Константин Зискин. Точка зрения.

Для хорошего учителя учебник – лишь один из многих инструментов
6 комментариев Для хорошего учителя учебник – лишь один из многих инструментов

Такие масштабные вещи как переход на преподавание по современным гаджетам не делаются одномоментно. Понятно, что всегда будет какая-то такая дисперсия, одни учителя быстро это освоят, каким-то будет сложнее. И понятно, что мы не можем одновременно всех учителей, знаете, так собрать в роту и обучить в какой-то абсолютно конкретный и короткий срок.

Но, с другой стороны, мы знаем, что во всех традиционных пединститутах всегда была кафедра технических средств обучения. Вот, например, в МПГУ она уже достаточно давно и переформатировалась в кафедру информационных технологий в образовании, где даже более сложные аспекты информационных технологий рассматриваются.

Если вспомнить московские школы, вот когда было повальное их оснащение электронными досками, то в целом не было такой вот серьезной проблемы, что учителя как-то это освоить не могут. Моя практика показывает, что даже электронная доска, которая, в общем, не самый простой, скажем так, инструмент или гаджет,  просто так не висит, и учителя ее возможностями пользуются, и сейчас это уже вошло в нормальную практику.

Конечно, всегда проще, чтобы ничего не менялось, но ведь время-то меняется, и понятно, что учебники перестают соответствовать современным требованиям. Понятно, что детям, например, значительно легче искать и воспринимать информацию, структурированную в электронной форме, чем в бумажных учебниках.

Мои опасения не в самой идее, а в том, как она будет реализовываться. Если завтра всех заставят перейти на гаджет-учебники, конечно, мы получим большое сопротивление. Но вот опять-таки моя практика показывает, что большинство учителей, которые действительно заинтересованы в собственном развитии и улучшении своей деятельности, они как раз с большим интересом и с удовольствием обычно всегда откликаются на такие вещи.

К слову, хороший учитель вообще по учебнику не преподает, то есть учебник – один из инструментов, причем, один из самых незначительных для такого учителя. Например, когда преподавал физику – правда это было достаточно давно – я думаю, что параграфа три-четыре, может быть, мы брали из учебника, а все остальное было из научно-популярных источников. Тогда еще интернета не было активного, поэтому были какие-то собственные разработки, эксперименты и так далее. То есть сам по себе учебник в том формате, в котором мы привыкли его видеть, в общем, очень индивидуализируется под ситуацию урока учителя и под ситуацию ученика.

13.09.2017
Система профессиональной градации учителей должна стать более адекватной
8 комментариев Система профессиональной градации учителей должна стать более адекватной


В той или иной форме, конечно, на Западе «уровни» учителе, так называемые грейды, существуют. И в Англии есть понятие «старший учитель». И даже в дореволюционной России, кстати, если к нашему опыту обращаться, статус учителей был не одинаков. Кроме того, уже сейчас у нас существует система аттестации, которая включает различные категории для учителя.

Учительская профессия очень способствует «выгоранию» в том смысле, что стал учителем – и некуда стремиться. Никакой возможности, только уйти в администрирование, а это уже совсем другая область.

В нашем институте, например, есть тренинговый центр, который работает с учителями. Мы видим, насколько тяжело учителю самому себя мотивировать, как-то развиваться. Так что эта система нужна для учителя. Другой вопрос, и здесь у меня всегда возникает сожаление, что хорошую идею начинают вводить таким образом, что она сразу выхолащивается и уходит в полную формализацию. По сути то, что сейчас предлагается, это попытка деформализовать и сделать более адекватной систему разных уровней для учителей, чтоб им было куда стремиться.

А ведь это всю жизнь было. Вы, например, когда приходите в школу со своим ребенком, вы смотрите: а это хороший учитель или плохой учитель, особенно в начальной школе. В старшей школе родители уже не сильно влияют на выбор учителя, хотя тоже, естественно, стараются, чтобы классный руководитель, учитель был получше. И сейчас есть учитель высшей категории, Заслуженный учитель. Конечно, школа гордится и говорит: «Вот в вашем классе будет преподавать Заслуженный учитель». Ну, вроде как, здорово. Другое дело, каким образом получаются эти разные категории, как и разные уровни, вот в чем вопрос основной. Но, я думаю, что ни родители, ни ученики этого вообще не заметят.

Кстати, за рубежом человек поступаешь сначала в вуз,  например, на физический факультет, становишься физиком, а потом решаешь, хочешь ты быть учителем или ученым. Вот, на мой взгляд, самая правильная система: когда ты принимаешь такое решение стать школьным учителем, уже получив какое-то высшее образование. Тогда выбор становится более осознанным и эффективным.

04.09.2017
Чтобы звонок не оказался последним
7 комментариев Чтобы звонок не оказался последним

В конце 80-х, когда я заканчивал школу, праздник «Последнего звонка» был обычной линейкой и не более того. Со школой мы окончательно прощались только на выпускном вечере, а Последний звонок был формальным, не увеселительным мероприятием.  В наши дни следует понять, в какой форме должны выступать указания о формате этого празднования.

Возможно, не следовало с такой помпой выдвигать инициативу, а достаточно было проинструктировать руководство школ, чтобы, готовя выпускные праздники, оно понимало и разъясняло ребятам, что Последний звонок это  еще не выпускной вечер.

Я, честно говоря, думаю, что, если говорить о Законе об образовании,  там школам дана высокая автономия и в определении учебных планов, и проведении различных мероприятий,  это обычная ответственность школы. А шумиха вокруг школьных праздников вызвана  отношением к ним органов обеспечения безопасности, утверждающих, что тяжелые времена у них наступают в момент празднования Последнего звонка. Конечно, департаменты образования должны на это реагировать, так как понятно, что порядок в городе структуры поддерживают сообща. Очевидно в данном случае департаменты не доверяют школам, потому что есть нехорошие прецеденты.

 

11.07.2016
  • Константин Зискин Константин Зискин

    директор института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета (МПГУ)

    Эксперт