НАДЗИРАТЕЛЬСКИЕ БУДНИ

НАДЗИРАТЕЛЬСКИЕ БУДНИ

КАНАДА – Телевизионщикам удалось несколько дней поработать в «Бордо», самой старой и самой перенаселенной тюрьме Квебека, находящейся в Монреале. Что же они увидели?

Один заключенный забит до смерти девятью своими сокамерниками, массовые беспорядки из-за перенаселенности, подозрительные посылки, доставленные дронами, жалобы на слишком холодную еду, экскременты грызунов, обнаруженные на кухне… Излишне говорить, что монреальская тюрьма «Бордо» (провинция Квебек), имеет плохую репутацию. Особенно в последнее время.

Как сотрудники этой самой старой и самой перенаселенной тюрьмы провинции Квебек пытаются выйти из затруднительного положения? Впервые за все время существования этого пенитенциарного учреждения телевизионщики смогли провести здесь 25 дней, снимая все, что видят. Переговоры между телеканалом «Z», показавшим повседневную жизнь шестисот сотрудников этой тюрьмы, и Департаментом исправительных учреждений и Министерством общественной безопасности длились более полутора лет, но принесли свои плоды.

– СМИ часто сообщают о негативных вещах, а исправительная служба также часто резко реагирует в ответ. Они выполняют довольно неблагодарную работу и воспользовались случаем, чтобы показать, какова она – реальная жизнь в тюрьме, в каких условиях приходится трудиться сотрудникам, которым доверили всех этих преступников, которых никто не желает видеть на свободе, – рассказывает продюсер Ив Терьо.

– Как только нам дали разрешение на съемки, практически никаких ограничений для нас не было. Мы могли снимать все: повседневную жизнь тюрьмы, всех этих людей, которые там работают. Не было никакой цензуры, – добавляет режиссер Бернар Ла Френьер.

Очень редко в кино или по телевидению показывается работа пенитенциарных сотрудников. И именно таков был выбор съемочной бригады, поддержанный Министерством общественной безопасности.

– Нам бы хотелось больше пообщаться с заключенными, но у них есть и другие способы выразить свое мнение, – говорит г-н Терьо.

Подавляющее большинство арестантов вовсе не хотят предстать перед телевизионной камерой.

– И мы понимаем, почему. Тюрьма – это ведь не лучший период в их жизни, – поясняет г-н Ла Френьер.

Повседневность
Этот сериал, состоящий из десяти эпизодов, позволяет полностью погрузиться в тюремную жизнь и понять, как функционирует это учреждение. Организованно, почти по-военному, заключенным раздается еда. И одновременно за ними внимательно следят. Нет лучшего места, чем столовая, чтобы понять истинные взаимоотношения между заключенными, наблюдая за тем, кто с кем садится за один стол.

– В распределении заключенных есть свои сложности: необходимо разделить их в зависимости от того, за что они осуждены, чтобы предотвратить драки или чтобы кто-то не подвергся нападению. Малейшая ошибка может привести к трагедии, – подчеркивает г-н Ла Френьер.

Несмотря на то, что во время съемок конфликты запросто могли возникнуть либо в коридоре, либо где-то еще, съемочная группа старалась избегнуть «вкуса к сенсациям». Ив Терьо, хоть и привык за это время к тюремной среде, но все еще поражен постоянно присутствующим напряжением, преобладающим в пенитенциарной системе.

– Если ты являешься заключенным, ты никогда не бываешь один. Они живут по двое в довольно больших камерах. Сокамерник всегда присутствует в твоем жизненном пространстве, его лицо всегда перед тобой, – говорит г-н Терьо.

На заднем плане всегда – закрытое дверное окошко, потрескивание раций, звяканье ключей…

– Все это действительно напрягает, – отмечает продюсер.

Тишина здесь – очень редкое явление. Правда, ее можно найти в часовне, куда приходят четыре католических священника, один имам, один раввин и тюремный капеллан. Многие, находясь в заключении, решают обратиться к Богу. В камерах нередко можно увидеть висящие по соседству, приколотые булавками постеры с красотками и религиозные плакаты.

– У лиц, которые находятся в тюрьме, много свободного времени. Одни используют его, чтобы продолжать заниматься преступной деятельностью, но есть и те, кто используют это время, чтобы воссоединиться со своей религией, находя в ней для себя некий спасательный круг, – подчеркивает г-н Терьо.

Другое поколение – другие нравы
Знамение времени: «тюремные охранники» уступили место «пенитенциарным сотрудникам». Среди них все больше тех, кто имеет диплом об окончании колледжа или университета. У этих молодых людей нет той психологической травмы, которая преследовала многих работников тюрем после убийства в 1997 году членами банды «Ангелы ада» двух пенитенциарных сотрудников. У них другой метод общения с заключенными.

– Они используют психологию и дипломатию, – улыбается г-н Терьо. – Почти как наркодилеры со своими клиентами. Но у них и нет выбора, ведь они практически живут в одной среде, – подчеркивает он.

И, однако, эти люди – агенты охраны, медсестры, криминологи, бойцы бригады быстрого реагирования – часто предоставленные сами себе, находят силы нести в тюрьму для этих людей, зачастую обездоленных, не имевших родителей или переходивших из одной приемной семьи в другую и ставших преступниками, что-то «человечное».

Но, с другой стороны, наблюдается и некая деинституционализация. Бродяги, имеющие проблемы психического характера, постоянно «путешествуют» по маршруту «улица-тюрьма и обратно» в поисках пищи или какой-либо другой помощи.

– Когда я попал в эту тюрьму, у меня просто голова пошла кругом, – говорит Ив Терьо. – Ощущение, что ты перенесся в 1950 год и попал в психушку. Грустно все это видеть. Люди, которые ничем не заняты… Ну, что вы хотите? Их туда определили, и это выбор общества. Это не выбор сотрудников тюрьмы. Они их просто обязаны принять, куда им деваться? И это очень тяжело и печально.

Вот обо всем этом, о тяжелой работе персонала тюрьмы «Бордо» и рассказывается в документальном сериале. Причем рассказывается с редкой симпатией к этим людям…

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: в тюрьме «Бордо».

18.06.2018

Жан-Филипп ПРУЛ, Le Devoir

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое