ФРАНЦИЯ: ВЛАСТИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА
Счетная палата призвала правительство Франции «отказаться в будущем» от частно-государственного партнерства (ЧГП) в вопросе строительства тюрем и зданий судов, сообщив в своем опубликованном докладе в конце декабря 2017 года данные о высокой стоимости такого строительства, которое тяжким бременем ложится на финансовую систему страны.
В этом докладе, озаглавленном «Политика в области недвижимости Министерства юстиции: положить конец забеганию вперед», Счетная палата в качестве примера приводит новое здание Парижского суда, который начнет свою работу в апреле 2018 года, построенное с участием частной компании «Буиг» и обошедшееся государству в сумму, превышающую 2,3 млрд. евро.
По данным аудиторов Счетной палаты, Минюст, используя в данном случае систему ЧГП, «руководствуясь краткосрочными бюджетными соображениями», вынужден будет платить «ежегодную арендную плату в среднем 86 миллионов евро (до 2044 года), которая будет в значительной степени влиять на бюджет Министерства юстиции». В чем же состояла выгода государству от использования государственно-частного партнерства, определенного для строительства 14 тюрем или зданий судов в течение последних пятнадцати лет? Необходимость срочного реагирования в ряде создавшихся вопиющих ситуаций. Быстрое строительство тюрем без авансирования для снижения наполняемости, которая, в среднем, составляет во Франции 120% (на 58 700 мест приходится 69 000 заключенных); ремонт практически пришедших в негодность зданий судов, в которых чуть ли не ежедневно происходили различные аварии (протечка канализации, сбой компьютерных систем и др.) – вот основные причины использования ЧГП. Трем строительным гигантам – «Буиг», «Эйффаж» и «Спи Батиньоль» – досталась основная часть таких контрактов.
Компенсация весьма высока
Но компенсация, как подчеркивается в докладе, весьма высока: в соответствии с текущими контрактами ЧГП, только за два здания судов второй инстанции в Париже и Каэне частным партнерам будет ежегодно выплачиваться около 90 млн евро в год: такова плата в виде погашения инвестиций, финансовых расходов и технического обслуживания зданий. Значительная сумма, учитывая, что всего Минюст из своего ежегодного бюджета в 8 млрд евро выделяет 900 млн евро на строительные работы (само строительство, содержание, рента и др.).
Процентные ставки, которые, используя ЧГП, вынуждено платить министерство, намного выше, чем если бы были заключены государственные контракты: фиксированная ставка, которую вынуждены платить за Парижский суд второй инстанции, составляет 6,4%, тогда как в 2012 году, когда был подписан контракт с «Буиг», средневзвешенная ставка государственного финансирования в среднесрочной перспективе составила 1,86% (до 3% на 30 лет).
В то время как «уже установленная арендная плата предприятиям ЧГП в ближайшее время возрастет, что вызовет значительный эффект снижения других расходов на недвижимость», министерство в настоящее время сталкивается со «сложным бюджетным уравнением»: Счетная палата полагает «необходимым», чтобы Минюст в рамках многолетнего планирования отдавал предпочтение «приоритетным операциям».
Никаких новых ЧГП в течение нескольких ближайших лет
Затруднения уже частично признаны Минюстом, который в средине ноября 2017 года объявил, что ему потребуется две пятилетки для введения в строй новых 15 000 мест в тюрьмах, что в своей предвыборной программе обещал президент Эммануэль Макрон. Отмечено также, что предыдущее правительство в октябре 2016 года объявило о начале амбициозной строительной кампании, которая все еще находится «на этапе определения земельных участков». В своем ответе Счетной палате, который прилагается к докладу, министр юстиции Николь Беллубе напоминает, что в 2018 году правительство обязательно представит закон, рассчитанный на исполнение в течение 5 лет, о необходимом финансировании Министерства юстиции. Она также заявила, что «очень сдержано» относится к ЧГП, и утверждает, что «в ближайшие годы» создание новых частно-государственных партнерств не планируется.
С другой стороны, г-жа Беллубе отмечает, что прекращение ряда контрактов с ЧГП также не планируется, поскольку «это обозначало бы выплату очень больших штрафов» и рекомендует «оптимизировать текущие контракты», в частности, контракт на строительство дворца правосудия в городе Каэн, «аудит которого был проведен в мае 2017 года».
Со своей стороны, строительная корпорация «Буиг» оспаривает процедуру оценки, использованную Счетной палатой, в частности, для сравнения ставок. «Более того, мы можем только сожалеть о чрезвычайно резких выводах доклада», – заключает строительная корпорация, отмечая «успех в сдаче в эксплуатацию здания Парижского суда второй инстанции, этого "исключительного" строения, настоящей архитектурной жемчужины на службе правосудия».
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
На фото: некоторые французские тюрьмы, возведенные с помощью ЧГП: тюрьма города Нанта (2012); тюрьма города Рео (2011); тюрьма города Безье (2008).
02.08.2018
LeFigaro, AFP
Комментарии