановке машин на учет. Сегодня есть электронная очередь, есть хронометраж этой операции, установилен регламент. Ты приходишь и никаких проблем, в течение 20 минут в городе Москве ставят на учет в любом отделении. Спасибо ГИБДД, что они в этой сфере навели порядок.

    24.10.2016

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
  • Юлия Галуева Юлия Галуева

    адвокат, руководитель юридического департамента Национальной юридической службы

    Эксперт