Константин Зискин

  • Зискин Константин В развитых странах получение второго образования на пенсии – особая фишка

    Университеты существуют уже почти тысячу лет, и за это время бывало всякое, в том числе и прием юных дарований на обучение. Университет устроен таким образом, что даже 14-летнему ребенку будет там странно и неуютно. И дело даже не в отдельных группах для таких детей или программах, которые технически можно освоить. Дело именно в психологической готовности и комфорте нахождения в университетской среде. Законодательно, думается, нет необходимости ограничивать нижние возрастные рамки обучения в вузе, но руководствоваться здравым смыслом стоит и руководству учебных заведений и поступающим.
    Что касается определения верхней планки поступления, то здесь как раз наоборот: в развитых странах сейчас есть особая «фишка» в том, что люди, уйдя на пенсию, начинают получать второе образование, чтобы не сидеть сложа руки и развиваться.   

    4 комментария
    04.02.2022 07:22:03
  • Зискин Константин Любая инновация в российских вузах тонет в бюрократии

    Утечка мозгов связана не с образованием как таковым, ведь до того, как люди получили образование, это утечкой мозгов не считается. Но если утекают и ухитряются быть встроенными в те структуры, куда они подались, то это как раз говорит о том, что в России с образованием все не так плохо, как говорят. Плохо как раз с работой для интеллектуально развитых граждан. Инженерам податься некуда, IT-компаний от силы два десятка наберется, то есть, по сравнению с тем, какие возможности есть в развитых странах, рынок труда для такой силы в России очень мал.
    При этом в России долгие годы велась жесточайшая компания по уничтожению частных вузов, тогда как первая десятка мирового рейтинга – практически все частные учебные заведения. А в государственном секторе все зарегулировано так, и система финансирования такова, что при продвижении любой инновации до 80% усилий тратится на бюрократические процедуры.  

    2 комментария
    29.10.2021 08:56:45
  • Зискин Константин Стимулировать к получению образования можно только высокой оплатой и соцпакетом

    Несколько лет назад Центр стратегий развития образования МГУ проводил комплексные исследования в Кемеровской области, в числе которого проводился опрос учителей. 30% из них не рассматривают образование важным для успеха в жизни. Понятно, что такие ответы они давали исходя из своего жизненного опыта. К сожалению, существует серьезный перекос в оплате труда педагогов, инженеров и уровнем доходов тех же успешных блогеров. Для того, чтобы его исправить, нужен комплексный подход, который, может, решаем не только повышением зарплаты, но и солидным соцпакетом, который стоит дать представителям таких профессий, как педагог, врач и так далее, тем, которые получают высшее образование, обучаясь не один год.
    К тому же современный мир устроен не совсем линейно с точки зрения получения образования, теперь недостаточно одного базового для долгой и успешной карьеры, молодые люди прекрасно осознают, что они могут прослушать курс лекций, отучиться на курсах, тем самым повысить свой уровень, получить...

    2 комментария
    02.09.2021 15:09:50
  • Зискин Константин Студенты приходят в вуз не после учебника, а после учителя

    Те студенты, которые сейчас приходят в вузы, по уровню школьной подготовки очень разные. Другое дело, что если раньше в педагогические вузы был большой конкурс, и попасть туда было сложно, то сейчас у нас почти поголовно получают высшее образование. Из-за этого, на мой взгляд, средний уровень выпускников выглядит ниже, чем в те времена.

    Надо сказать, что студенты приходят после школы не столько после учебников, сколько после учителей. Для хорошего учителя учебник – это не первый, не второй и даже не третий инструмент для обучения детей. Понятно, что учитель пользуется большим количеством разных учебников и методических пособий, формируя из них свою персональную систему обучения. Тем более, сейчас, когда информацию по любому вопросу можно найти, не выходя из дома. В этом смысле трудно, да и нет необходимости идти против цивилизации, новых технологий, веяний времени.

    Что касается опасений по поводу исчезновения из-за новых технологий профессии учителя, у меня есть американский...

    3 комментария
    01.03.2019 09:53:32
  • Зискин Константин Для хорошего учителя учебник – лишь один из многих инструментов

    Такие масштабные вещи как переход на преподавание по современным гаджетам не делаются одномоментно. Понятно, что всегда будет какая-то такая дисперсия, одни учителя быстро это освоят, каким-то будет сложнее. И понятно, что мы не можем одновременно всех учителей, знаете, так собрать в роту и обучить в какой-то абсолютно конкретный и короткий срок.Но, с другой стороны, мы знаем, что во всех традиционных пединститутах всегда была кафедра технических средств обучения. Вот, например, в МПГУ она уже достаточно давно и переформатировалась в кафедру информационных технологий в образовании, где даже более сложные аспекты информационных технологий рассматриваются.

    Если вспомнить московские школы, вот когда было повальное их оснащение электронными досками, то в целом не было такой вот серьезной проблемы, что учителя как-то это освоить не могут. Моя практика показывает, что даже электронная доска, которая, в общем, не самый простой, скажем так, инструмент или гаджет,  просто так не...

    6 комментариев
    13.09.2017 11:33:48
  • Зискин Константин Система профессиональной градации учителей должна стать более адекватной


    В той или иной форме, конечно, на Западе «уровни» учителе, так называемые грейды, существуют. И в Англии есть понятие «старший учитель». И даже в дореволюционной России, кстати, если к нашему опыту обращаться, статус учителей был не одинаков. Кроме того, уже сейчас у нас существует система аттестации, которая включает различные категории для учителя.

    Учительская профессия очень способствует «выгоранию» в том смысле, что стал учителем – и некуда стремиться. Никакой возможности, только уйти в администрирование, а это уже совсем другая область.

    В нашем институте, например, есть тренинговый центр, который работает с учителями. Мы видим, насколько тяжело учителю самому себя мотивировать, как-то развиваться. Так что эта система нужна для учителя. Другой вопрос, и здесь у меня всегда возникает сожаление, что хорошую идею начинают вводить таким образом, что она сразу выхолащивается и уходит в полную формализацию. По сути то, что сейчас предлагается, это попытка деформализовать...

    6 комментариев
    04.09.2017 13:57:25
  • Зискин Константин Чтобы звонок не оказался последним

    В конце 80-х, когда я заканчивал школу, праздник «Последнего звонка» был обычной линейкой и не более того. Со школой мы окончательно прощались только на выпускном вечере, а Последний звонок был формальным, не увеселительным мероприятием.  В наши дни следует понять, в какой форме должны выступать указания о формате этого празднования.

    Возможно, не следовало с такой помпой выдвигать инициативу, а достаточно было проинструктировать руководство школ, чтобы, готовя выпускные праздники, оно понимало и разъясняло ребятам, что Последний звонок это  еще не выпускной вечер.Я, честно говоря, думаю, что, если говорить о Законе об образовании,  там школам дана высокая автономия и в определении учебных планов, и проведении различных мероприятий,  это обычная ответственность школы. А шумиха вокруг школьных праздников вызвана  отношением к ним органов обеспечения безопасности, утверждающих, что тяжелые времена у них наступают в момент празднования Последнего звонка....

    6 комментариев
    11.07.2016 08:37:54
  • Константин Зискин Константин Зискин

    Заведующий отделом центра стратегий развития образования МГУ им. Ломоносова, кандидат педагогических наук

    Эксперт