В АВИНЬОНСКОМ ФЕСТИВАЛЕ УЧАСТВУЮТ АКТЕРЫ-ЗАКЛЮЧЕННЫЕ

В АВИНЬОНСКОМ ФЕСТИВАЛЕ УЧАСТВУЮТ АКТЕРЫ-ЗАКЛЮЧЕННЫЕ

Вот уже несколько лет Оливье Пи, директор Авиньонского фестиваля, работает с заключенными, отбывающими наказание в пенитенциарном центре «Понте-Авиньон». Семеро из них играют в пьесе Софокла «Антигона». Публика была буквально потрясена.

Авиньонский театральный фестиваль основан в 1947 году режиссером и актером Жаном Виларом и с тех пор проводится ежегодно под открытым небом в глубине Папского дворца. Никаких декораций, только мощные крепостные стены. А зрительным залом служит сам двор, вмещающий несколько тысяч человек. Этот фестиваль является крупнейшим театральным событием года. В нем участвовали известнейшие драматурги, режиссеры и актеры. Не раз на сцене демонстрировались пьесы русских авторов – Чехова, Горького, Булгакова…

Для театральных деятелей всего мира считается честью быть приглашенным участвовать в работе Авиньонского фестиваля.

***
… Все происходит за стенами тюрьмы, на фоне средневековых крепостных стен. Все семеро получили разрешение покинуть пенитенциарное учреждение, чтобы сыграть перед взыскательной фестивальной публикой, съехавшейся со всего света, пьесу Софокла «Антигона», которую великолепно перевела с древнегреческого Флоранс Дюпон.

Кристиан, Грин, Мурад, Полю, Пьеррик, Редуан и Юсеф в течение долгого времени работали с Оливье Пи и Энцо Верде, репетируя пьесу. А теперь вот они выступают на подмостках рядом с крепостным валом Сен-Лазар.

Пенитенциарная администрация разрешила этим семи мужчинам играть пьесу за пределами тюрьмы. Периодически такое случается. Например, актеры-заключенные исполняли роли в «Илиаде», поставленной Алессандро Барикко в парижском театре «Пари-Виллетт». Заключенные Валери Дассонвилль и Адриен де Ван вместе с режиссером итальянского происхождения Лукой Джакомони проделали огромную работу и, в результате, с успехом выступили на сцене парижского театра. Но в «Илиаде» в отличие от «Антигоны» участвовали и актеры-профессионалы.

Здесь же, в Авиньоне, профессионалов нет, в пьесе роли исполняют только заключенные, занимавшиеся в театральной мастерской. Отличная работа и высочайший уровень исполнения, которого и требует трагедия «Антигона» Софокла. Оливье Пи ранее уже поставил с заключенными, участвующими в работе театральной мастерской тюрьмы «Понте-Авиньон», пьесы «Прометей» и «Гамлет». Но те постановки были осуществлены на маленькой сцене внутри тюремных стен. «Антигону» же показывают широкой и взыскательной аудитории, присущей Авиньонскому фестивалю.

Никаких ограничений для заключенных-актеров. Обычное расположение зрителей, обычная сцена, как и для всех остальных. Но фон, на котором происходит действие, необычен: это огромные фотографии разрушенных бомбардировками городских пейзажей. Война. Алеппо или Мосул, недавний Бейрут или Сараево. Впрочем, все разрушенные города похожи один на другой. А сверху – кусочек неба.
Семь актеров-любителей прекрасно исполнили свои роли. Никаких сбоев. Они отлично поняли и усвоили слова Софокла.

Что поражает, так это сила, страсть, эмоции, которые они вкладывают, выходя на подмостки.

И саму Антигону, и ее сестру играют мужчины. Они вовсе не пытаются выглядеть женщинами. Они играют, как мужчины, но отдельные нюансы заставляют зрителей поверить, что это женщины. Понятно, что пьеса, в которой речь идет о справедливости, затрагивает их самих, преступивших закон, до глубины души.

Прекрасно, что Оливье Пи и Энцо Верде удалось так развить индивидуальность каждого из актеров-заключенных. Все семеро так прекрасно показывают внутренний мир своих персонажей, с такой убежденностью и с такой интеллигентностью, что публика бурно их поддерживает. И в этом нет никакой бредовой сентиментальности, мол, похлопаем только потому, что играют заключенные. Зрители показывают лишь искреннее признание прекрасной игре в этой мощной пьесе, в которой речь идет о том, что же такое справедливость.

Наверное, их также приветствовали бы и зрители древних Афин. Но в отличие от театра тех времен, в Авиньоне нет масок, перед нами открытые лица – лица наших близких, наших братьев…

 

На фото: Оливье Пи; сцены из спектакля «Антигона».

20.08.2018

Александр ПАРХОМЕНКО (по материалам статьи Армель Элио, Le Figaro)

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ Долг Родины
Не успели затихнуть сполохи пенсионной реформы; высохнуть чернила на многочисленных законопроектах сделавших резко помолодевших «предпенсионеров» чуть ли не самой защищенной категорией граждан; затихнуть скандал с предложением Натальи Соколовой из Са...

Популярное
Новое