ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ТЮРЕМ?

ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ТЮРЕМ?

6 марта 2018 года президент Франции Эмманюэль Макрон предложил провести радикальное преобразование тюремной системы. Он, в частности, высказался за то, чтобы правосудие реже приговаривало к лишению свободы, но обеспечивало бы неукоснительное исполнение выносимых приговоров. Как всем известно, тюрьма – это относительно недавнее изобретение: тюремное заключение стало широко распространяться всего лишь два столетия назад. И по-прежнему в обществе нет согласия в том, что же является основной целью тюрьмы: наказание или перевоспитание.

Мало что изменилось с момента самых первых дебатов, посвященных разработке первого Уголовного кодекса, в 1791 году. С одной стороны, Лепелетье де Сен-Фаржо1, который считал, что со временем и с помощью соответствующего обращения, осужденный сможет сильно измениться и стать лучшим человеком. С другой стороны, Брийя-Саварен2, ярый сторонник смертной казни, не веривший в возможность искупления со стороны преступника, полагая это «совершеннейшей утопией». В результате дебатов победила «тюремная» концепция. Второй Уголовный кодекс, принятый в 1810 году, ее только усилил: ядра, приковывавшиеся к ногам каторжников, клеймение преступников с помощью раскаленного железа, принудительный труд. В 1875 году заключенных обязали соблюдать абсолютную тишину, а при покидании камеры они должны были надевать полностью скрывающий лицо капюшон. Сторонники же «реформаторской» модели тоже не опускают рук, начиная от принятия в 1885 году закона об условном освобождении и заканчивая в 1997 году домашним арестом с применением электронного браслета.

«Отвратительное» решение
Тюрьма, писал философ Мишель Фуко3, является «отвратительным решением, без которого не обойтись». Действительно, и раньше были и до сих пор есть радикальные «аболиционисты», но по большей части, независимо от того, поддерживают ли они репрессивную политику или «утопическую» реинтеграцию, наши современники согласны в одном: тюрьмы присущи человеческим обществам. Они являются частью нашей повседневной жизни, иногда воображаемой. Франсуа Вийон4, написавший «Балладу повешенных» и знаменитый «Катрен»5, находился в камере тюрьмы «Шатле», прежде чем быть изгнанным из Парижа за нападение на папского нотариуса. Эдмон Дантес, герой романа Дюма «Граф Монте-Кристо», совершающий побег из замка Иф. Джонни Халлидей6, исполняющий песню «Ворота тюрьмы»…Тюремный мир с самого своего возникновения служил источником для художественного творчества. Вместе с тем, тюрьма, та, которой мы ее сегодня знаем, явление не столь уж давнее: ей всего-то два столетия. При Старом режиме7 подземные камеры были переполнены осужденными, ожидавшими приведения в исполнение вынесенных приговоров: казней, пыток, отправке на галеры или на каторгу.

В «Отверженных» Виктора Гюго Жан Вальжан приговаривается к пяти годам каторги за кражу хлеба. На протяжении большей части истории тюрьма существовала только в трех формах. Во-первых, по политическим причинам. Без сомнения, в первую очередь это касается военнопленных и оппозиционеров (Людовик IX содержит своих врагов в «фийеттах», деревянных или металлических клетках, в которых невозможно ни встать во весь рост, ни вытянуться; Казанова, обвиненный венецианскими дожами во франкмасонстве, коротает свои дни в «Пьомби», знаменитой венецианской тюрьме). Во-вторых, существуют долговые тюрьмы (это наказание называют «тюремное заключение за долги»). Этот вид тюрем придумали в XII веке, во Франции он был ликвидирован в 1867 году. В долговых тюрьмах в XV веке содержалось до 20% всего тюремного населения. Долговая тюрьма часто заменялась применением «ostagium» (особенный род ограничения свободы, при котором право пребывания должника ограничивается не темницей, а стенами жилища или города, из которого он не имел права удалиться). Как и сегодня, это было «превентивное» заключение (мера, применяемая в ожидании суда), которая обеспечивает работой значительную часть тюремщиков. При Старом режиме это называлось «задержанием» или «арестом». Но в любом случае тюрьма с фиксированным сроком заключения, пропорциональным совершенному правонарушению, не являлась составной частью системы наказаний.

Долгое время тюрьма была редким видом наказания
На протяжении столетий тюремное заключение не рассматривалось и не применялось как наказание. О нем почти не упоминается в Уголовном уложении, принятом императором Карлом V8 в 1532 году, являющимся главным источником европейского уголовного права. В 1784-85 годах в своем «Универсальном и разумном справочнике по юриспруденции» Жозеф-Николя Гюйо, член консультативного и ревизионного управления министерства юстиции, определяет тюрьму как «охраняемое место, в котором содержится обвиняемый, заслуживаемый ареста, а также должник, в отношении которого был вынесен приговор о содержании под стражей, пока он не выплатит свой долг». Юрист Гюйо, возмущенный сохранением и использованием подземных темниц, уточняет, что «тюрьма не должна создаваться, как место для наказания». За некоторыми исключениями, такими как, «если обвиняемый приговорен к пожизненному заключению»; но в этом случае, тюрьма является лишь заменой более жестким видам наказания, таким как отправка на галеры или смертная казнь; в этом случае тюрьма объявляется королевским распоряжением».

1791 год, все меняется
Заключение фигурирует среди наказаний, предусмотренных Первым разделом Уголовного кодекса, наряду со «смертной казнью, кандалами, заключением в смирительный дом, му̀кой, депортацией, поражением в гражданских правах, ношением железного ошейника». Тюремный срок постепенно становится краеугольным камнем репрессивного здания. Еще долго он будет сопровождаться причинением страданий, что, в принципе, следует из этимологии слова («penas» на старофранцузском означает «муки страдальца»). Приговоренные к «му̀ке» содержатся в полном одиночестве, в ярко освещенных камерах, без возможности общаться с кем-либо. Но теперь на первый план выходят не эти бесчеловечные условия, а продолжительность, в течение которой человек в них находится. «Физическое страдание, собственно телесная боль больше не являются составными элементами наказания. Перестав быть искусством причинения невыносимых страданий, наказание становится экономией "приостановленных" прав» (Мишель Фуко, «Надзирать и наказывать», изд.Gallimard, 1975).

Что же случилось за такое короткое время? Революция в Соединенных штатах и во Франции, а в более общем смысле – смена эпохи. Просвещение восторжествовало над средневековым мракобесием. Новые буржуазные элиты, как и народ в целом, не хотят больше кровавых публичных казней, практиковавшихся при Старом режиме. Поскольку только государь имел власть издавать законы, их нарушение означало преступление, называемое «оскорблением величества». Как если бы преступник вдруг физически напал на монарха. Речь шла не столько о наказании, сколько о «пышной» мести, жутком спектакле, бесполезность которого соответствовала только ужасу, который он должен был вдохновлять. В своем комментарии к Уголовному кодексу Англии (1776) Уильям Блэкстон9 описывает участь изменников: живот осужденного вспорот, внутренности моментально вырваны, чтобы он успел увидеть своими глазами, как их бросают в огонь, затем его обезглавливают, а тело четвертуют.

Защитить буржуазию
В конце XVIII, начале XIX веков, отмечает Мишель Фуко, «мрачное карательное празднество уходит в прошлое». 10 октября 1789 года доктор Жозеф Гийотен представляет Национальному собранию свое изобретение, позднее названное гильотиной: «С моей машиной я мгновенно лишу вас головы, и вы ничего не почувствуете». Спустя два года, депутаты утверждают статью 2 Уголовного кодекса: «Смертная казнь состоит в простом лишении жизни без применения любых пыток в отношении осужденных». В статье 3 говорится, что смертная казнь производится путем отсечения головы. В 1792 году начинает применяться гильотина. Конец ярких мучений, превращаемых в кровавые спектакли. «Сведение "тысячи смертей" к жестко регламентированной смертной казни определяет совершенно новую мораль акта наказания», – анализирует Фуко. Совокупность этих наказаний соответствовала гуманизму того времени. Наказания, не связанные со смертной казнью, исчезают и заменяются более сдержанным и гибким устройством – тюрьмой. Очень скоро она станет основным видом наказания. Исполнение наказаний больше не выставляется напоказ, в скором времени люди уже не увидят толпы осужденных, бредущих под конвоем в порты, откуда их увозят на каторгу в Кайенну или в Новую Каледонию. Все теперь происходит за высокими стенами. И так во всем мире.

В старые времена в обмен на «экстравагантную» жестокость наказаний общество терпело многочисленные «незаконности»: неоплаченные налоги, воровство, драки… Властей это совершенно не интересовало, поскольку у них не было соответствующих сил и средств ими заниматься. Все меняется с приходом к власти буржуазии, ростом благосостояния и увеличением населения. Мошенники, покушающиеся на священное право собственности, этот Грааль новых хозяев жизни, становятся предметом преследования. Очевидная «контрпродуктивность» правонарушителей становится ненавистной. И предосудительной. Чтобы понять свои ошибки и заплатить за них для преступников теперь есть специальное место: тюрьма. В своем «Социальном контракте» Жан-Жак Руссо пишет, что «злоумышленник» является «предателем отечества».

Альтернатива смертной казни
Идеи XVIII века лежат в основе современной тюрьмы, задуманной как неоспоримый прогресс по сравнению с предыдущим варварством. Затем начинается промышленная революция и «позитивизм» XIX века. Общество желает тщательно проанализировать свои законы и регламентировать все социальные механизмы, включая соблюдение правил гигиены в армии, образовательных учреждениях, борделях и в среде «опасных слоев». Со времени упразднения в 1938 году каторги, а в 1981 году смертной казни, тюремное заключение стало главным наказанием для преступников. И именно с этого времени «тюряга» стала восприниматься, как чудовищное заведение. Это мир, который определенно не соответствует тому, каким хотели видеть инициаторы его создания, например, Вольтер или Чезаре Беккариа, итальянский адвокат, который первым начал борьбу за отмену смертной казни.

Да, тюрьма не достигла своей цели – реинтеграции
Во Франции показатель рецидивизма близок к 50% в течение пяти лет после освобождения заключенных. Переполненность ужасает: 80 893 человека заключены в тюрьму (по состоянию на 1 февраля 2018 года), хотя мест всего 59 848. Тюрьмы обходятся обществу все более и более дорого: сегодня это 2,79 млрд евро (бюджет 1017 года), за период с 2000 по 2010 годы ассигнования, по данным Счетной палаты, увеличились вдвое. Парадокс: количество преступлений и криминальных проступков за десятилетие также увеличилось вдвое! Прежде всего пришлось отказаться от одиночного заключения, что являлось целью основателей современной тюрьмы. Сторонники заключения, как вида наказания или как способа реинтеграции, все сходятся на том, что необходимо противостоять «заражению» в среде правонарушителей. А ведь Мишель Фуко уже давно объяснил, что именно тюрьма производит преступников.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

 

1 - Луи Мишель Лепелетье, маркиз де Сен-Фаржо (1760 – 1793) – французский политик и юрист. Считается «первым мучеником Великой французской революции» и первым революционером, похороненным в Пантеоне.

2 - Жан АнтельмБрийя-Саварен (1755 – 1826) – французский философ, кулинар, юрист, экономист, политический деятель, музыкант.

3 - Поль-Мишель Фуко (1926 – 1984) – французский философ, теоретик культуры и историк. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века.

4 - Франсуа Вийон – легендарный поэт французского Средневековья.

5 - Я – Франсуа, чему не рад,
Увы, ждет смерть злодея,
И сколько весит этот зад,
Узнает скоро шея.

6 - Джонни Халлидей (или Холлидей)(1943 – 2017) –знаменитый французский рок-певец, композитор и актер кино.

7 - Старый режим (Дореволюционная Франция) – политический и социально-экономический режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI – начала XVII веков до Великой Французской революции.

8 - Карл V Габсбург (1500 – 1558) – император Священной Римской империи с 1519 года. Крупнейший государственный деятель Европы первой половины XVI века, внесший наибольший вклад в историю среди правителей того времени.

9 - Уильям Блэкстон (1723 – 1780) – английский политик, юрист, адвокат, философ и историк права.

 

 

10.09.2018

Пьер ДЕЛАНУА Caminteresse

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое