МУЗЕЙ ПРАВА

Остракизм — демократия в действии?

Многие полисы Древней Греции гордились своей свободой и были готовы на все, лишь бы сохранить ее. Особенно в этом усердствовали Афины — опора демократической формы правления в античном мире. В самом знаменитом, наряду со Спартой, древнегреческом городе-государстве вся полнота власти принадлежала народу (отсюда сам термин «демократия»), который на собраниях решал основные политические вопросы. А поскольку афиняне особенно боялись того, что устойчивость их государственного строя может быть поколеблена сторонниками монархического или аристократического правления, то жители стремились всячески ограничить возможность переворота. Для этого, как написал великий философ Аристотель, в Афинах была изобретена процедура остракизма.


Афинские остраконы

После того, как народ сверг наследников тирана Писистрата, крупный афинский реформатор Клисфен предложил во избежание прихода нового тирана на специальном собрании выбирать самого опасного для сохранности государственности жителя и по результатам голосования отправлять его в ссылку. Для этого каждый афинянин наносил на черепок «остракон» одно имя, и «победитель» должен был подчиниться решению демоса.


Одно из первых упоминаний об остракизме сделал Аристотель

Однако первого реального использования остракизма пришлось ждать довольно долго. Первым неудачником стал тесть Писистрата Гиппарх. Существует мнение, что именно для борьбы с ним Клисфен решил ввести такой обычай. И если Гиппарх как представитель рода, совсем недавно стоявшего у власти, мог представлять опасность для афинской демократии, то многие иные изгнанные стали жертвами политических интриг.


Аристид по прозвищу «Справедливый»

Такова была судьба человека, которому Афины во многом были обязаны своим благополучием — Аристиду Справедливому. В 490 г. он командовал афинским войском в битве при Марафоне, когда решалась судьба его родного города: персы находили на расстоянии буквально одного перехода от ворот Афин. Блестящий военный талант Аристида помог грекам одержать победу, ставшую впоследствии легендарной. Однако это не спасло его от зависти политических противников. В 483 г. он был изгнан в результате процедуры остракизма. И ссылка его могла бы длиться многие годы, если бы несчастье родного города не избавило Аристида от тяжелой участи: новое вторжение персов поставило Афины и всю Грецию на край катастрофы. Поэтому на афинском ареопаге было решено вернуть Аристида, который впоследствии командовал войском в победоносной битве при Платее, и тем самым способствовал тому, что персы ушли из Пелопоннеса.


Фемистокл

Нечто подобное произошло и с другим триумфатором греко-персидских войн — Фемистоклом. Победитель в морском сражении при Саламине стал жертвой политических интриг афинской аристократии, которая испугалась растущего влияния полководца среди простого люда. Его обвинили в связях со Спартой и с Персией, после чего сослали. Долгие годы Фемистокл странствовал по греческим полисам, а затем отправился к персидскому царю, который встретил своего бывшего врага с небывалыми почестями как великого полководца. Так и не прощенный афинянами Фемистокл умер тихой смертью в одном из городов Малой Азии, который царь передал ему в управление.


Перикл

Остракизм был настолько серьезным оружием, что даже великий реформатор Перикл находился под угрозой ссылки: во всяком случае в ходе археологических раскопок были найдены многочисленные черепки с его именем, хотя Перикл не подвергся наказанию. Но постепенно влияние аристократических семей в политике Афин падало, что снижало и необходимость сохранения старого обычая. Уже в годы постепенного заката Афин, когда во главе государства все чаще становились незнатные, простые политики, остракизм было решено отменить. С 417 г. до н.э. этот как будто бы «демократический» обычай перестал существовать.