Ирина Дережёва. Точка зрения.

1 комментарий Делать замечания чужим детям нужно, но с одним важным условием

Дискуссия о том, надо ли делать замечания другим детям, относится не только к сферам права, психологии и конфликтологии, но к сфере идейной. Наше общество пребывает сейчас в сложном затяжном периоде духовного кризиса, идущего параллельно с кризисом экономическим. Общей задачей является выход из этого состояния, и сделать это каждому в одиночку не так просто. Только вместе мы можем «проработать» и понять такие категории, как дружественность, милосердие. Запрос на единение должен реализовываться не на прежней добровольно-принудительной основе, а на проявлении доброжелательности друг к другу.
Этот настрой эффективно действует и в случае с чужими детьми. Если маленький человек поступает неправильно, обижает другого, то взрослый, видя это, должен для себя сделать выбор: пройти мимо или сделать замечание. Но, решив высказать замечание, надо учитывать с виду незаметный, но очень важный момент: с каким внутренним чувством это делать. Если скрытые помыслы состоят в том, чтобы возвыситься, продемонстрировать «высокий» уровень своей морали и воспитания, то ничего положительного из этого не выйдет. Другой человек не воспримет «пресечение», если оно сделано высокомерно.
И совсем другое дело, если взрослый настроен к ребенку по-доброму, воспринимает его как полноценную, равноправную ему личность, желает помочь, предостеречь, объяснить. Даже в случае, когда маленький человек будет настроен негативно к любому чужому мнению и в целом к посторонним взрослым людям и будет внутренне щетиниться как ежик, он душой услышит этот доброжелательный посыл. И, возможно, десять-двадцать таких посылов в его жизни, позволят ему не скатиться по наклонной плоскости, а пойти вверх. 
Таким образом, созидательная педагогическая и психологическая теория в этом аспекте говорит о том, что вмешиваться нужно. Более того – невмешательство можно считать попустительством. Увы, в последнее время законы были выстроены так, что даже школа, учителя не могут воспитывать детей. Предыдущий ФГОС прямо указывал на то, что задача школы – предоставление образовательных услуг. Воспитание отводилось только семье, например, работающей на двух работах маме, или молодой, самой еще не очень опытной и зрелой. Следующий ФГОС был в этом плане уже подправлен, а уже будущий, вступающий в действие с сентября нынешнего года, полностью ушел от этой навязанной нам концепции. 

24.06.2022
  • Ирина Дережёва Ирина Дережёва

    Член Совета женщин «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», психолог-конфликтолог, член Экспертного Совета Департамента образования и науки города Москвы

    Эксперт