Школа: битва старого с новым

Школа: битва старого с новым

В феврале ряд депутатов ГД предложили вернуть классические экзамены в школу. Соответствующий проект изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» внесен на рассмотрение Госдумы. По мнению авторов, ЕГЭ показал свою несостоятельность. Обучение сводится к заучиванию вариантов ответов на тесты, что снижает аналитические способности учеников, а, значит, уровень образования в целом. Депутат Андрей Луговой в конце прошлого года направил депутатские запросы в Минпрос, Рособрнадзор, Российскую академию образования и ФАС с вопросом: кто определяет учебники, по которым учатся наши дети? Если не поможет, депутат обещал обратиться в Генпрокуратуру.

Ампутация мысли

Причиной обращения стало «изгнание» из школы известного учебника математики Людмилы Петерсон. Большинство кандидатов в национальную сборную по математике и победителей олимпиад учились именно по этому учебнику. Но его… назвали непатриотичным. Примеры с героями произведений Дж. Родари, Ш. Перро, сказки «Три поросенка»  «не воспитывают гордость за свою страну». А какие воспитывают и правильно учат? Те, где Гоголя путают с Горьким, восстание Пугачева относят к XVII веку, а глобус изображен в зеркальном отражении? Где говорится, что «прикосновение к эрогенным зонам вызывает сексуальное возбуждение» (ОБЖ для 7 класса, «Просвещение») и где есть фраза «Мне 14 лет, я поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу» (учебник немецкого языка, 10-11 класс). Где число витаминов равняется 80-ти, хотя их 13-ть? Где вместо домашних заданий ссылки на Ютуб? Из года в год Минпрос утверждает новый федеральный список допущенных и рекомендованных школьных учебников. Из года в год учителя, ученики и родители находят в них ошибки.

Цена вопроса

Российский рынок учебной литературы - место, где на умах учеников создаются колоссальные состояния. Эту известную истину в очередной раз подтвердил судебный процесс между двумя монополистами школьного книжного дела  - издательством «Просвещение» (годовой доход 13 миллиардов рублей, контролирует продажу 405 учебников, рекомендованных еще Минобрнауки) и корпорацией «Российский учебник». Любая закрытость, как известно – питательная почва для коррупции. А этот рынок непрозрачен, утверждает Луговой.

Образование в смартфонах

Но эта битва за издание учебников на глазах устаревает. В декабре 2016 года Правительство утвердило проект «Современная цифровая образовательная среда». К 2025 году весь процесс обучения будет переведен в онлайн-режим, дети не узнают, что такое школа, первый учитель, портфели с книжками. Их заменят смартфоны, а учителя превратятся в виртуальных наставников. Запущен и проект «Российская электронная школа», которая подразумевает индивидуальные образовательные траектории для детей. Их уткнут в планшеты. Что будет там? Не перейдут ли катастрофические ошибки печатных учебников в масштабный электронный вид? При этом все больше экспертов призывают вернуться к советской системе образования. «К советскому образованию следует вернуться как можно скорее, потому что урон нанесен уже огромный -  выросло поколение недообразованных школьников, которые пришли в университеты без знаний», -  заявила председатель Общероссийской общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» Мария Мамиконян. Так какой же должна быть школа будущего? 

 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

 

Олег Нилов
депутат Госдумы ФС РФ VI созыва, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия»

 

ЕГЭ-образование демонстрирует свою несостоятельность

Инициатива группы депутатов, в которой мы предлагаем вернуть в качестве итоговой аттестации классический экзамен – очередная, стоящая в ряду других попытка остановить движение по наклонной российского школьного образования, которое мы наблюдаем последние лет десять. Попытка остановить тренд болонской системы образования, навязанный нам, наряду с другими западными образцами опыта, мышления, ценностей. То, что я, в числе многих, не принимал с самого начала. Тогда подсказывало чутьё, а сейчас уже опыт доказывает нашу правоту.
У нас есть еще возможность остановиться и пойти своим, классическим путем в образовании, который был заложен задолго до советской власти, а при ней был упрочен и продемонстрирован всему миру. Сегодня многие передовые европейские страны, такие, как Англия, с удовольствием применяют советскую модель образования. На мой взгляд, отказ от этой системы был, мягко говоря, ошибкой.

ЕГЭ-образование это не раз доказало, особенно на примере многочисленного числа обычных детей, не имеющих возможности заниматься с репетитором, у которых в их населенных пунктах и Интернета нет. Какие бы они баллы ни получали, они – троечники по меркам советского образования. И вот это поколение троечников, которое и на ступени высшего образования, тоже хромающего, недополучило знания, выходит в жизнь.

Поэтому, мы предлагаем остановиться. Конечно, возврат к классическим экзаменам – не единственное, не главное условие во всей образовательной цепочке, но необходимое. Самое печальное, что эта сфера серьезно недофинансируется, если в советские времена  расходы на неё составляли до 10% от ВВП (по нынешним меркам), то сейчас – всего 3%. О каком качестве образования можно говорить при таком подходе? 

 

Олег Смолин
депутат ГД РФ, член фракции КПРФ, первый зампред Комитета по образованию ГД РФ, президент общества «Знание», председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех»
член-корреспондент Российской академии образования

 

Законодательство препятствует созданию прогрессивных электронных университетов

Для того чтобы попасть в утвержденный перечень учебников, каждый из них проходит, как минимум, три экспертизы: научную, педагогическую и общественную. По идее, при трехступенчатой проверке, ничего ошибочного там быть не должно. Но, возможно, что-то и попадает.
Необходимо разделить вопросы содержания образования и его формы, применяемые технологии. Я, безусловно, сторонник классического содержания образования. Каждый год появляются новые литературные произведения, перечитать все наши дети не в состоянии. Но для того, чтобы потом разбираться во всем новом, уметь их критически осмыслить, необходимо прочитать хотя бы Державина, Пушкина, Лермонтова, желательно, Баратынского Тютчева.

Что же касается технологий, то использование современных технологий в том числе, цифровых, при правильном подходе может усилить возможности образования. Но может и навредить образованию, если эти технологии использованы неправильно.

Во всем мире сейчас развиваются цифровые университеты. В любой продвинутой стране их десятки. В России пока нет ни одного. Наше современное законодательство не позволило ни одному университету, который хотел стать электронным, получить государственную аккредитацию или лицензию.  Есть портал Coursera с более чем 25 миллионами пользователей, из них примерно миллионом – российских. На нём можно бесплатно посмотреть лекции хороших профессоров, значительная их часть переведена на русский язык. Так вот, такие порталы работают как кадровые агентства. В мире идет борьба за человеческие ресурсы. И когда молодой человек показывает хорошие способности, его быстро приглашают либо в иностранный университет, либо в иностранную высокотехнологичную компанию. И он работает на развитие человеческого потенциала уже не в своей стране, а в чужой. Чаще всего это Соединённые штаты Америки.

Герман Греф, с которым я в кои-то веки согласен, утверждает, что потери от утечки умов намного больше, чем наши потери от оттока капитала и РФ, которые по разным оценкам, превышают 2 триллиона долларов.

Но если пытаться всё преподавание заменить электронным обучением, когда ведущие университеты будут создавать электронные курсы, всех профессоров в обычных университетах поувольнять, то вреда от такого будет гораздо больше, чем пользы. 

 

Антон Молев
учитель обществознания и истории, депутат комитета по образованию Мосгордумы

 

Профессия учителя не исчезнет, к ней просто предъявляются новые требования

Единого мнения всех учителей о качестве того или иного учебника, нет и быть не может Кому-то нравится один учебник, кому-то другой по стилю и содержанию. Любой учебник, например, который мне ближе, по истории естествознания - несовершенный. С учетом того, что многое поменялось со времени советской модели учебного процесса, учебник претерпел существенные изменения. Тут к нему претензий масса.

Если говорить о цифровизации, то это отдельный долгий разговор. Но если коротко: никто в здравом уме, ответственный за этот процесс не говорит о замене учителей на виртуальных наставников ни в коей мере. Все, что мы говорим о цифре в образовании, это исключительно разговор об инструменте, который должен дополнить арсенал диалога между учителем и учениками. То, что сейчас делается и предлагается – это первый опыт, и нужен долгий процесс совершенствования ныне существующих цифровых сфер в образовании. Мы только начали этот путь, и есть много задач, которые приходится решать. Самое главное – вовлечение в эту работу и учителей и родительское сообщество. Главное – тех профессионалов, которые многого в своих областях достигли. Поэтому, учительская профессия никуда не денется, к ней просто предъявляются обновленные требования.

 

Константин Зискин
аведующий отделом центра стратегии развития образования МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат педагогических наук.

 

Студенты приходят в вуз не после учебника, а после учителя

Те студенты, которые сейчас приходят в вузы, по уровню школьной подготовки очень разные. Другое дело, что если раньше в педагогические вузы был большой конкурс, и попасть туда было сложно, то сейчас у нас почти поголовно получают высшее образование. Из-за этого, на мой взгляд, средний уровень выпускников выглядит ниже, чем в те времена.

Надо сказать, что студенты приходят после школы не столько после учебников, сколько после учителей. Для хорошего учителя учебник – это не первый, не второй и даже не третий инструмент для обучения детей. Понятно, что учитель пользуется большим количеством разных учебников и методических пособий, формируя из них свою персональную систему обучения. Тем более, сейчас, когда информацию по любому вопросу можно найти, не выходя из дома. В этом смысле трудно, да и нет необходимости идти против цивилизации, новых технологий, веяний времени.

Что касается опасений по поводу исчезновения из-за новых технологий профессии учителя, у меня есть американский журнал 1965 годы выпуска с карикатурой, где мальчик смотрит на строгую учительницу и говорит: «вот, заменят тебя обучающей машиной, больше не будет у тебя работы». То есть, разговоры об этом идут уже давно, но, на мой взгляд, этого не произойдет никогда! Школа – это, прежде всего, социальный институт, место, где происходит контакт с культурой, знаниями, обществом.  

 

28.02.2019

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • В феврале ряд депутатов ГД предложили вернуть классические экзамены в школу. Соответствующий проект изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» внесен на рассмотрение Госдумы. По мнению авторов, ЕГЭ показал свою несостоятельность. Обучение сводится к заучиванию вариантов ответов на тесты, что снижает аналитические способности учеников, а, значит, уровень образования в целом. Депутат Андрей Луговой в конце прошлого года направил депутатские запросы в Минпрос, Рособрнадзор, Российскую академию образования и ФАС с вопросом: кто определяет учебники, по которым учатся наши дети? Если не поможет, депутат обещал обратиться в Генпрокуратуру.

    Ампутация мысли

    Причиной обращения стало «изгнание» из школы известного учебника математики Людмилы Петерсон. Большинство кандидатов в национальную сборную по математике и победителей олимпиад учились именно по этому учебнику. Но его… назвали непатриотичным. Примеры с героями произведений Дж. Родари, Ш. Перро, сказки «Три поросенка» «не воспитывают гордость за свою страну». А какие воспитывают и правильно учат? Те, где Гоголя путают с Горьким, восстание Пугачева относят к XVII веку, а глобус изображен в зеркальном отражении? Где говорится, что «прикосновение к эрогенным зонам вызывает сексуальное возбуждение» (ОБЖ для 7 класса, «Просвещение») и где есть фраза «Мне 14 лет, я поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу» (учебник немецкого языка, 10-11 класс). Где число витаминов равняется 80-ти, хотя их 13-ть? Где вместо домашних заданий ссылки на Ютуб? Из года в год Минпрос утверждает новый федеральный список допущенных и рекомендованных школьных учебников. Из года в год учителя, ученики и родители находят в них ошибки.

    Цена вопроса

    Российский рынок учебной литературы - место, где на умах учеников создаются колоссальные состояния. Эту известную истину в очередной раз подтвердил судебный процесс между двумя монополистами школьного книжного дела - издательством «Просвещение» (годовой доход 13 миллиардов рублей, контролирует продажу 405 учебников, рекомендованных еще Минобрнауки) и корпорацией «Российский учебник». Любая закрытость, как известно – питательная почва для коррупции. А этот рынок непрозрачен, утверждает Луговой.

    Образование в смартфонах

    Но эта битва за издание учебников на глазах устаревает. В декабре 2016 года Правительство утвердило проект «Современная цифровая образовательная среда». К 2025 году весь процесс обучения будет переведен в онлайн-режим, дети не узнают, что такое школа, первый учитель, портфели с книжками. Их заменят смартфоны, а учителя превратятся в виртуальных наставников. Запущен и проект «Российская электронная школа», которая подразумевает индивидуальные образовательные траектории для детей. Их уткнут в планшеты. Что будет там? Не перейдут ли катастрофические ошибки печатных учебников в масштабный электронный вид? При этом все больше экспертов призывают вернуться к советской системе образования. «К советскому образованию следует вернуться как можно скорее, потому что урон нанесен уже огромный - выросло поколение недообразованных школьников, которые пришли в университеты без знаний», - заявила председатель Общероссийской общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» Мария Мамиконян. Так какой же должна быть школа будущего?
    Написал П. В. (аdmin) 27.02.2019 13:46
  • Думаю, с электронным образованием всё идёт к тому, что индивидуальное образование с преподавателем - это будет удел избранных, будет оно не бесплатно и , скорей всего, дорого... как в царской России, что бы иметь хорошее образование, нужно быть выходцем из благородной и состоятельной семьи, прочие дети, едва научившись читать и писать, пойдут работать, что бы прокормить себя и свои семьи. Смысл, наверное в том: зачем столько лет учиться, тратить деньги на учебники, здания школ, их содержание, з/пл учителям...всё за счёт бюджета(речь пока о школе), чтобы потом всю жизнь 90% -ам "учеников" работать таксистом, парикмахером, малярами или дворником - для этой категории смартфона и ограниченной минимальной информации вполне достаточно. Кто же из них захочет знаний, их можно будет купить за деньги... Может быть и верно, ибо халява никогда не ценится, воспринимается, как должное ... а отношение к учителям, над которыми малолетнее "быдло" нынче издевается, как хочет - это вообще отдельная тема.
    Написал БольшаяМедведиЦЦа 27.02.2019 21:07
  • ..Думаю, классическое образование (учитель/ученик) необходимо если, всё таки задача вырастить человека думающего, способного что-то создавать, решать сложные задачи, чувствовать, сопереживать, ..да даже и состязаться со сверстниками в скорости решения задач, или излагать мысли вслух перед аудиторией, вообще умение существовать в коллективе (сегодня каждый подросток сидит у КОМПа или смартфона, общаются смайликами и "лайками" фоток, а при личном общении зачастую и тем для разговора нет, а если и есть, то озвученными "мыслями" и "идеями" не заслушаешься...).

    Во всяком случае, пока маленький человечек растёт, пока идёт формирование личности, все азы навыков и информации должны передаваться от человека человеку(м.быть при необходимости и удалённости онлайн по видеосвязи, но общаться в процессе обучения должен человек с человеком, а не человек с машиной...во всяком случае в юном нежном возрасте). Конечно не проводились опыты(или проводились(?!!)), когда бы ребёнка выкормил и вырастил робот(может это наше, упаси Господи, будущее), но ведь понятно, что это противоестественно, как если бы стиральная машина учила человека содержать вещи в чистоте, плита - готовить, пылесос - приучал бы убирать дом, фотокамера учила бы создавать картины ...-вся эта техника, созданная человеком, призвана лишь помогать человеку, экономить время, но не управлять человеческой мыслью и НЕ думаю, что стремление автоматизировать процесс именно школьного обучения - это хорошая мысль. Вот когда собственные мысли в юных головах начнут зарождаться, когда появятся цели и задачи, тогда техника, компьютеры, роботы, ИНТЕРНЕТ, будут им в помощь. А пока ни ума, ни знаний, давать смартфоны, да с полным доступом в ИНЕТ - это как обезьяне дать гранату(не понятно зачем и уж точно не для созидания), моё мнение
    Написал БольшаяМедведиЦЦа 28.02.2019 01:21
  • Ответил "классическим", хотя это неправильно.
    Неправильно ставить вопрос по принципу "или - или".
    Система образования не должна быть незыблемой. Она должна меняться. И не вслед за изменениями в окружающих нас реалиях, а в идеале - с опережением.
    Поэтому элементы "электронного" образования тоже не только имеют право на существование, но и просто обязаны присутствовать в учебном процессе.
    Но именно как элементы, как дополнительные компоненты, а отнюдь не как тотальная замена.
    Что же касается экзаменов, то и здесь, на мой взгляд, тесты не должны полностью заменять процедуру оценки знаний. Хотя и имеют право на существование.
    В идеале, как мне представляется, тестированием можно оценивать качество полученных знаний в так называемом "промежуточном" порядке (т.н. "срезы"). А вот итоговые экзамены все-таки должны приниматься живыми людьми, коллегиально, в процессе непосредственного общения с испытуемым.
    Написал Необязательно Игорь (Vesh-a-Too) 28.02.2019 12:02
  • Те студенты, которые сейчас приходят в вузы, по уровню школьной подготовки очень разные. Другое дело, что если раньше в педагогические вузы был большой конкурс, и попасть туда было сложно, то сейчас у нас почти поголовно получают высшее образование. Из-за этого, на мой взгляд, средний уровень выпускников выглядит ниже, чем в те времена.

    Надо сказать, что студенты приходят после школы не столько после учебников, сколько после учителей. Для хорошего учителя учебник – это не первый, не второй и даже не третий инструмент для обучения детей. Понятно, что учитель пользуется большим количеством разных учебников и методических пособий, формируя из них свою персональную систему обучения. Тем более, сейчас, когда информацию по любому вопросу можно найти, не выходя из дома. В этом смысле трудно, да и нет необходимости идти против цивилизации, новых технологий, веяний времени.

    Что касается опасений по поводу исчезновения из-за новых технологий профессии учителя, у меня есть американский журнал 1965 годы выпуска с карикатурой, где мальчик смотрит на строгую учительницу и говорит: «вот, заменят тебя обучающей машиной, больше не будет у тебя работы». То есть, разговоры об этом идут уже давно, но, на мой взгляд, этого не произойдет никогда! Школа – это, прежде всего, социальный институт, место, где происходит контакт с культурой, знаниями, обществом.  


    Дальше...
    Написал Зискин Константин (Константин Зискин) 01.03.2019 13:53
  • Единого мнения всех учителей о качестве того или иного учебника, нет и быть не может Кому-то нравится один учебник, кому-то другой по стилю и содержанию. Любой учебник, например, который мне ближе, по истории естествознания - несовершенный. С учетом того, что многое поменялось со времени советской модели учебного процесса, учебник претерпел существенные изменения. Тут к нему претензий масса.

    Если говорить о цифровизации, то это отдельный долгий разговор. Но если коротко: никто в здравом уме, ответственный за этот процесс не говорит о замене учителей на виртуальных наставников ни в коей мере. Все, что мы говорим о цифре в образовании, это исключительно разговор об инструменте, который должен дополнить арсенал диалога между учителем и учениками. То, что сейчас делается и предлагается – это первый опыт, и нужен долгий процесс совершенствования ныне существующих цифровых сфер в образовании. Мы только начали этот путь, и есть много задач, которые приходится решать. Самое главное – вовлечение в эту работу и учителей и родительское сообщество. Главное – тех профессионалов, которые многого в своих областях достигли. Поэтому, учительская профессия никуда не денется, к ней просто предъявляются обновленные требования.


    Дальше...
    Написал Молев Антон (Антон Молев) 01.03.2019 13:58
  • Для того чтобы попасть в утвержденный перечень учебников, каждый из них проходит, как минимум, три экспертизы: научную, педагогическую и общественную. По идее, при трехступенчатой проверке, ничего ошибочного там быть не должно. Но, возможно, что-то и попадает.
    Необходимо разделить вопросы содержания образования и его формы, применяемые технологии. Я, безусловно, сторонник классического содержания образования. Каждый год появляются новые литературные произведения, перечитать все наши дети не в состоянии. Но для того, чтобы потом разбираться во всем новом, уметь их критически осмыслить, необходимо прочитать хотя бы Державина, Пушкина, Лермонтова, желательно, Баратынского Тютчева.

    Что же касается технологий, то использование современных технологий в том числе, цифровых, при правильном подходе может усилить возможности образования. Но может и навредить образованию, если эти технологии использованы неправильно.

    Во всем мире сейчас развиваются цифровые университеты. В любой продвинутой стране их десятки. В России пока нет ни одного. Наше современное законодательство не позволило ни одному университету, который хотел стать электронным, получить государственную аккредитацию или лицензию.  Есть портал Coursera с более чем 25 миллионами пользователей, из них примерно миллионом – российских. На нём можно бесплатно посмотреть лекции хороших профессоров, значительная их часть переведена на русский язык. Так вот, такие порталы работают как кадровые агентства. В мире идет борьба за человеческие ресурсы. И когда молодой человек показывает хорошие способности, его быстро приглашают либо в иностранный университет, либо в иностранную высокотехнологичную компанию. И он работает на развитие человеческого потенциала уже не в своей стране, а в чужой. Чаще всего это Соединённые штаты Америки.

    Герман Греф, с которым я в кои-то веки согласен, утверждает, что потери от утечки умов намного больше, чем наши потери от оттока капитала и РФ, которые по разным оценкам, превышают 2 триллиона долларов.

    Но если пытаться всё преподавание заменить электронным обучением, когда ведущие университеты будут создавать электронные курсы, всех профессоров в обычных университетах поувольнять, то вреда от такого будет гораздо больше, чем пользы. 


    Дальше...
    Написал Смолин Олег (oleg smolin) 01.03.2019 14:16
  • Инициатива группы депутатов, в которой мы предлагаем вернуть в качестве итоговой аттестации классический экзамен – очередная, стоящая в ряду других попытка остановить движение по наклонной российского школьного образования, которое мы наблюдаем последние лет десять. Попытка остановить тренд болонской системы образования, навязанный нам, наряду с другими западными образцами опыта, мышления, ценностей. То, что я, в числе многих, не принимал с самого начала. Тогда подсказывало чутьё, а сейчас уже опыт доказывает нашу правоту.
    У нас есть еще возможность остановиться и пойти своим, классическим путем в образовании, который был заложен задолго до советской власти, а при ней был упрочен и продемонстрирован всему миру. Сегодня многие передовые европейские страны, такие, как Англия, с удовольствием применяют советскую модель образования. На мой взгляд, отказ от этой системы был, мягко говоря, ошибкой.

    ЕГЭ-образование это не раз доказало, особенно на примере многочисленного числа обычных детей, не имеющих возможности заниматься с репетитором, у которых в их населенных пунктах и Интернета нет. Какие бы они баллы ни получали, они – троечники по меркам советского образования. И вот это поколение троечников, которое и на ступени высшего образования, тоже хромающего, недополучило знания, выходит в жизнь.

    Поэтому, мы предлагаем остановиться. Конечно, возврат к классическим экзаменам – не единственное, не главное условие во всей образовательной цепочке, но необходимое. Самое печальное, что эта сфера серьезно недофинансируется, если в советские времена  расходы на неё составляли до 10% от ВВП (по нынешним меркам), то сейчас – всего 3%. О каком качестве образования можно говорить при таком подходе? 


    Дальше...
    Написал Нилов Олег (Олег Нилов) 01.03.2019 14:26
ТЕМА НЕДЕЛИ Отрезвляющие заведения
Группа сенаторов предлагает возродить систему вытрезвителей. Но пребывание в них сделать платным – за счет постояльцев. Уже подготовлены изменения в законы «Об общих принципах организации местного самоуправления» и «Об общих принципах организации зак...

Популярное
Новое