Школа: реформы non-stop? - 30.08.18

Школа: реформы non-stop? - 30.08.18

Школе опять предлагают перемены. За последние десятилетия она изменилась до неузнаваемости. Интерактивные доски, ноуты в «началке», смс родителям о прогулах, электронный дневник и никаких отмазок «ничего не задали», безнал в столовках и много еще чего. Что касается «содержимого», то оно представляет собой сплошную череду реформ. Это и реформа сети школьных учреждений и их финансирования, появление промежуточных итоговых аттестаций, постоянное изменение образовательных стандартов. Изменений так много, что даже новое-старое ведомство в этом году появилось – Минпрос.

Велено было подождать

Заступив на министерский пост в 2016 году, Ольга Васильева пообещала школе «былой высокий статус на международной образовательной арене», сократить перечень учебников, реформировать ЕГЭ, вернуть астрономию, литературную классику и мужчин. Мы на «ЗАКОНИИ» обсудили подробно идеи тогда еще главы Минобрнауки. Эксперты, как, впрочем, и само ведомство, предлагали новшества принять, а с реформами подождать.

Не тут-то было

Не иссякают желающие продолжить реформы на ниве образования. Из последнего: депутат Госдумы Василий Власов от ЛДПР написал письмо в Минобрнауки с предложением ввести 12-летку. Письмо с аналогичным предложением, но уже в Минпрос написал Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов. Что предлагается: неважно, какой это будет класс 11-й или 12-й, но это будет год профориентации вплоть до заключения временного контракта с интересующей школьника организацией и прохождения в ней стажировки. Борис Чернышов заодно предложил  отказаться от домашнего задания. А участники недавнего круглого стола высказались о необходимости пересмотра 5-балльной системы оценок. 

Прекрасное далёко?

Реакция Минобрнауки оказалась сдержанной и в какой-то мере непреклонной: «такие предложения не рассматриваем, система и так сбалансирована». Эксперты были не столь сдержаны, и заявили, что «школьная система и так находится в стрессе», учителя, ученики и бюджеты перегружены, из-за чего последние не платят высокие зарплаты первым. Поэтому, в ближайшие годы «было бы правильно кардинальных реформ не производить, а сосредоточиться на выявлении достижений и проблем по итогам тех преобразований, которые уже состоялись».  Судя по разбросу мнений о среднем образовании, в обществе нет, не то, что консенсуса, а даже ясности относительно его будущего: оно должно быть классическим или инновационным, с ЕГЭ или без него, бесплатным или коммерческим?  Что лучше: остановиться и «проработать направление» или продолжать реформы – система сама всё отрегулирует?

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Олег Смолин
депутат ГД РФ, член фракции КПРФ, первый зампред Комитета по образованию ГД РФ, президент общества «Знание», председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех»
член-корреспондент Российской академии образования

Лучшие реформы для образования на данном этапе – увеличить финансирование и уменьшить бюрократизацию

Вопросы введения 12-летнего образования в России дебатируются вот уже 20 лет. Пик обсуждения был в начале 21-го века. Тогда подавляющее большинство образовательного сообщества, родителей и, кстати, парламентариев высказались против введения в России 12-летнего образования по многим соображениям. Напоминаю, что мы говорим об общероссийской инициативе, а не только о столичной. Так вот, если в Москве финансирование образования находится на достойном уровне, то в стране в целом оно составляет половину от минимальной потребности. Причем здесь моя позиция, человека левых взглядов, совпадает с мнением одного из лидеров либерального направления в образовательной политике – Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики. Мы оба признаем, что для модернизации страны надо выделять на образование 7% от ВВП. Сейчас у нас финансирование образования составляет 3,5%.

Поэтому, если в бюджете на сферу появятся дополнительные деньги, с моей точки зрения, было бы правильным их использовать на горящие нужды школы, которых много, в том числе, на оплату труда педагогических работников. Потому, что по данным Общероссийского народного фронта, если в Москве их заработная плата превышает 60 тысяч рублей, в Ямало-Ненецком – 92 тысячи, то в Алтайском крае – 20 тысяч.  Причем, эту  заработную плату учителя получают за более чем полторы ставки.  Мало того, по данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы за последний год увеличилось вдвое количество учителей, которые работают на две ставки. Как шутят мои коллеги: на одну ставку есть нечего, а на две – некогда, поэтому работаем на полторы. А по моему учительскому опыту, когда ты работаешь на две ставки, ты уже не можешь отдать детям, то, что должен отдать.  
Что касается вполне дельного предложения о необходимости профессиональной ориентации учащихся в дополнительный год обучения, думаю, что эту работу вполне можно осуществлять и в рамках школьной программы, если разумно её распределить. Может возникнуть ситуация, когда часть ребят из-за того, что не вовремя окончат школу, будут иметь проблемы с армией. К тому же, дополнительный год – это дополнительное финансирование, а как с ним обстоят дела, понятно по приведенным цифрам.

Достаточно сказать, что в 17 процентах российских школ в сельской глубинке туалеты находятся на улице, и нет спортивных залов. Я в таких школах бываю в рамках своей депутатской и общественной деятельности. К счастью, в этом году у нас в Омской области увеличили объем ассигнований на модернизацию школ. Часть из них потратили на организацию теплых туалетов, потому, что это не дело, когда в 21 веке удобства в школах находятся во дворе. 
Еще одна проблема отрасли – нехватка преподавателей, и не только в глубинке. Обратимся к данным ОНФ, полученным в результате опроса 1300 учителей. 44% заявили, что в школах не хватает математиков, 39% - что не хватает учителей иностранного языка, 30% - преподавателей русского языка и литературы, 26% - учителей начальных классов. Именно потому многие педагоги и работают на 1,5 – 2 ставки и им некогда есть и жить тоже. Также по данным ОНФ в 75-ти регионах РФ из 85-ти майский Указ президента, но  не 2018 года, а 2012 года №597 в части оплаты педагогического труда до сих пор не исполнен.

Но, есть как минимум одна позиция, которая не требует денег, а может даже, которая позволила бы сэкономить - это дебюрократизация образования. По официальным данным Комитета Госдумы по образованию, каждое учебное заведение в России ежегодно заполняет в среднем 300 отчетов почти по 12 тысячам показателей. Российский учитель оказался рекордсменом мира по количеству времени, которое он тратит на то, чтобы заполнять бумаги и составлять отчеты – на бессмысленную работу. Вот если бы мы от этого избавили российского учителя, он бы вздохнул с облегчением и при современной заработной плате.

Но даже при этом положении есть важные положительные моменты. Президент поставил задачу, чтобы наша система образования вошла в десятку лучших в мире. Так вот, наша начальная школа из десятки лучших никогда и не выходила. Наша начальная школа (с 1 по 4 класс) согласно официальным международным нормам PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) в 21 веке всегда была в пятерке лучших, а по последним измерениям – первая в мире! 

Правда, дальше дела обстоят похуже. Наша основная школа (с 4 по 8 класс),  по системе TIMSS (Third International Mathematics and Science Study) в основном все это время была в 10-ке, один раз стала 12-ой. То есть по начальной и основной школе задача войти в 10-ку уже решена. А вот когда мы переходим к старшей школе – образование и грамотность 15-летних, вот тут мы, в основном, в четвертом десятке, иногда попадаем в третий, пару раз попадали в пятый десяток. По этой позиции нам надо стремиться также занять место в первой десятке.

Если мы возьмем последний официальный международный доклад  о развитии человеческого потенциала, по образованию мы 19-е. Это лучший показатель по сравнению со всеми остальными. В частности, показатели благосостояния и долголетия намного ниже. То есть российская система образования, при всех её минусах, в том числе недофинансировании,  работает намного лучше чем, например, российская экономика, здравоохранение и другие сферы.   

 

 

Виктор Панин
руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг

Чаще всего родители жалуются на нарушение законодательства в части предоставления образовательных услуг

Образовательные услуги – термин, который нам навязали. Хотя я лично не считаю образование услугой как таковой, мы вынуждены принимать те правила игры, которые нам навязывают правительство и законодатель, и следовать букве закона, как и все, кто в рамках правового поля старается быть законопослушным гражданином. Мы действуем в рамках не нами придуманной терминологии, которая закреплена в нормативных актах, в том числе, законах «О защите прав потребителей», «Об образовании», Постановлении Правительства «Об оказании платных образовательных услуг». Нам все чаще и чаще предлагают за что-то заплатить в системе образования. Поэтому мы вынуждены, конечно же, отстаивать права наших граждан в сфере образования.

Наверное, все мы уже оскомину набили во время обсуждения вопросов, касающихся снижения качества школьного и далее уже вузовского образования. Мы наблюдаем эту картину уже достаточно длительное время. Хотя нам чиновники от образования пытаются рассказать обратное и сказать, что вот на международных олимпиадах наши учащиеся занимают первые места, чуть ли не по всем направлениям: математики, физики, иностранных языков. Может быть, отдельные случаи имеют место быть, но в целом, и мы это ощущаем, и работодатели об этом говорят, уровень подготовки нынешних выпускников школ и вузов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Он падает, и причем, падает существенно.

Может быть, крамольную мысль выскажу, но на сегодняшний день школа не занимается обучением и образованием детей. Их учат родители, семья. И если дома не будут учить с детьми предмет, разбирать его так, как должно, то школа этого точно не сделает. Дети приходят из школы с большими глазами и ничего не понимают. Чем они там в основном занимаются, так это проходят тесты или выполняют контрольную работу. На сегодняшний день учитель является контрольно-надзорным органом, который контролирует выполнение домашнего задания. Поэтому так распространены репетиторы, поэтому родителям предлагают за деньги пойти в той же школе, заключить договор и получить дополнительные платные образовательные услуги, предоставляемые тем же самым учителем. Ну а потом, уже во время оплаченного за счет средств бюджета урока, он будет у ребенка проверять выполнение задания.

И не в реформах дело. Нас этими реформами уже замордовали. Министерство образования в народе называют «министерством обрезания просвещения и образования». Все, что можно было обрезать за десятилетия реформ, обрезали. По счастью, еще не до конца угробили основную составляющую традиционной классической  нашей школы.

Если вы считаете, что права вашего ребенка на образование нарушены, к нам можно обращаться по электронной почте, указанной на сайте www.ozppou.ru. Там же дан телефон горячей линии: +7 (495) 971-91-69. Можно обратиться в комитет общества по любому вопросу, связанному с качеством образования либо его нарушением или написать жалобу. Мы обязательно с ней разберемся и проконтролируем соблюдение прав ребенка на получение качественного образования. Для этого предпринимаются очень серьезные действия. Мы, как правило, выезжаем, или направляем соответствующую проверку в то или иное образовательное учреждение, начинаем выяснять, с чем связана жалоба или какие причины побудили родителя обратиться с ней. Чаще всего нам жалуются на конфликты с учителями, нарушение законодательства в части предоставления образовательной услуги, нарушение прав детей на получение образования. 

 

Александр Тхостов
профессор, зав. кафедрой нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ

Современная школа не учит учиться, и эту практику надо менять

К сожалению, в последние годы качество образования школьников падает, я вижу их каждый год, и каждый год уровень образования в школах становится ниже и ниже. Все это очень опасно. Странно, что они знают много отдельных фактов, но эти знания совершенно не систематизированы. Можно сказать, что они достаточно невежественны. Плюс они не обучены учиться. Когда они приходят в университет и институт,  над ними уже никто не стоит, не смотрит, как они исполняют задания, а у них навыков самостоятельного обучения очень мало. Самыми худшими в этом плане я могу назвать 90-е годы, но сейчас что-то опять у нас не так.

Я часто интересуюсь у ребят, понимают ли они, приходя на психологический факультет, что это за наука, и они не очень понимают. Правда, в 17-ть лет сложно понимать доподлинно, что такое психология. Но когда они уже постарше и студены мне в шестой раз пытаются пересдать экзамен, я их иногда спрашиваю: а зачем вам это все нужно? Они говорят: а мне не нужно, этого мама хочет.  

Я уже не говорю об элементарных грамматических ошибках, которые допускают нынешние выпускники школ. У нас, увы, нет систематического обучения грамматике. Она ведь не только является формальным правилом, это еще нюансы языка его устройство, это еще тонкое чувство правил. В них этого нет, они же пишут в мессенджерах, в соцсетях, а там всего разнообразия и богатства русского языка не нужно. Когда же они набирают текст на компьютере, им программа исправляет ошибки, и у них нет самостоятельного навыка письма. 

 

Елена Сидорина
Заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при ДОгМ Председатель управляющего совета Школы с углубленным изучением иностранного языка и информационных технологий №1347

Преобразования в московских школах создали комфортную среду для развития и обучения детей

 

Родители, прежде всего, обращают внимание на то, какого качества образование получают их дети.  На то, насколько безопасна и комфортна среда, в которой находятся дети большую часть дня. То есть, насколько их ребенок может развиваться, учиться, насколько школа идёт в ногу со временем. Беспокоящие их ранее негативные явления поборов в школе и вопросы безопасности  успешно решены и канули в прошлое.

В Москве для детей сейчас созданы все условия и возможности для развития. Весь город открыт для того, чтобы дети могли даже вне стен школы получать образование. Это программы бесплатного посещения музеев, кинопросмотров, мероприятий в парках, сейчас запускается проект по посещению театров. Все ресурсы столицы направлены на то, чтобы дети росли, развивались, учились, познавали. Можно в этом ряду также назвать проект «Университетские субботы», когда дети по субботам ходят в институты на лекции,  мастер-классы.

С появлением, как мы их называем, больших московских школ, в которых объединены и дошкольные отделения и школьные, появились новые возможности, в том числе по открытию профильных классов: медицинских, инженерных, кадетских.  Появилось современное оборудование в этих классах. У дошколят теперь есть возможность приходить в школу. В некоторых учебных заведениях, допустим, есть «медицинский понедельник», когда ребят приводят в школьное здание, они видят медицинское оборудование высокого класса, им даются элементарные знания на специальных уроках, и ребята с маленького возраста во все это окунаются.

Система дополнительного образования также не стоит на месте. Наряду с привычными формами объединений хорового пения, кружков рисования, открываются новые современные направления – кружки робототехники, судомоделирования, катания на горных лыжах. Какая потребность есть у детей и родителей в каждой конкретной школе, такие кружки и открываются. У ребят появилось больше возможностей за счет профильных классов и дополнительного образования, они могут заниматься с лучшими педагогами, готовиться к олимпиадам. И уже есть высокие результаты того, как наши ребята защищают честь города на Всероссийской олимпиаде школьников. Главное, что сейчас школа в каждом ребенке старается увидеть и раскрыть именно его таланты и способности, чтобы он дальше в жизни был успешным, выбрал профессию, которая ему нравится, смог её получить и реализоваться в ней.

 

 

 
 

30.08.2018

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Лучше бы Закония попробовала силы посудиться, с тем что бы была возможность забирать деньги у государства потраченные на обучение ребенка в школе, а детей перевести на домашнее обучение.
    Написал zak0n505 28.12.2018 19:29
  • Родители, прежде всего, обращают внимание на то, какого качества образование получают их дети.  На то, насколько безопасна и комфортна среда, в которой находятся дети большую часть дня. То есть, насколько их ребенок может развиваться, учиться, насколько школа идёт в ногу со временем. Беспокоящие их ранее негативные явления поборов в школе и вопросы безопасности  успешно решены и канули в прошлое.

    В Москве для детей сейчас созданы все условия и возможности для развития. Весь город открыт для того, чтобы дети могли даже вне стен школы получать образование. Это программы бесплатного посещения музеев, кинопросмотров, мероприятий в парках, сейчас запускается проект по посещению театров. Все ресурсы столицы направлены на то, чтобы дети росли, развивались, учились, познавали. Можно в этом ряду также назвать проект «Университетские субботы», когда дети по субботам ходят в институты на лекции,  мастер-классы.

    С появлением, как мы их называем, больших московских школ, в которых объединены и дошкольные отделения и школьные, появились новые возможности, в том числе по открытию профильных классов: медицинских, инженерных, кадетских.  Появилось современное оборудование в этих классах. У дошколят теперь есть возможность приходить в школу. В некоторых учебных заведениях, допустим, есть «медицинский понедельник», когда ребят приводят в школьное здание, они видят медицинское оборудование высокого класса, им даются элементарные знания на специальных уроках, и ребята с маленького возраста во все это окунаются.

    Система дополнительного образования также не стоит на месте. Наряду с привычными формами объединений хорового пения, кружков рисования, открываются новые современные направления – кружки робототехники, судомоделирования, катания на горных лыжах. Какая потребность есть у детей и родителей в каждой конкретной школе, такие кружки и открываются. У ребят появилось больше возможностей за счет профильных классов и дополнительного образования, они могут заниматься с лучшими педагогами, готовиться к олимпиадам. И уже есть высокие результаты того, как наши ребята защищают честь города на Всероссийской олимпиаде школьников. Главное, что сейчас школа в каждом ребенке старается увидеть и раскрыть именно его таланты и способности, чтобы он дальше в жизни был успешным, выбрал профессию, которая ему нравится, смог её получить и реализоваться в ней.


    Дальше...
    Написал Сидорина Елена (Елена Сидорина) 31.08.2018 15:06
  • К сожалению, в последние годы качество образования школьников падает, я вижу их каждый год, и каждый год уровень образования в школах становится ниже и ниже. Все это очень опасно. Странно, что они знают много отдельных фактов, но эти знания совершенно не систематизированы. Можно сказать, что они достаточно невежественны. Плюс они не обучены учиться. Когда они приходят в университет и институт,  над ними уже никто не стоит, не смотрит, как они исполняют задания, а у них навыков самостоятельного обучения очень мало. Самыми худшими в этом плане я могу назвать 90-е годы, но сейчас что-то опять у нас не так.

    Я часто интересуюсь у ребят, понимают ли они, приходя на психологический факультет, что это за наука, и они не очень понимают. Правда, в 17-ть лет сложно понимать доподлинно, что такое психология. Но когда они уже постарше и студены мне в шестой раз пытаются пересдать экзамен, я их иногда спрашиваю: а зачем вам это все нужно? Они говорят: а мне не нужно, этого мама хочет.  

    Я уже не говорю об элементарных грамматических ошибках, которые допускают нынешние выпускники школ. У нас, увы, нет систематического обучения грамматике. Она ведь не только является формальным правилом, это еще нюансы языка его устройство, это еще тонкое чувство правил. В них этого нет, они же пишут в мессенджерах, в соцсетях, а там всего разнообразия и богатства русского языка не нужно. Когда же они набирают текст на компьютере, им программа исправляет ошибки, и у них нет самостоятельного навыка письма. 


    Дальше...
    Написал Тхостов Александр (Александр Тхостов) 31.08.2018 15:00
  • Образовательные услуги – термин, который нам навязали. Хотя я лично не считаю образование услугой как таковой, мы вынуждены принимать те правила игры, которые нам навязывают правительство и законодатель, и следовать букве закона, как и все, кто в рамках правового поля старается быть законопослушным гражданином. Мы действуем в рамках не нами придуманной терминологии, которая закреплена в нормативных актах, в том числе, законах «О защите прав потребителей», «Об образовании», Постановлении Правительства «Об оказании платных образовательных услуг». Нам все чаще и чаще предлагают за что-то заплатить в системе образования. Поэтому мы вынуждены, конечно же, отстаивать права наших граждан в сфере образования.

    Наверное, все мы уже оскомину набили во время обсуждения вопросов, касающихся снижения качества школьного и далее уже вузовского образования. Мы наблюдаем эту картину уже достаточно длительное время. Хотя нам чиновники от образования пытаются рассказать обратное и сказать, что вот на международных олимпиадах наши учащиеся занимают первые места, чуть ли не по всем направлениям: математики, физики, иностранных языков. Может быть, отдельные случаи имеют место быть, но в целом, и мы это ощущаем, и работодатели об этом говорят, уровень подготовки нынешних выпускников школ и вузов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Он падает, и причем, падает существенно.

    Может быть, крамольную мысль выскажу, но на сегодняшний день школа не занимается обучением и образованием детей. Их учат родители, семья. И если дома не будут учить с детьми предмет, разбирать его так, как должно, то школа этого точно не сделает. Дети приходят из школы с большими глазами и ничего не понимают. Чем они там в основном занимаются, так это проходят тесты или выполняют контрольную работу. На сегодняшний день учитель является контрольно-надзорным органом, который контролирует выполнение домашнего задания. Поэтому так распространены репетиторы, поэтому родителям предлагают за деньги пойти в той же школе, заключить договор и получить дополнительные платные образовательные услуги, предоставляемые тем же самым учителем. Ну а потом, уже во время оплаченного за счет средств бюджета урока, он будет у ребенка проверять выполнение задания.

    И не в реформах дело. Нас этими реформами уже замордовали. Министерство образования в народе называют «министерством обрезания просвещения и образования». Все, что можно было обрезать за десятилетия реформ, обрезали. По счастью, еще не до конца угробили основную составляющую традиционной классической  нашей школы.

    Если вы считаете, что права вашего ребенка на образование нарушены, к нам можно обращаться по электронной почте, указанной на сайте www.ozppou.ru. Там же дан телефон горячей линии: +7 (495) 971-91-69. Можно обратиться в комитет общества по любому вопросу, связанному с качеством образования либо его нарушением или написать жалобу. Мы обязательно с ней разберемся и проконтролируем соблюдение прав ребенка на получение качественного образования. Для этого предпринимаются очень серьезные действия. Мы, как правило, выезжаем, или направляем соответствующую проверку в то или иное образовательное учреждение, начинаем выяснять, с чем связана жалоба или какие причины побудили родителя обратиться с ней. Чаще всего нам жалуются на конфликты с учителями, нарушение законодательства в части предоставления образовательной услуги, нарушение прав детей на получение образования. 


    Дальше...
    Написал Панин Виктор (Виктор Панин) 31.08.2018 14:57
  • Вопросы введения 12-летнего образования в России дебатируются вот уже 20 лет. Пик обсуждения был в начале 21-го века. Тогда подавляющее большинство образовательного сообщества, родителей и, кстати, парламентариев высказались против введения в России 12-летнего образования по многим соображениям. Напоминаю, что мы говорим об общероссийской инициативе, а не только о столичной. Так вот, если в Москве финансирование образования находится на достойном уровне, то в стране в целом оно составляет половину от минимальной потребности. Причем здесь моя позиция, человека левых взглядов, совпадает с мнением одного из лидеров либерального направления в образовательной политике – Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики. Мы оба признаем, что для модернизации страны надо выделять на образование 7% от ВВП. Сейчас у нас финансирование образования составляет 3,5%.

    Поэтому, если в бюджете на сферу появятся дополнительные деньги, с моей точки зрения, было бы правильным их использовать на горящие нужды школы, которых много, в том числе, на оплату труда педагогических работников. Потому, что по данным Общероссийского народного фронта, если в Москве их заработная плата превышает 60 тысяч рублей, в Ямало-Ненецком – 92 тысячи, то в Алтайском крае – 20 тысяч.  Причем, эту  заработную плату учителя получают за более чем полторы ставки.  Мало того, по данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы за последний год увеличилось вдвое количество учителей, которые работают на две ставки. Как шутят мои коллеги: на одну ставку есть нечего, а на две – некогда, поэтому работаем на полторы. А по моему учительскому опыту, когда ты работаешь на две ставки, ты уже не можешь отдать детям, то, что должен отдать.  
    Что касается вполне дельного предложения о необходимости профессиональной ориентации учащихся в дополнительный год обучения, думаю, что эту работу вполне можно осуществлять и в рамках школьной программы, если разумно её распределить. Может возникнуть ситуация, когда часть ребят из-за того, что не вовремя окончат школу, будут иметь проблемы с армией. К тому же, дополнительный год – это дополнительное финансирование, а как с ним обстоят дела, понятно по приведенным цифрам.

    Достаточно сказать, что в 17 процентах российских школ в сельской глубинке туалеты находятся на улице, и нет спортивных залов. Я в таких школах бываю в рамках своей депутатской и общественной деятельности. К счастью, в этом году у нас в Омской области увеличили объем ассигнований на модернизацию школ. Часть из них потратили на организацию теплых туалетов, потому, что это не дело, когда в 21 веке удобства в школах находятся во дворе. 
    Еще одна проблема отрасли – нехватка преподавателей, и не только в глубинке. Обратимся к данным ОНФ, полученным в результате опроса 1300 учителей. 44% заявили, что в школах не хватает математиков, 39% - что не хватает учителей иностранного языка, 30% - преподавателей русского языка и литературы, 26% - учителей начальных классов. Именно потому многие педагоги и работают на 1,5 – 2 ставки и им некогда есть и жить тоже. Также по данным ОНФ в 75-ти регионах РФ из 85-ти майский Указ президента, но  не 2018 года, а 2012 года №597 в части оплаты педагогического труда до сих пор не исполнен.

    Но, есть как минимум одна позиция, которая не требует денег, а может даже, которая позволила бы сэкономить - это дебюрократизация образования. По официальным данным Комитета Госдумы по образованию, каждое учебное заведение в России ежегодно заполняет в среднем 300 отчетов почти по 12 тысячам показателей. Российский учитель оказался рекордсменом мира по количеству времени, которое он тратит на то, чтобы заполнять бумаги и составлять отчеты – на бессмысленную работу. Вот если бы мы от этого избавили российского учителя, он бы вздохнул с облегчением и при современной заработной плате.

    Но даже при этом положении есть важные положительные моменты. Президент поставил задачу, чтобы наша система образования вошла в десятку лучших в мире. Так вот, наша начальная школа из десятки лучших никогда и не выходила. Наша начальная школа (с 1 по 4 класс) согласно официальным международным нормам PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) в 21 веке всегда была в пятерке лучших, а по последним измерениям – первая в мире! 

    Правда, дальше дела обстоят похуже. Наша основная школа (с 4 по 8 класс),  по системе TIMSS (Third International Mathematics and Science Study) в основном все это время была в 10-ке, один раз стала 12-ой. То есть по начальной и основной школе задача войти в 10-ку уже решена. А вот когда мы переходим к старшей школе – образование и грамотность 15-летних, вот тут мы, в основном, в четвертом десятке, иногда попадаем в третий, пару раз попадали в пятый десяток. По этой позиции нам надо стремиться также занять место в первой десятке.

    Если мы возьмем последний официальный международный доклад  о развитии человеческого потенциала, по образованию мы 19-е. Это лучший показатель по сравнению со всеми остальными. В частности, показатели благосостояния и долголетия намного ниже. То есть российская система образования, при всех её минусах, в том числе недофинансировании,  работает намного лучше чем, например, российская экономика, здравоохранение и другие сферы.   


    Дальше...
    Написал Смолин Олег (oleg smolin) 31.08.2018 12:11

  • Цитата:

    Сообщение от аdmin

    А участники недавнего круглого стола высказались о необходимости пересмотра 5-балльной системы оценок.


    А система оценок то чем не устраивает? Или надо опять у Америки стобалльную систему слизать? А зачем? Чем пятибалльная система плоха?

    Цитата:

    Сообщение от аdmin

    с ЕГЭ или без него


    помнится, когда госпожа Васильева заступала на министерский пост, она обещала ЕГЭ отменить, но впоследствии риторика поменялась. Вопрос - почему? Внятных аргументов против отмены ЕГЭ я не встречал, но продолжаю считать советскую систему образования и проверки результатов обучения лучшей, пусть и не идеальной

    Цитата:

    Сообщение от аdmin

    будет год профориентации вплоть до заключения временного контракта с интересующей школьника организацией и прохождения в ней стажировки


    пожалуй, едва ли не единственная внятная инициатива. Уже много лет говорится о том, что образование и бизнес имеют мало точек соприкосновения - что изменилось? Может действительно, начать с

    Цитата:

    Сообщение от аdmin

    сосредоточиться на выявлении достижений и проблем по итогам тех преобразований, которые уже состоялись


    а уже потом решать, что делать?
    Написал Сайкин Кирилл Андреевич (Сайкин Кирилл Андреевич) 29.08.2018 08:20
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое