Совершенный солдат. Создаст ли такого учителя стандарт НСУР? - 31.08.2017
СЛУШАТЬ ЭФИР
(31.08.2017)
Минобрнауки России утвердило «дорожную карту» по формированию национальной системы учительского роста (НСУР). С осени ее апробация начнется в 13 регионах России. Пока в виде добровольного тестирования учителей русского языка и математики. Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева считает, что внедрение НСУР даст перспективу молодым учителям, которые смогут раньше выйти на профессиональную аттестацию. Сейчас признание ждет учителя лишь по итогам длительной работы, к пенсии, либо если станет завучем или директором школы, а сама аттестация «не всегда прозрачна», и зачастую «учительский ЕГЭ» с обысками при входе носит унизительный характер.
Новая система профстандартов предполагает три ступени:
-ведущий учитель (передатчик передового педагогического опыта, так сказать, играющий тренер, в идеале – супервизор),
-старший учитель (умеет работать с проблемными детьми, способен сам разрабатывать учебные программы,).
-учитель (окончил педВУЗ, обладает знанием своего предмета).
Выражаясь языком военных, аттестация даст учителям погоны генерала, полковника и лейтенанта. А это неизбежное сражение за дифференцированную зарплату. Но иначе это простое переименование, и реального стимула к профессиональному совершенствованию у педагогов нет. Кстати, а кто будет выделять деньги на обучение, расширяющее квалификацию учителя по его предмету?
При этом учителей, которые принимали участие в обсуждении стандарта, беспокоит, как будет проходить сама оценка. «Не хочется, чтобы учителя все время готовились к экзаменам», - сказала победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 Алла Волкова. Но как оценивать учителя? По результатам детей? Но с детьми, показавшими хороший результат на экзамене, занимаются репетиторы, учителя в начальной школе, родители...
Президент Ассоциациия «Педагог XXI века» заслуженный учитель РФ, академик РАО Евгений Ямбург видит основной из недостатков существующей системы симулирования педагогов в учете длительности труда, при котором «звание "народного" российский учитель обычно получает перед смертью».
По мнению экспертов, чтобы НСУР внедрилась и начала работать, нужно изменить законодательство. К примеру, сегодня человек, который меньше 18 часов работает непосредственно с детьми, немедленно теряет право на пенсию «за выслугу лет». Общероссийский Профсоюз образования опасается возможных издержек нововведения: нужен равный доступ к занятию новых должностей; нужно сохранение соцгарантий для старших и ведущих учителей.
Лидер Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова называет главной проблемной зоной недоверие учителя реформам. Он – не более чем «винтик» системы и потому каждое новшество воспринимает как «очередную карательную меру».
В Сингапуре, где профессия учителя — одна из самых престижных и популярных в мире, модель профессионального роста учителей (TGM) поднимает учителя до уровня «драгоценного камня или бриллианта». Составляющие успеха — это первоначальный отбор выпускников школ, обучение надлежащим навыкам и знаниям, а также характер будущего преподавателя. На протяжении всей карьеры они имеют право на 100 часов повышения квалификации в год, которые оплачиваются министерством образования», — рассказал генеральный секретарь Сингапурского союза преподавателей Майк Тируман.
Вот итоги недавнего соцопроса: 25% опрошенных отметили низкий уровень подготовки учителей, отсюда низкое качество образования (30%) и отсутствие у детей интереса к учебе (30%).
Возможно, это следствие отсутствия стимулирование профессионального роста учителя. Талантливые люди, идя в педагогику, должны видеть ясные перспективы своей карьеры. Надо ли для этого делить их на генералов и сержантов?
__________________
31.08.2017
Комментарии