О проекте Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств. Факты, аналитика и прогноз

Уважаемые коллеги!

Самым обсуждаемым вопросом профессионально-научной общественностью в настоящее время, безусловно, является проект Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий. Решение опубликовать данную статью вызвано тем, что к нам ежедневно поступает много запросов о возможных сроках принятия и введения в действие новых программ, а так же тем огромным количеством недостоверной информации, распространяемой на эту тему различными источниками.

Разработка проекта Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств велась на основании постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 980 «Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Для разработки программ Министерством образования и науки РФ была сформирована   рабочая группа, в состав которой вошли представители Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора, Министерства транспорта РФ, ГУОБДД МВД РФ, эксперты МАДИ, ОНМЦ министерства транспорта, ФОАШ, ДОСААФ, МААШ, ЮАШ, экспертного центра «Движение без опасности». В настоящее время проект рассмотрен и согласован четырьмя ведомствами – Министерством образования и науки РФ, Министерством транспорта РФ, МВД РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ. В процессе работы над программами шло широкое обсуждение модульной концепции, содержания учебных предметов, необходимого количества и продолжительности учебных часов, требований, предъявляемых к педагогическому составу автошкол, к площадкам и автодромам и многое другое. У широкой профессиональной общественности были все возможности для того, чтобы высказать свое обоснованное мнение и быть услышанными.

За время общественно-профессионального обсуждения программ было проведено два Всероссийских опроса образовательных организаций по самым спорным положениям проекта Примерных программ. Однако некоторые лица и организации, называющие себя «профессиональным сообществом» вместо того, чтобы высказывать конструктивные предложения, предпочитают всячески противодействовать принятию необходимых документов. В ход шли и продолжают идти все возможные средства, лежащие далеко за гранью общепринятых норм морали и профессиональной этики. Почему все это происходит? Введение в действие новых программ очень затруднит, либо сделает и вовсе невозможной деятельность "серых" и "портфельных" автошкол и исключит возможность продажи свидетельств недобросовестными организациями без освоения программ в полном объеме. Поскольку кроме содержания учебных предметов, программы содержат обязательные результаты освоения, условия реализации, систему оценки результатов освоения Примерной программы, требования к учебно-материальной базе автошкол.

Впервые предложены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств, а построение образовательного процесса разделено на циклы: базовый (изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию); специальный, необходимый для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории; дополнительный профессиональный цикл.

Введение дополнительного профессионального цикла связано с тем, что Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" подготовка водителей отнесена к профессиональному обучению. В свою очередь, Федеральным законом "Об образовании в РФ" установлено, что профессиональное обучение в образовательной организации заканчивается квалификационным экзаменом и присвоением соответствующего разряда, класса или категории, что подтверждается свидетельством о профессии водителя. Члены рабочей группы при разработке программ не могли игнорировать требования действующего законодательства, несмотря на то, что профессиональная часть дисциплин нужна далеко не всем кандидатам в водители, а только тем, кто собирается в дальнейшем работать по найму. Однако для этого необходимо внесение изменений в федеральное законодательство и профессиональные стандарты водителей транспортных средств соответствующих категорий, в которых требования к водителям, работающим по найму, выделены в отдельный блок. Проект такого стандарта еще летом был подготовлен МААШ совместно с МАДИ и НИИАТ.

Если данная концепция стандарта будет принята в официальном порядке, это даст возможность в ближайшее время доработать примерные программы подготовки водителей в соответствии с требованиями стандарта.

В настоящее время проект программ профессионального обучения включает в себя:

- 16 программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий («A», «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE», «Tm», «Tb», «M», «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E») в соответствии с нормами новой редакции Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Особое внимание в программах уделено вопросам психологии водителя, поэтому в теоретическом курсе появился новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя». В процессе освоения этого предмета учащиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов в процессе психологического практикума. В предмете «Основы управления транспортным средством» впервые предложено изучение принципов экологичного и экономичного управления транспортным средством, а также таких вопросов, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность. Количество часов по предмету «Первая помощь» сокращено на треть. Вождение разделено: для тех, кто будет обучаться на транспортных средствах с автоматической трансмиссией предусмотрен свой учебный план, а для обучающихся на механике – свой. Еще одна отличительная черта новых программ – это возможность применения активных методов в обучении кандидатов в водители, поскольку в учебном плане каждого предмета предусмотрено значительное количество часов на практические занятия.

-10 программ переподготовки: с категории «В» на категорию «С», с категории «В» на подкатегорию «С1», с категории «В» на категорию «D», с категории «В» на подкатегорию «D1», с категории «С» на категорию «В», с категории «С» на категорию «D», с категории «С» на подкатегорию «D1», с категории «D» на категорию «В», с категории «D» на категорию «С», с категории «D» на подкатегорию «С1»

Безусловно, это неполный перечень программ переподготовки. Однако, учитывая, что проблема с программами переподготовки стояла очень остро, начиная с 2010 года, когда приказом № 636 Минобрнауки Росси были утверждены действующие сегодня Примерные программы подготовки водителей транспортных средств, а соответствующие им программы переподготовки разработаны и утверждены не были, рабочей группой в кратчайшие сроки были подготовлены проекты 10, наиболее востребованных программ, для того, чтобы автошколы смогли получить лицензии на переподготовку, а граждане смогли переподготавливаться на соответствующие категории (подкатегории) в приемлемые сроки и по умеренным ценам. В 2014 году работа над программами переподготовки будет продолжена. Для того, чтобы были предусмотрены все возможные переходы из категории (подкатегории) в категорию (подкатегорию), предстоит разработка пакета, содержащего еще 21 программу переподготовки.

-2 программы повышения квалификации: категорий «М», «А», подкатегорий «А1», «В1» с автоматической трансмиссией; категорий «В», «С», «D», подкатегорий «В1», «С1», «D1» с автоматической трансмиссией.

Это программы для тех водителей, которые, имея специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, захотят получить право на управление транспортным средством с механической трансмиссией. Программы очень короткие и включают только вождение транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта. Стоит отметить, что подкатегория В1 встречается и в программе повышения квалификации для мототранспорта (для трициклов и квадрициклов с мотоциклетной посадкой и рулем мотоциклетного типа), и в программе повышения квалификации для автотранспорта (для трициклов и квадрициклов, кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа).

Модульный принцип построения программ имеет значительные преимущества: при незначительном увеличении общего количества часов (так, например, в категории «В» - это 38 часов по сравнению с действующими программами) перезачет базового цикла предметов (а это 86 часов учебного времени), позволит значительно (практически вдвое) сократить сроки, и, соответственно, цены на обучение для тех, кто имеет любую открытую категорию или подкатегорию. При этом вступление действие данной нормы заложено с момента утверждения программ. Так, например, если у Вас открыта категория «А», Вы сможете обучиться на категорию «В» за 108 часов вместо 196 часов. Впрочем, для тех, кто захочет по собственной инициативе освежить знания – такая возможность тоже предусмотрена. При желании базовый цикл можно (а иногда и нужно) будет повторить.

Большим преимуществом для образовательных организаций является то, что базовый цикл одинаков во всех программах подготовки на категории и подкатегории (за исключением программ подготовки на категории ВЕ, СЕ, DЕ, и соответствующие подкатегории, в которых базовый цикл в принципе отсутствует). Это даст возможность одновременно проводить занятия с учащимися, независимо от того, на какую категорию или подкатегорию они пришли обучаться. Ведь не секрет, что набрать полную группу на категории «А», «С», «D» (а теперь добавятся и соответствующие подкатегории), не всегда представляется возможным по объективным причинам.

Почему необходимо скорейшее принятие новых программ?

Во-первых, пока нет новых программ - граждане страны не могут реализовать свои права на получение новых категорий и подкатегорий.

Во-вторых, в отсутствии новых программ затруднено прохождение процедуры лицензирования автошколами, поскольку не выдаются заключения ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы автошкол установленным требованиям.

В-третьих, пока не будут приняты программы, не начнут действовать механизмы повышения качества работы самих автошкол, заложенные в проекте, и соответственно, качество подготовки водителей будет оставаться на прежнем уровне.

И наконец, из-за отсутствия программ в весенний период можно спрогнозировать очередной всплеск аварийности с участием мопедов и скутеров. Объясняется это тем, что даже если в самое ближайшее время программы вступят в действие, автошколам понадобится некоторое время на получение лицензий, которое занимает 1,5-2 месяца в лучшем случае. После чего начнется первый набор на обучение категории «М». Отучившись, необходимо будет пройти экзаменационные испытания в ГАИ. То есть первые подготовленные водители мопедов и скутеров с законным водительским удостоверением появятся только к концу мая.

24.01.2014

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет