Кто такая Мурка?

Кто такая Мурка?

После признания экстремистским и запрета в России движения АУЕ (Арестантский устав един) многие опасались, что впоследствии под запретом окажутся и популярные песни бандитской тематики, в первую очередь, «Мурка». Хотя, если вчитаться в слова этого криминального хита середины ХХ века, его героиня – сотрудница МУРа – Московского уголовного розыска. В те времена их так и называли – Мурки.
Популярность песни сделала ее фактически народной, хотя у нее есть автор – житель Одессы, журналист и писатель Яков Ядов (Давыдов). Он писал стихотворные фельетоны и статьи в газеты «Одесские известия», «Станок» и «Моряк», дружил с Ильфом и Петровым, Валентином Катаевым, Константином Паустовским, а также водил дружбу с сотрудниками Одесского уголовного розыска и Губчека (Губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем). Из их рассказов он и черпал истории для своих стихотворений.
Но при чем здесь МУР? Дело в том, что Москва направляла сотрудников уголовного розыска в союзные республики, которые по разным причинам не справлялись с бандитизмом, в том числе из-за кумовства и тесных связей с криминалом пролетарской милиции. В песне рассказывается о «банде из Амура», и скорее всего, речь идет о реально существовавшей банде из района Амур Днепропетровска, которая после преследования в родном городе перебралась в Одессу. Жестокие убийцы и «беспредельщики» держали в страхе весь город. На борьбу с ними Москва и бросила лучшие силы. По легенде сотрудница Мария Климова совершила несколько дерзких ограблений, привлекла внимание банды и внедрилась в нее, заявив, что она Марго Дмитриевская – подруга Нестора Махно, к тому времени сбежавшего с настоящей Марго в Румынию. Но, видимо этот факт впоследствии стал известен бандитам, и Мария была разоблачена.
Есть много версий, кто является прототипом Мурки. Например, в Главном информационно-архивном Центре МВД России есть учетная карточка капитана милиции Марии Прокофьевны Климовой, 1897 года рождения, а в запасниках Одесского краеведческого музея хранится кошелек с выгравированной надписью «Любочке от Мурки. 1941 год». Если так, то настоящая Мария осталась жива. Впрочем, в ЧК женщин с таким именем и фамилией насчитывалось несколько десятков. Были и другие версии, но они все не так важны: Яков Ядов писал песню, а не документальное произведение. Она и останется в памяти, как, впрочем, и другой его хит – Бублики.

12.01.2021

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет