ЖЕНЩИНЫ В АМЕРИКАНСКИХ ТЮРЬМАХ

ЖЕНЩИНЫ В АМЕРИКАНСКИХ ТЮРЬМАХ

В США, являющимися своеобразным чемпионом мира по количеству заключенных, женщины в тюрьмах содержатся еще хуже, чем мужчины. И это, по мнению неправительственных организаций (НПО), имеет для них серьезные последствия, включая семейные.

«Точных данных нет, и это очень тревожно». «Изучая эту категорию заключенных, мы использовали данные за 2015 год». «Нам пришлось прошерстить всю тюремную систему, которая очень запутана и децентрализована, и все ее пласты». В только что опубликованном докладе двух неправительственных организаций (Инициативы по пенитенциарной политике – ИПП и Американского союза гражданских свобод – АСГС) не говорится, насколько сложной была задача для его автора Алекс Кайстуры свести воедино все эти цифры. Задача была очень объемной: собрать воедино все имеющиеся данные. Сколько всего заключенных-женщин в США? За какие преступления они осуждены? В учреждениях каких видов они содержатся? И каковы последствия всего этого?

«Главный мировой тюремщик»
Как напоминает АСГС, США со своими 2,2 миллионами заключенных являются «главным мировым тюремщиком». Население Соединенных штатов составляет лишь 5% от всего мирового населения, но в тюрьмах страны содержится 25% от общего числа заключенных всего мира. Репрессивные законы, принятые в 80-х и 90-х годах, буквально забили американские тюрьмы разного рода правонарушителями. Количество заключенных-мужчин таково, говорит юридический директор ИПП Алекс Кайстура, что оно весьма значительно превышает количество заключенных-женщин. Впрочем, женщин в американской тюремной системе тоже немало, отмечается в докладе. Их на сегодняшний день в тюрьмах США содержится 219 000. Это 30% от всего мирового количества женщин-заключенных, тогда как общее количество женщин в США составляет лишь 5% от числа всех женщин на планете. Более половины находятся в заключении за преступления, совершенные без насилия (наркотики, кражи, мошенничества…), и лишь четверть – за преступления, связанные с насилием (нападения, убийства…).

В докладе освещаются две основные темы.

Во-первых, изучается, какое количество женщин содержится в местных тюрьмах (по большому счету, такие тюрьмы эквивалентны европейским следственным изоляторам, за исключением того, что в США они находятся в ведении местных властей, например, округов) по сравнению с тюрьмами штатов1. В общей сложности в пенитенциарных учреждениях штатов содержится в два раза больше женщин, чем в местных тюрьмах.

И во-вторых: более четверти женщин-заключенных не являются осужденными, они находятся в заключении в ожидании судебного процесса. «Этот процент превышает аналогичный для мужчин-заключенных, – подчеркивает Алекс Кайстура. – У женщин, как правило, более низкие доходы, поэтому им труднее выйти под залог. И это поднимает вопрос о целесообразности использования содержания под стражей в США. В американских тюрьмах, с точки зрения закона, полно невиновных женщин, которые вынуждены находиться за решеткой, поскольку у них нет средств внести за себя залог».

Уязвимые
Большое количество женщин, содержащихся в местных тюрьмах, не обходится без последствий: «Местные тюрьмы, в основном, рассчитаны на мужчин, и предназначены для отбытия коротких сроков заключения или содержания в ожидании суда, – поясняет Алекс Кайстура. – Они не предназначены для осужденных на длительный срок лишения свободы и не обладают в ряде аспектов (учеба, семья…) такими же ресурсами, как тюрьмы штатов. Например, телефонные звонки в них стоят дороже. А в ряде тюрем вообще запрещена переписка».

Еще один контраст между мужчинами и женщинами в американских тюрьмах: если доля мужчин, которым предоставляется условно-досрочное освобождение, составляет треть от общего числа, то среди женщин-заключенных УДО применяется лишь в отношении 16%. «Условно-досрочное освобождение часто сопровождается финансовыми санкциями. И в этом смысле, женщины, как и в случае с залогом, находятся в худшем положении, – указывает г-жа Кайстура. – Женщины значительно более уязвимы к тюремному заключению, поскольку они не имеют возможности исполнить налагаемые при условно-досрочном освобождении тяжелые для них дополнительные санкции». Но, указывает Алекс Кайстура, «80% женщин-заключенных являются матерями и в большинстве своем несут ответственность за детей. Таким образом, массовое тюремное заключение женщин имеет негативные последствия как для конкретных семей, так и для общества в целом».

В предыдущем докладе на эту тему указывалось, что в США из 100 000 женщин 127 находятся за решеткой. По этому показателю Соединенные штаты находятся на втором месте в мире (на первом – Таиланд, где из 100 000 женщин в тюрьмах находится 130). Но если рассматривать каждый штат по отдельности, то в 25 из них, а это почти половина, уровень лишения свободы женщин выше, чем в Таиланде. Во главе этого списка находятся Западная Вирджиния (273 на 100 000), Оклахома (226) и Кентукки (220). Для сравнения: во Франции, например, из 100 000 женщин за решеткой находится лишь 6.

«Обратная сторона»
В конце второго президентского срока Барака Обамы внимание общества было приковано к проблеме расизма в судебной и тюремной системах США. Опубликованное в 2010 году исследование Мишель Александер под названием «Цвет правосудия» показало, как массовое применение тюремного заключения и объявленная война с наркотиками по-разному сказываются на чернокожем и белом населении: из каждых 35 чернокожих в тюрьме находится 1 человек, тогда как среди белого населения это соотношение равно 214 к 1. «Не говоря уже о том, что у каждого девятого черного ребенка отец находится в тюрьме», – сказал в 2015 году во время своего выступления Барак Обама. Цифры, касающиеся женщин-заключенных, следующие: 53% из числа находящихся за решеткой – белые, 28,6% – черные и 14,2% – испаноязычные (латиноамериканки). Но, указывается в докладе, полных данных о том, в каких именно пенитенциарных структурах содержатся женщины, нет. В течение нескольких лет в обществе наблюдается согласие по поводу проблемы чрезмерного применения тюремного заключения в США. И республиканцы, и демократы признают, что такая политика обходится очень дорого для страны. Общий бюджет всей пенитенциарной системы составляет 80 миллиардов долларов в год – одна треть от всего бюджета правосудия. Но согласно выводам доклада об уголовном правосудии, опубликованном НПО Центр правосудия имени Бреннана, в период президентства Трампа, «возвращение к дискредитировавшей себя репрессивной риторике, подобной той, что была в 90-х годах, весьма отличается от подхода к уголовному правосудию, который пыталась проводить администрация Обамы, – указывают авторы доклада. – Резкий поворот, предпринятый Трампом, также входит в противоречие с формирующимся консенсусом между консерваторами, прогрессистами, учеными и представителями органов правопорядка, которые в один голос признают высокий уровень применения тюремного заключения, и что чрезмерное применение наказания в виде лишения свободы вовсе не является лучшим способом снизить уровень преступности. Тем более, что уровень преступности на данный момент является одним из самых низких в истории США, а предложенные (администрацией Трампа) изменения, в конечном итоге, способны лишь добавить проблем».

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: женщины в американской тюрьме.

18.07.2018

Изабель АНН, Libération

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое