Россия существенно отстаёт в правовом регулировании вопросов репродуктивного здоровья граждан

Сфера вспомогательных репродуктивных технологий для России далеко не новая, однако, наши ближайшие соседи имеют либо отдельные законы, либо соответствующие подробные статьи в законах, регулирующих сферу охраны здоровья, чего нет у нас.

Российский законодатель почему-то обошёл вниманием ключевые вопросы. В том числе такой важнейшей составляющей данной технологии, как договор: существенные обязательные, факультативные условия договора, ответственность сторон, кто есть ребенок – некий товар или субъект отношений, законодательно точно не определены. Всё отдано на откуп непосредственно участникам сделки, но это неверно. Поэтому и суды по данным спорам сталкиваются с проблемами, вызванными неопределенностью и домысливанием составленных договоров.

Такое отставание, в том числе от ближайших соседей, необходимо в самое ближайшее время наверстать. Причем, создавать регуляторные механизмы не только для отдельных составляющих, таких как суррогатное материнство, но в целом для сферы репродуктивного здоровья. Это должен быть отдельный всеобъемлющий нормативный акт, в котором всем аспектам репродуктивного здоровья граждан были бы даны чёткие определения, расписаны права и обязанности каждого участника.

Пока же всё сведено к отдельным технологиям и обрывкам в законодательстве. Решаются периферийные вопросы, а общие глобальные и действительно насущные – нет. При разработке общего документа, приоритетное право и защита должны быть обеспечены ребёнку, как родившемуся, так еще и не родившемуся. Подобные правовые механизмы есть в законодательстве многих европейских стран, в Канаде, когда вне зависимости – родная это мать или суррогатная, её могут принудить соблюдать права ребенка, в том числе на здоровье.
 

13.03.2020

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Центры репродуктивных технологий достаточно часто размещают цитаты из Библии, Святых отцов, например о том, что суррогатное материнство имело место еще в библейские времена. Но они не имеют никакого отношения ни к богословию, ни к религоведению, ни к религиозной жизни.
    Существует документ  «Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви», который даёт разъяснения таким вопросам жизни верующих людей. В том числе в области политики, права, биоэтики  и т.д. В нём нет никакого запрета помощи бездетным парам, Церковь учитывает и благословляет современные технологии в области медицины, но в том, что касается экстракорпорального оплодотворения и, особенно, суррогатного материнства, считает его грехом. Вовсе не потому даже, что за это берут деньги, и что является, по сути, некой «проституцией в квадрате», а потому, что в брак вмешивается третий человек. Еще с давних времен священных писаний брак, это союз двух людей – мужчины и женщины. Именно поэтому Церковь считает суррогатное материнство грехом, а в некоторых государствах еще и беззаконием.


    Дальше...
    Написал Лебедев Валентин (Валентин Лебедев) 13.03.2020 12:56
  • На сегодняшний день фиксируется небольшой объем судебной практики по спорам в сфере суррогатного материнства. В первую очередь потому, что люди боятся идти судиться, когда их права в этом вопросе нарушаются. Построение договора, который заключается между будущими родителями и суррогатной матерью, к сожалению, в Конституции и в иных законодательных актах высокого уровня, не отражено и не коррелируется с законодательством о материнстве и детстве, в частности, с правами матери на ребенка.

    Поэтому в тех случаях, когда договорные отношения нарушаются со стороны женщин, вынашивающих ребёнка, они отказываются исполнять свои обязательства, и будущие родители идут в суд, чаще всего судьи разрешают спор с точки зрения защиты материнства и детства, и оставляют ребёнка с выносившей его женщиной. Здесь возникает сразу несколько проблем, в том числе с вероятным истребованием исполнений алиментных обязательств. Поэтому вполне возможно, что в связи с изменениями в Конституцию, правовое определение этих взаимоотношений будет отражено в Основном законе, тем более что новые пункты относительно материнства и детства в новой редакции представлены. 


    Дальше...
    Написал Гриценко Ирина (Ирина Гриценко) 13.03.2020 12:52
  • В правовом аспекте суррогатное материнство – вопрос очень сложный, неоднозначный и щепетильный. В 2011 году законодатель пришёл к выводу, что этому институту в России быть не от хорошей жизни. Сегодня в России порядка 10 миллионов бесплодных мужчин и женщин. Из них около 6 миллионов – это женщины, и порядка 4 миллионов – мужчины. У данной репродуктивной методики с точки зрения государства большие преимущества – помощь в решении демографической проблемы, продолжение рода для конкретной семьи, которая в силу медицинских показаний не может иметь детей. С другой стороны – это улучшение материального благополучия тех женщин и их семей, которые решились на помощь другим женщинам в обретении счастья материнства.

    Далее...
    Написал П. В. (аdmin) 13.03.2020 11:39
  • Сфера вспомогательных репродуктивных технологий для России далеко не новая, однако, наши ближайшие соседи имеют либо отдельные законы, либо соответствующие подробные статьи в законах, регулирующих сферу охраны здоровья, чего нет у нас.

    Российский законодатель почему-то обошёл вниманием ключевые вопросы. В том числе такой важнейшей составляющей данной технологии, как договор: существенные обязательные, факультативные условия договора, ответственность сторон, кто есть ребенок – некий товар или субъект отношений, законодательно точно не определены. Всё отдано на откуп непосредственно участникам сделки, но это неверно. Поэтому и суды по данным спорам сталкиваются с проблемами, вызванными неопределенностью и домысливанием составленных договоров.

    Такое отставание, в том числе от ближайших соседей, необходимо в самое ближайшее время наверстать. Причем, создавать регуляторные механизмы не только для отдельных составляющих, таких как суррогатное материнство, но в целом для сферы репродуктивного здоровья. Это должен быть отдельный всеобъемлющий нормативный акт, в котором всем аспектам репродуктивного здоровья граждан были бы даны чёткие определения, расписаны права и обязанности каждого участника.

    Пока же всё сведено к отдельным технологиям и обрывкам в законодательстве. Решаются периферийные вопросы, а общие глобальные и действительно насущные – нет. При разработке общего документа, приоритетное право и защита должны быть обеспечены ребёнку, как родившемуся, так еще и не родившемуся. Подобные правовые механизмы есть в законодательстве многих европейских стран, в Канаде, когда вне зависимости – родная это мать или суррогатная, её могут принудить соблюдать права ребенка, в том числе на здоровье.
     


    Дальше...
    Написал Мохов Александр (Александр Мохов) 13.03.2020 11:31
  • Киркоров и Лазарев родили по двое детей. Никакого отношения к библейскому: «Авраам родил Исаака» эта фраза не имеет. Нет, рожали во всех случаях женщины, но пропасть между этими историями огромна, и называется она: «суррогатное материнство». Что характерно, это явление было известно и в те, библейские времена, когда для семьи рожали служанки, если жена не могла зачать и выносить ребёнка. Но это были семьи, у детей были матери, а в случае известных певцов и десятков простых мужчин, обратившихся к услугам сурмам, а графе «мать», как и в жизни детей – прочерк. Суррогатное материнство в России и в мире с каждым годом увеличивает обороты. Чего? Радости материнства или прибыльного бизнеса, торговли человеческим телом, унижением и эксплуатацией малоимущих? Правоведов многих стран эти вопросы ставят в тупик.

    Закон не писан

    Россия – одна из прогрессивных стран в вопросах суррогатного материнства, оно разрешено, в том числе на коммерческой основе, однако законодательного однозначного ответа на это явление нет. В прошлом году проект отдельного закона был отправлен на доработку из-за множества нестыковок и коллизий. Положения о суррогатном материнстве закреплены в ст. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и в п. 4 ст. 51 Семейного кодекса. По нему, кстати, сурмама может и не отдать ребенка и не дать согласие на запись родителями «заказчиков», и тогда спор решает суд. Инициатив в этом направлении много, но все они тормозятся из-за тонкости вопроса. В 2018 члены Совфеда предлагали закрепить порядок регистрации таких детей в ЗАГСе, так как нынешние нормы нарушают права лиц, не состоящих в браке. Сейчас в недрах Госдумы разрабатывается законопроект, которым предлагается заменить негативное название «суррогатное» на политкорректное «донорское материнство». А также создать федеральный регистр матерей, готовых вынашивать чужих детей, которые должны находиться под постоянным медконтролем, дабы «заказчики» были уверены в их удовлетворительном состоянии. В 2017 ряд депутатов Госдумы предлагали запретить само суррогатное материнство. По их мнению, поскольку передача ребёнка не требует даже усыновления, договор об оказании соответствующих услуг выходит за рамки правового поля и нарушает права детей. Инициатива провалилась в первом чтении.

    Трансграничное материнство

    Кстати, позиционирование ребёнка не как личности, а как объекта сделки, по существу – как неодушевлённого объекта, которому придаются признаки товара и потребительские товарные свойства, стало основным аргументом в пользу полного запрета суррогатного материнства в Германии. В свое время история с младенцем Гамми потрясла весь мир. «Заказавшая» его пара оставила мальчика в Таиланде, так как он родился с синдромом Дауна, зато забрала его здоровую сестру-близнеца. А потом выяснилось, что один из родителей неоднократно был признан виновным в преступлениях сексуального характера в отношении детей. Для суррогатного материнства зачастую привлекают финансово необеспеченных и социально незащищенных женщин. Нередки случаи плохого обращения с суррогатными матерями, когда агентства отказываются выплачивать им гонорар при малейшем нарушении строгих правил или в случае выкидыша. Опасения возможной эксплуатации женщин привели к тому, что некоторые страны полностью запретили свои программы суррогатного материнства.
    Так что же делать с суррогатным материнством? Считать его современной репродуктивной методикой, дающей счастье материнства, и правильно оформить в правовом поле или признать антигуманным, нарушающим и унижающим права женщин и детей чудовищным коммерческим проектом?
    Написал П. В. (аdmin) 10.03.2020 21:49
  • Александр Мохов Александр Мохов

    Профессор университета им. Кутафина (МГЮА), эксперт по вопросам медицинского права

    Эксперт