Дети на заказ

Дети на заказ

Киркоров и Лазарев родили по двое детей. Никакого отношения к библейскому: «Авраам родил Исаака» эта фраза не имеет. Нет, рожали во всех случаях женщины, но пропасть между этими историями огромна, и называется она: «суррогатное материнство».  Что характерно, это явление было известно и в те, библейские времена, когда для семьи рожали служанки, если жена не могла зачать и выносить ребёнка. Но это были семьи, у детей были матери, а в случае известных певцов и десятков простых мужчин, обратившихся к услугам сурмам, а графе «мать», как и в жизни детей – прочерк.  Суррогатное материнство в России и в мире с каждым годом увеличивает обороты. Чего? Радости материнства или прибыльного бизнеса, торговли человеческим телом, унижением и эксплуатацией малоимущих? Правоведов многих стран эти вопросы ставят в тупик.

Закон не писан

Россия – одна из прогрессивных стран в вопросах суррогатного материнства, оно разрешено, в том числе на коммерческой основе, однако законодательного однозначного ответа на это явление нет. В прошлом году проект отдельного закона был отправлен на доработку из-за множества нестыковок и коллизий. Положения о суррогатном материнстве закреплены в ст. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и в п. 4 ст. 51 Семейного кодекса. По нему, кстати, сурмама может и не отдать ребенка и не дать согласие на запись родителями «заказчиков», и тогда спор решает суд. Инициатив в этом направлении много, но все они тормозятся из-за тонкости вопроса. В 2018 члены Совфеда предлагали закрепить порядок регистрации таких детей в ЗАГСе, так как нынешние нормы нарушают права лиц, не состоящих в браке. Сейчас в недрах Госдумы разрабатывается законопроект, которым предлагается заменить негативное название «суррогатное» на политкорректное «донорское материнство». А также создать федеральный регистр матерей, готовых вынашивать чужих детей, которые должны находиться под постоянным медконтролем, дабы «заказчики» были уверены в их удовлетворительном состоянии. В 2017 ряд депутатов Госдумы предлагали запретить само суррогатное материнство. По их мнению, поскольку передача ребёнка не требует даже усыновления, договор об оказании соответствующих услуг выходит за рамки правового поля и нарушает права детей. Инициатива провалилась в первом чтении.

Трансграничное материнство

Кстати, позиционирование ребёнка не как личности, а как объекта сделки, по существу – как неодушевлённого объекта, которому придаются признаки товара и потребительские товарные свойства, стало основным аргументом в пользу полного запрета суррогатного материнства в Германии. В свое время история с младенцем Гамми потрясла весь мир. «Заказавшая» его пара оставила мальчика в Таиланде, так как он родился с синдромом Дауна, зато забрала его здоровую сестру-близнеца. А потом выяснилось, что один из родителей неоднократно был признан виновным в преступлениях сексуального характера в отношении детей. Для суррогатного материнства зачастую привлекают финансово необеспеченных и социально незащищенных женщин. Нередки случаи плохого обращения с суррогатными матерями, когда агентства отказываются выплачивать им гонорар при малейшем нарушении строгих правил или в случае выкидыша. Опасения возможной эксплуатации женщин привели к тому, что некоторые страны полностью запретили свои программы суррогатного материнства.
Так что же делать с суррогатным материнством? Считать его современной репродуктивной методикой, дающей счастье материнства, и правильно оформить в правовом поле или признать антигуманным, нарушающим и унижающим права женщин и детей чудовищным коммерческим проектом? 

 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

 

Анатолий Выборный: Вспомогательные репродуктивные технологии важны как для государства, так и для 10 миллионов бездетных граждан

 


В правовом аспекте суррогатное материнство – вопрос очень сложный, неоднозначный и щепетильный. В 2011 году законодатель пришёл к выводу, что этому институту в России быть не от хорошей жизни. Сегодня в России порядка 10 миллионов бесплодных мужчин и женщин. Из них около 6 миллионов – это женщины, и порядка 4 миллионов – мужчины. У данной репродуктивной методики с точки зрения государства большие преимущества – помощь в решении демографической проблемы, продолжение рода для конкретной семьи, которая в силу медицинских показаний не может иметь детей. С другой стороны – это улучшение материального благополучия тех женщин и их семей, которые решились на помощь другим женщинам в обретении счастья материнства.

Что может произойти, если Россия запретит суррогатное материнство? Бездетные семьи, желающие обрести детей, поедут в Израиль, Грецию, Канаду, Австралию, или ту же Великобританию, где разрешено некоммерческое суррогатное материнство.

Не оформленное пока в достаточной степени законодательное регулирование данного института связано с тем, что он достаточно новый для России. Лишь в ноябре 2011 года принята конкретная норма о применении вспомогательных репродуктивных технологий, где даётся определение, что такое суррогатная мать, что есть в целом суррогатое материнство, то есть правовое очерчивание только набирает обороты. Не обходится без проблем и в правоприменительной практике. С учётом выявляющихся проблем и необходимо развивать законодательство в этой сфере. Сделать это нелегко, потому, что Россия – государство многоконфессиональное, многонациональное, разброс мнений велик, поэтому законотворцам приходится учитывать все эти составляющие.

Среди ряда экспертов и депутатов бытует точка зрения, что данная репродуктивная технология – торговля людьми, вносятся инициативы по запрету суррогатного материнства. Но это не выход из названных проблем, необходимо искать общий знаменатель, чёткие и корректные определения и нормы, которые позволят защитить всех участников этого процесса, повышать культуру правоприменительной практики.

 

 

 

Валентин Лебедев
Председатель Союза православных граждан, главный редактор журнала «Православная беседа»

 

Церковь считает суррогатное материнство грехом

Центры репродуктивных технологий достаточно часто размещают цитаты из Библии, Святых отцов, например о том, что суррогатное материнство имело место еще в библейские времена. Но они не имеют никакого отношения ни к богословию, ни к религоведению, ни к религиозной жизни.
Существует документ  «Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви», который даёт разъяснения таким вопросам жизни верующих людей. В том числе в области политики, права, биоэтики  и т.д. В нём нет никакого запрета помощи бездетным парам, Церковь учитывает и благословляет современные технологии в области медицины, но в том, что касается экстракорпорального оплодотворения и, особенно, суррогатного материнства, считает его грехом. Вовсе не потому даже, что за это берут деньги, и что является, по сути, некой «проституцией в квадрате», а потому, что в брак вмешивается третий человек. Еще с давних времен священных писаний брак, это союз двух людей – мужчины и женщины. Именно поэтому Церковь считает суррогатное материнство грехом, а в некоторых государствах еще и беззаконием.

 

Ирина Гриценко
адвокат
Специалист в области медицинского права, представитель Общероссийской общественной организации «Лига защиты прав пациентов»

 

В спорах по суррогатному материнству судьи практически всегда оставляют ребенка с выносившей матерью

На сегодняшний день фиксируется небольшой объем судебной практики по спорам в сфере суррогатного материнства. В первую очередь потому, что люди боятся идти судиться, когда их права в этом вопросе нарушаются. Построение договора, который заключается между будущими родителями и суррогатной матерью, к сожалению, в Конституции и в иных законодательных актах высокого уровня, не отражено и не коррелируется с законодательством о материнстве и детстве, в частности, с правами матери на ребенка.

Поэтому в тех случаях, когда договорные отношения нарушаются со стороны женщин, вынашивающих ребёнка, они отказываются исполнять свои обязательства, и будущие родители идут в суд, чаще всего судьи разрешают спор с точки зрения защиты материнства и детства, и оставляют ребёнка с выносившей его женщиной. Здесь возникает сразу несколько проблем, в том числе с вероятным истребованием исполнений алиментных обязательств. Поэтому вполне возможно, что в связи с изменениями в Конституцию, правовое определение этих взаимоотношений будет отражено в Основном законе, тем более что новые пункты относительно материнства и детства в новой редакции представлены. 

 

Александр Мохов
Профессор университета им. Кутафина (МГЮА), эксперт по вопросам медицинского права

 

Россия существенно отстаёт в правовом регулировании вопросов репродуктивного здоровья граждан

Сфера вспомогательных репродуктивных технологий для России далеко не новая, однако, наши ближайшие соседи имеют либо отдельные законы, либо соответствующие подробные статьи в законах, регулирующих сферу охраны здоровья, чего нет у нас.

Российский законодатель почему-то обошёл вниманием ключевые вопросы. В том числе такой важнейшей составляющей данной технологии, как договор: существенные обязательные, факультативные условия договора, ответственность сторон, кто есть ребенок – некий товар или субъект отношений, законодательно точно не определены. Всё отдано на откуп непосредственно участникам сделки, но это неверно. Поэтому и суды по данным спорам сталкиваются с проблемами, вызванными неопределенностью и домысливанием составленных договоров.

Такое отставание, в том числе от ближайших соседей, необходимо в самое ближайшее время наверстать. Причем, создавать регуляторные механизмы не только для отдельных составляющих, таких как суррогатное материнство, но в целом для сферы репродуктивного здоровья. Это должен быть отдельный всеобъемлющий нормативный акт, в котором всем аспектам репродуктивного здоровья граждан были бы даны чёткие определения, расписаны права и обязанности каждого участника.

Пока же всё сведено к отдельным технологиям и обрывкам в законодательстве. Решаются периферийные вопросы, а общие глобальные и действительно насущные – нет. При разработке общего документа, приоритетное право и защита должны быть обеспечены ребёнку, как родившемуся, так еще и не родившемуся. Подобные правовые механизмы есть в законодательстве многих европейских стран, в Канаде, когда вне зависимости – родная это мать или суррогатная, её могут принудить соблюдать права ребенка, в том числе на здоровье.
 

 

12.03.2020

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Центры репродуктивных технологий достаточно часто размещают цитаты из Библии, Святых отцов, например о том, что суррогатное материнство имело место еще в библейские времена. Но они не имеют никакого отношения ни к богословию, ни к религоведению, ни к религиозной жизни.
    Существует документ  «Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви», который даёт разъяснения таким вопросам жизни верующих людей. В том числе в области политики, права, биоэтики  и т.д. В нём нет никакого запрета помощи бездетным парам, Церковь учитывает и благословляет современные технологии в области медицины, но в том, что касается экстракорпорального оплодотворения и, особенно, суррогатного материнства, считает его грехом. Вовсе не потому даже, что за это берут деньги, и что является, по сути, некой «проституцией в квадрате», а потому, что в брак вмешивается третий человек. Еще с давних времен священных писаний брак, это союз двух людей – мужчины и женщины. Именно поэтому Церковь считает суррогатное материнство грехом, а в некоторых государствах еще и беззаконием.


    Дальше...
    Написал Лебедев Валентин (Валентин Лебедев) 13.03.2020 12:56
  • На сегодняшний день фиксируется небольшой объем судебной практики по спорам в сфере суррогатного материнства. В первую очередь потому, что люди боятся идти судиться, когда их права в этом вопросе нарушаются. Построение договора, который заключается между будущими родителями и суррогатной матерью, к сожалению, в Конституции и в иных законодательных актах высокого уровня, не отражено и не коррелируется с законодательством о материнстве и детстве, в частности, с правами матери на ребенка.

    Поэтому в тех случаях, когда договорные отношения нарушаются со стороны женщин, вынашивающих ребёнка, они отказываются исполнять свои обязательства, и будущие родители идут в суд, чаще всего судьи разрешают спор с точки зрения защиты материнства и детства, и оставляют ребёнка с выносившей его женщиной. Здесь возникает сразу несколько проблем, в том числе с вероятным истребованием исполнений алиментных обязательств. Поэтому вполне возможно, что в связи с изменениями в Конституцию, правовое определение этих взаимоотношений будет отражено в Основном законе, тем более что новые пункты относительно материнства и детства в новой редакции представлены. 


    Дальше...
    Написал Гриценко Ирина (Ирина Гриценко) 13.03.2020 12:52
  • В правовом аспекте суррогатное материнство – вопрос очень сложный, неоднозначный и щепетильный. В 2011 году законодатель пришёл к выводу, что этому институту в России быть не от хорошей жизни. Сегодня в России порядка 10 миллионов бесплодных мужчин и женщин. Из них около 6 миллионов – это женщины, и порядка 4 миллионов – мужчины. У данной репродуктивной методики с точки зрения государства большие преимущества – помощь в решении демографической проблемы, продолжение рода для конкретной семьи, которая в силу медицинских показаний не может иметь детей. С другой стороны – это улучшение материального благополучия тех женщин и их семей, которые решились на помощь другим женщинам в обретении счастья материнства.

    Далее...
    Написал П. В. (аdmin) 13.03.2020 11:39
  • Сфера вспомогательных репродуктивных технологий для России далеко не новая, однако, наши ближайшие соседи имеют либо отдельные законы, либо соответствующие подробные статьи в законах, регулирующих сферу охраны здоровья, чего нет у нас.

    Российский законодатель почему-то обошёл вниманием ключевые вопросы. В том числе такой важнейшей составляющей данной технологии, как договор: существенные обязательные, факультативные условия договора, ответственность сторон, кто есть ребенок – некий товар или субъект отношений, законодательно точно не определены. Всё отдано на откуп непосредственно участникам сделки, но это неверно. Поэтому и суды по данным спорам сталкиваются с проблемами, вызванными неопределенностью и домысливанием составленных договоров.

    Такое отставание, в том числе от ближайших соседей, необходимо в самое ближайшее время наверстать. Причем, создавать регуляторные механизмы не только для отдельных составляющих, таких как суррогатное материнство, но в целом для сферы репродуктивного здоровья. Это должен быть отдельный всеобъемлющий нормативный акт, в котором всем аспектам репродуктивного здоровья граждан были бы даны чёткие определения, расписаны права и обязанности каждого участника.

    Пока же всё сведено к отдельным технологиям и обрывкам в законодательстве. Решаются периферийные вопросы, а общие глобальные и действительно насущные – нет. При разработке общего документа, приоритетное право и защита должны быть обеспечены ребёнку, как родившемуся, так еще и не родившемуся. Подобные правовые механизмы есть в законодательстве многих европейских стран, в Канаде, когда вне зависимости – родная это мать или суррогатная, её могут принудить соблюдать права ребенка, в том числе на здоровье.
     


    Дальше...
    Написал Мохов Александр (Александр Мохов) 13.03.2020 11:31
ТЕМА НЕДЕЛИ Зарплата для домохозяйки
Депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект о введении ежемесячных денежных пособий размере 1 МРОТ «лицам, занятым ведением домашнего хозяйства своей семьи». Под домашним хозяйством подразумеваются уборка дома, приготовление пищи, уход за детьми и...

Популярное
Новое