Русский язык необходимо защитить от вымирания

Русский язык необходимо защитить от вымирания

На литературу и русский язык в школах есть тенденция уменьшения часов. Об этом ленивый только не знает. Об этом говорится и на государственном уровне. Сложилась недопустимая ситуация. На сегодня по количеству часов изучение русского языка и литературы сравнимо с иностранным языком.

Все забывают еще 2012 год, когда институт лингвистики Тарту на основании исследований заявил, что скоро русский язык перестанет быть языком мирового уровня. На сегодня языков мирового уровня 7 или 8: русский, английский, французский, испанский, китайский и т.д. И ситуация складывается плачевная, потому что сегодня в русском языке остановилось образование слов. На сегодня идет «тупое», как молодежь говорит, заимствование. Плюс язык выхолащивается за счет блогосферы, где все на уровне жаргона, нет литературного русского языка. Например, во Франции, любая публикация, которая идет в СМИ, проходит ценз на грамотность с точки зрения французского языка, на то, чтобы в тексте не были использованы иностранные заимствования, если есть подходящее слово на французском. Это нормальная практика, защищается язык, защищается культура.

02.08.2016

Герман Авдюшин

 в избранное

Позднее об этом

  • Нам необходимы современные словари русского языка 2 комментария Нам необходимы современные словари русского языка

    Я бы не стал говорить о стандарте русского языка. Человек врядли может что-либо стандартизировать в языке, он может кодифицировать, отметить какие-то тенденции и заложить это в словари, грамматики, справочники, которые могут быть, например, на уровне правительства утверждены. У меня такое ощущение, что нашему государству в силу разных политических, экономических обстоятельств было не до русского языка на каком-то этапе, и произошла такая разбалансировка. Идеи релевантности во всем и вся привели к тому, что наши первокурсники, выпускники школ не просто допускают ошибку, они еще пытаются иногда позиционировать это как не ошибку в условиях расшатанной нормы.

    Насколько я помню, в 2009 году вышел приказ правительства РФ, который утвердил 5 достаточно спорных словарей, грамматик и справочников. Среди них не оказалось, например, справочника по орфографии и пунктуации, пунктуация вообще оказалась вне зоны кодификации. Среди них не оказалось, например, толкового словаря. Странно, но мы пользуемся словарем С. И. Ожегова, ссылаемся на него часто, в ЕГЭ иногда задания составляются на основе этого словаря. Но Сергея Ивановича Ожегова нет с нами с 1964 года. Как мы можем ориентироваться на словарь, если человека нет уже более полувека с нами. Есть определенные участки в нашем обществе, которые остро нуждаются в том, чтобы были зафиксированы академические версии словарей, грамматик и справочников. Это система школьного образования. С каждым годом у нас ситуация ухудшается. Например, процедура аппеляции на ЕГЭ с каждым годом осложняется тем, что трудно ребенку, юридически подкованному, не лингвистически, доказать, что вот так нельзя говорить, а вот так можно. Он сразу спрашивает, откуда вы это взяли. Дабы не усугублять это положение, учительство просит: дайте нам орфоэпические нормы, скажите, как правильно.

    При расшатывании норм есть вероятность того, что в системе языка количественные какие-то нормы будут накапливаться, и система языка будет страдать. Мы находимся на пределе возможностей легкомысленного отношения к языку.

    Если норма зафиксирована, учёные-лингвисты говорят нам, что это правильно, это будет еще и своеобразная маркировка слоев общества. Можно будет отделить интеллигенцию от неинтеллигенции. Интеллигенция всегда ориентировалась на норму, которую черпала, например, из речи актеров Малого театра в XIX веке. Сейчас мы не можем  ни из СМИ, ни из театральной жизни черпать эти нормы. Нам нужны книги, издания, в которых нам большая академическая наука скажет, как правильно.

    Школьная жизнь остро нуждается в кодификации. Это огромная государственная задача, это немалые деньги со стороны государства, и, главное, чтобы они попали в честные руки. Потому что есть такая тенденция в нашем государстве, даются огромные государственные задания тем или иным вузам, и те их отрабатывают за год. Но простите, как можно за год создать толковый словарь. Любая кодификация стоит огромных денег и времени, это надо понимать. Если непрофессионалы будут браться за решение вопросов, которые находятся в ведении лингвистов, людей, которые жизнь положили на то, чтобы что-либо выяснить, то ничего не получится. В этом должны разбираться специалисты, а им надо платить деньги. А у нас хотят все очень быстро и качественно, а так не бывает. Или быстро, или качественно.

    02.08.2016
  • Эксперимент с ЕГЭ провалился 3 комментария Эксперимент с ЕГЭ провалился

    Если в результате реформ уровень образования наших выпускников вузов и школ падает, то, в первую очередь, чтобы прекратить это, надо прекратить эти так называемые реформы. У нас есть прекрасный опыт советской и дореволюционной школы, по которому были построено обучение. Зачем изобретать велосипед, если он и так прекрасно ездит. Огромное количество ученых в мире являются выпускниками советских школ.

    Второе. Нужно отказаться от ЕГЭ. Этот эксперимент, проведенный с точки зрения западного менталитета и западной культуры, дал очень плохие результаты у нас. У меня дочка только закончила школу, вторая дочка вот-вот начнет готовиться к сдаче ЕГЭ, и это является самой большой проблемой, 2-3 года школьники не учатся, а готовятся к сдаче ЕГЭ. Это механистический подход, а нам нужны творцы.

    И третий шаг. Возвращение к той системе образования, которая давала прекрасные результаты. Мне кажется, эти три шага дадут нам очень хорошие результаты.

    Ответственность за реформу образования несет партия Единая Россия, и все разговоры о том, что эта партия поддерживает нашего национального лидера это всего лишь разговоры.

    02.08.2016
  • Изучение русского языка должно быть унифицированным процессом 4 комментария Изучение русского языка должно быть унифицированным процессом

    Ситуация, требующая кардинальных решений в сфере языковой политики, назрела. Это факт. Язык это стихия, он живет своей жизнью, это живой организм. Люди  в очень незначительной степени говорят так, как их обучают, люди говорят так, как они слышат, они заимствуют речевые обороты, слова, понятия друг у друга в бытовых ситуациях. Управлять этой стихией очень сложно. Если этим занимаются разные центры, это происходит по разным учебникам, в совершенно разных концепциях, то, естественно, результат будет практически нулевой. Поэтому, если мы хотим сохранить нашу культурную идентичность, мы должны унифицировать этот процесс, доверить его тому, кому мы действительно можем доверять. Не знаю, насколько результат будет спасительный, но это то, что мы должны сделать как минимум. Доверять нужно тому, кто может прежде всего меньше испортить. Поскольку Общество русской словесности действует под патронажем Русской православной церкви, то определенные вещи будут в этом процессе недопустимы. Недопустима будет ненормативная лексика в качестве обучающего материала, недопустимы будут литературные произведения, которые будут нарушать нравственные нормы.

    02.08.2016

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Язык живой организм. Любые попытки его как-то "причесать" и нормализовать обречены в итоге на неудачу. Он развивается, меняются слова и грамматика. Это нормально, так и должно быть.
    И если русский перестанет быть мировым языком - это тоже нормально. Значит, такой цивилизационное положение РФ в мире на данный момент.
    Написал МартиМакфлай 21.09.2016 14:50
  • Мне кажется, одно другому не мешает. Главное, чтобы дети читали. Потому что именно от отсутствия чтения получаются такие "инопланетяне", которые русский язык только в интернете в чатах видели. Гарри Поттер хорош тем, что может помочь привить любовь к чтению, потому что это добрая и увлекательная сказка. Ну и в каждом возрасте - своя литература, Шестикласснику Евгения Онегина читать бессмысленно - только отпугнет.

    А еще, думаю, нужно следить за соблюдением норм языка в СМИ и на ТВ. Потому что раньше диктор или телеведущий был образцом, а теперь ошибок и словесного мусора в их речи столько...
    Написал Николай (Нико П) 15.08.2016 16:24
  • Я бы не стал говорить о стандарте русского языка. Человек врядли может что-либо стандартизировать в языке, он может кодифицировать, отметить какие-то тенденции и заложить это в словари, грамматики, справочники, которые могут быть, например, на уровне правительства утверждены. У меня такое ощущение, что нашему государству в силу разных политических, экономических обстоятельств было не до русского языка на каком-то этапе, и произошла такая разбалансировка. Идеи релевантности во всем и вся привели к тому, что наши первокурсники, выпускники школ не просто допускают ошибку, они еще пытаются иногда позиционировать это как не ошибку в условиях расшатанной нормы.

    Насколько я помню, в 2009 году вышел приказ правительства РФ, который утвердил 5 достаточно спорных словарей, грамматик и справочников. Среди них не оказалось, например, справочника по орфографии и пунктуации, пунктуация вообще оказалась вне зоны кодификации. Среди них не оказалось, например, толкового словаря. Странно, но мы пользуемся словарем С. И. Ожегова, ссылаемся на него часто, в ЕГЭ иногда задания составляются на основе этого словаря. Но Сергея Ивановича Ожегова нет с нами с 1964 года. Как мы можем ориентироваться на словарь, если человека нет уже более полувека с нами. Есть определенные участки в нашем обществе, которые остро нуждаются в том, чтобы были зафиксированы академические версии словарей, грамматик и справочников. Это система школьного образования. С каждым годом у нас ситуация ухудшается. Например, процедура аппеляции на ЕГЭ с каждым годом осложняется тем, что трудно ребенку, юридически подкованному, не лингвистически, доказать, что вот так нельзя говорить, а вот так можно. Он сразу спрашивает, откуда вы это взяли. Дабы не усугублять это положение, учительство просит: дайте нам орфоэпические нормы, скажите, как правильно.

    При расшатывании норм есть вероятность того, что в системе языка количественные какие-то нормы будут накапливаться, и система языка будет страдать. Мы находимся на пределе возможностей легкомысленного отношения к языку.

    Если норма зафиксирована, учёные-лингвисты говорят нам, что это правильно, это будет еще и своеобразная маркировка слоев общества. Можно будет отделить интеллигенцию от неинтеллигенции. Интеллигенция всегда ориентировалась на норму, которую черпала, например, из речи актеров Малого театра в XIX веке. Сейчас мы не можем ни из СМИ, ни из театральной жизни черпать эти нормы. Нам нужны книги, издания, в которых нам большая академическая наука скажет, как правильно.

    Школьная жизнь остро нуждается в кодификации. Это огромная государственная задача, это немалые деньги со стороны государства, и, главное, чтобы они попали в честные руки. Потому что есть такая тенденция в нашем государстве, даются огромные государственные задания тем или иным вузам, и те их отрабатывают за год. Но простите, как можно за год создать толковый словарь. Любая кодификация стоит огромных денег и времени, это надо понимать. Если непрофессионалы будут браться за решение вопросов, которые находятся в ведении лингвистов, людей, которые жизнь положили на то, чтобы что-либо выяснить, то ничего не получится. В этом должны разбираться специалисты, а им надо платить деньги. А у нас хотят все очень быстро и качественно, а так не бывает. Или быстро, или качественно.


    Дальше...
    Написал Дощинский Роман (Роман Дощинский) 02.08.2016 13:15
  • Если в результате реформ уровень образования наших выпускников вузов и школ падает, то, в первую очередь, чтобы прекратить это, надо прекратить эти так называемые реформы. У нас есть прекрасный опыт советской и дореволюционной школы, по которому были построено обучение. Зачем изобретать велосипед, если он и так прекрасно ездит. Огромное количество ученых в мире являются выпускниками советских школ.

    Второе. Нужно отказаться от ЕГЭ. Этот эксперимент, проведенный с точки зрения западного менталитета и западной культуры, дал очень плохие результаты у нас. У меня дочка только закончила школу, вторая дочка вот-вот начнет готовиться к сдаче ЕГЭ, и это является самой большой проблемой, 2-3 года школьники не учатся, а готовятся к сдаче ЕГЭ. Это механистический подход, а нам нужны творцы.

    И третий шаг. Возвращение к той системе образования, которая давала прекрасные результаты. Мне кажется, эти три шага дадут нам очень хорошие результаты.

    Ответственность за реформу образования несет партия Единая Россия, и все разговоры о том, что эта партия поддерживает нашего национального лидера это всего лишь разговоры.


    Дальше...
    Написал Стариков Николай (Николай Стариков) 02.08.2016 12:49
  • Ситуация, требующая кардинальных решений в сфере языковой политики, назрела. Это факт. Язык это стихия, он живет своей жизнью, это живой организм. Люди в очень незначительной степени говорят так, как их обучают, люди говорят так, как они слышат, они заимствуют речевые обороты, слова, понятия друг у друга в бытовых ситуациях. Управлять этой стихией очень сложно. Если этим занимаются разные центры, это происходит по разным учебникам, в совершенно разных концепциях, то, естественно, результат будет практически нулевой. Поэтому, если мы хотим сохранить нашу культурную идентичность, мы должны унифицировать этот процесс, доверить его тому, кому мы действительно можем доверять. Не знаю, насколько результат будет спасительный, но это то, что мы должны сделать как минимум. Доверять нужно тому, кто может прежде всего меньше испортить. Поскольку Общество русской словесности действует под патронажем Русской православной церкви, то определенные вещи будут в этом процессе недопустимы. Недопустима будет ненормативная лексика в качестве обучающего материала, недопустимы будут литературные произведения, которые будут нарушать нравственные нормы.


    Дальше...
    Написал Карпов Андрей (Андрей Карпов) 02.08.2016 12:38
  • Герман Авдюшин Герман Авдюшин

    председатель движения «Всероссийское родительское собрание»

    Эксперт