ПЛЕМЯ ВАРИ ИЗ АМАЗОНИИ

ПЛЕМЯ ВАРИ ИЗ АМАЗОНИИ

Досье: Каннибалы. Часть 9. В этом племени вовсе и не считали, что они являются каннибалами, поскольку вражеские воины были для них обычной добычей, как любая другая.

Не все племена Амазонии занимались каннибализмом. А те, которые все же потребляли человеческую плоть, делали это по разным мотивам. Для племени Тупинамба, о котором мы уже рассказывали, каннибализм был актом возмездия для побежденных врагов по типу: если вы едите нас, то и мы съедим вас. Все просто. У племени же Вари был совершенно другой взгляд на окружающую действительность: они видели себя хищниками, окруженными добычей. Животные это или люди – не имеет никакого значения. Именно поэтому они поедают своих врагов, совершенно не отдавая себе отчет в том, что являются людоедами. Вари практиковали также «похоронный каннибализм», то есть поедали скончавшихся родственников. В 60-х годах прошлого века несколько этнологов хорошо изучили эти их обычаи.

Вражеская дичь
Когда-то это племя занимало обширную территорию в бразильском штате Рондония. Теперь же их осталась всего горстка. В былые времена вари жили в небольших семейных деревнях, которые раз в пять лет покидали и обосновывались на новом месте. Жили они охотой и выращиванием кукурузы. Жителей близлежащих деревень вари считали чужеземцами, даже если среди этих «чужеземцев» жили их собственные родственники. А что касается выходцев из дальних деревень, то они вообще рассматривались как вражеская дичь. По словам этнолога Апаресиды Виласа, долго изучавшей в 80-х годах племя Вари, рассматривая своих врагов в качестве животных, они, тем самым, укрепляли свою человеческую идентичность.

Победив в сражении, воины вари отрезали лучшие куски у поверженных врагов и относили их своим женам и оставшимся в деревнях мужчинам. Это было своеобразным способом приобщения их к состоявшейся битве. Ну и возможность накормить, конечно. Но вот сами победители не принимали участия в пиршестве из-за боязни полакомиться самим собой! Это заслуживает объяснения. Дело в том, что, убив врага, победитель пил его кровь, чтобы взять мощь убитого и, соответственно, стать сильнее. Поэтому, поедая тело своего «донора», он как бы ел самого себя. Вернувшись с битвы, воин уединялся на несколько дней, ничего не ел, чтобы кровь противника растворилась в его собственной крови. Он также не занимался любовью, поскольку вари считали, что кровь частично превращается в сперму.

Выпотрошенное тело
Но что отличает племя Вари от других этнических групп, так это их способ отдавать почести умершим старикам и скончавшимся от болезни соплеменникам. Гастрономическое уважение и очень специфическое. Как только человек умирал, вари бежали в лес, чтобы сообщить об этом его кровным родственникам, а также родственникам по его браку (свойственникам). Затем три или четыре дня вся семья находилась рядом с покойником, который в жарком и влажном климате тропических лесов Амазонки начинал быстро разлагаться. Пока кровные родственники оплакивали умершего, родственники по браку готовили угощение. Из покойника, естественно. Тело потрошили, внутренние органы, кроме сердца и мозга, сжигали. Плоть разрезали на куски и жарили. Хорошо прожарив, куски измельчали и раскладывали на коврик, красиво обложив пирожками из кукурузы.

Жареный мозг
Приготовленным угощались только родственники по браку. Но объедались они не с жадностью, как если бы это был бифштекс из врага, а степенно. Они ухаживали друг за другом, старались не касаться мяса пальцами, использовали маленькие деревянные шампуры, накалывали на них кусочки и деликатно подносили ко рту. Хорошим тоном считалось показать свое отвращение. Это было несложно, учитывая, какое мясо они ели. В общем, приглашенные часто ограничивались небольшими кусочками хрустящей снеди, а остальное бросалось в огонь. В конце поминального застолья кости либо зарывали, либо заливали медом, чтобы съесть их позже. Жареный мозг предназначался внукам умершего. Иногда приглашенные испытывали жуткие боли в животе из-за того, что съеденная плоть уже была протухшей. После пиршества все, что принадлежало умершему, включая его хижину, сжигалось.

По словам этнолога Апаресиды Виласа, вари ели своих родственников, чтобы освободить их души, которые могли бы покинуть бренное тело и не стать чьей-то добычей.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: племя Вари.

 

05.09.2018

Фредерик ЛЕИВИНО Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • "..умершего съедали, ...всё ему принадлежащее, включая хижину, сжигали "... - вот дикари - дикари, а что такое оптимизация чётко понимали ... и семьи были крепкие, жили дружно, зависти не было - не нужно было имущество покойного делить. Не то, что нынче - получил хату в наследство - сиди и дрожи, что остальная родня тебя со свету сживёт Smile
    Написал БольшаяМедведиЦЦа 05.09.2018 18:43
ТЕМА НЕДЕЛИ Долг Родины
Не успели затихнуть сполохи пенсионной реформы; высохнуть чернила на многочисленных законопроектах сделавших резко помолодевших «предпенсионеров» чуть ли не самой защищенной категорией граждан; затихнуть скандал с предложением Натальи Соколовой из Са...

Популярное
Новое