Рустам Рахматуллин

  • Утеря исторической среды и то, как ее защитить – главная проблема нашего времени. В России нет закона об охране исторической среды, а только закон об объектах культурного наследия. Среда охраняется зонами объектов культурного наследия – своего рода «зонтиками» памятников, которые раскрываются над исторической застройкой. Закон говорит, что эти «зонтики» создаются ради сохранения памятников и видов на них, а не ради самой застройки. Таким образом, необходимо специальное законодательство, а кроме того, внутри закона об охране памятников нужны более развернутые части – статьи, главы, посвященные исторической среде.
    Например, есть такое понятие: ценный градоформирующий объект, оно возникло в законодательстве в 2002 года и означает охраняемый непамятник. Прописано оно в главе «Исторические поселения», но Москва – не историческое поселение, и пока его таковым сделать не удается. Ценный градоформирующий объект в поселении – это объект его охраны.
    Есть подзаконный акт: распоряжение Правительства Москвы о зонах охраны, который гласит что градоформирующие объекты сохраняются также и в охранных зонах. Старая Москва такими зонами накрыта и таких объектов много. Но этих законодательных механизмов совершенно недостаточно. В частности, некому преследовать вандалов за разрушение ценного градоформирующего объекта. Если разрушение (снос или порча) памятника, включая выявленные памятники, которые только ожидают отнесение к реестру, криминализировано, то есть включено в УК РФ, то наказание за разрушение ценного градоформирующего объекта является декларацией. Наказание за такой вандализм может быть только административным. Более того, все время существует вилка между административным и уголовным наказанием, так как за снос памятника предусмотрено и то и другое. Судьи предпочитают «размазывать» ответственность по юрлицу, вместо того, чтобы наказывать за разрушение памятника физическое лицо.
    Большое решение в части законодательства о сохранении исторической застройки состояло бы в том, что снос в них запрещен, за исключением диссонирующих объектов, и данная норма облегчила бы все дальнейшее выстраивание законодательной защиты исторической застройки.
    Пока же из-за возведения новоделов в исторических центрах городов утрачиваются и статусные памятники и историческая среда. Только за последние 10 лет в Москве были утрачены 220 исторических зданий, в том числе архитектурные памятники, статусные памятники, но среди этой цифры преобладает историческая среда. Есть тенденция понимания администрацией столицы того, что памятник неприкосновенен. Но это только тенденция. С 2014 года удалось купировать угрозу для каменных памятников, для деревянных – она сохраняется, так как полная замена сруба иногда даже не на дерево, а на другой материал, проходит по документам как согласованное реставрационное решение. Он попадает в положительную статистику отреставрированных зданий, но здания на самом деле нет, и на его месте стоит бетонная или кирпичная конструкция. 


    Дальше...
    Написал Рахматуллин Рустам (Рустам Рахматуллин) в теме ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПЭЧВОРК 16.04.2021 10:38