Протоиерей Сергий Привалов

  • Очень тяжело будет однозначно сказать в эфире ключевую фразу о том, что такое счастье, которая бы удовлетворила всех верующих и неверующих. Мы говорим, что царство божие внутри нас есть. Если мы говорим о счастье конкретной личности, причем христианина, то счастье, когда человек находится в единении с богом, когда душа человека чиста, когда совесть его не обличает. Такое внутреннее состояние человека можно назвать земным счастьем. Причем оно безотносительно его имущественного положения, властных полномочий и т.д. и т.п. Поэтому естественно вопросы счастья как таковые носят в том числе религиозный характер. Невозможно человеку быть счастливым, когда он постоянно голодает, недоедает, в чем то обижен. Но в тоже время человек ощущает себя счастливым тогда, когда он нужен людям, когда он чувствует, что его жизнь не противоречит законам нравственности, морали, когда внутри у него хорошо. Вот как в том уникальном фильме, "счастье это когда тебя понимают". Казалось бы, причем тут счастье и понимание в глобальном плане, а вот, оказывается, человеку нужно, чтобы его понимали, чтобы его любили, чтобы о нем заботились, и вот тогда возникает у человека внутреннее ощущение счастья. Но, естественно, оно невозможно без молитвенного духовного преображения, подвига. Государственный институт не приносит человеку внутреннего личностного счастья. Вспомните сериал «Богатые тоже плачут», сколько бы человек не имел материальных преимуществ по отношению к другим людям, он все равно будет плакать по совершенно другим законам, потому что его обижают, его предают, потому что его не любят, потому что с ним что-то происходит внутри его духовного сердца.


    Дальше...
    Написал Привалов Протоиерей Сергий (отец Сергий) в теме Фактор счастья в госполитике: как регулировать и сколько ждать? 16.05.2016 13:46
  • Когда мы говорим про просящих или профессиональных нищих и называем сам институт попрошайничества, это уже происходит негативным оттенком. Хотя это совершенно разные вещи. Когда человек нуждается и просит, это один вариант, когда обманывает другого человека, преступает тем самым фактически уголовное законодательство, создает схему, в которую вовлечены люди, занимающиеся незаконным бизнесом, это совершенно другой вопрос.

    Как церковь относится к тем, кто обманывает, что болеет, обманывает, что нищий, обманывает, что у него какое-то трудное положение? В качестве комментария, я расскажу одино предание. Когда святые отцы проходили мимо, кто-то там притворился мертвым, святым отцам сказали, что человек мертв. И когда они прошли, оказалось, что он уже и действительно умер. Человек накликал на себя беду, потому что притворялся ради того, чтобы укрыться от помощи другому человеку или участия в том или ином деле. Когда человек имитирует свое несчастье, он может накликать беду на себя, что как правило и бывает. Нищие становятся не только нищими материально, а нищими духовно. С точки зрения богословской, мы говорим о нищих, тех, которые следуют в царство небесное. А в данном случае мы говорим о нищих в том смысле, что они не идут к богу, а пытаются ухватиться за самый легкий способ наживы. Мы говорим о том, что не хочет человек заниматься ни умственным трудом, ни физическим, а хочет за короткое время получить какие-то средства или ведет асоциальный образ жизни, ведущий к алкоголизму, наркомании или к подобным вещам. И чтобы как-то продержаться вот в этом плохом состоянии, он еще старается угодить в ту компанию, которая его ставит на точку, где можно зарабатывать неправедные деньги.

    Понятно, что на сегодняшний день церковь, с одной стороны, помогает нуждающимся, создан социальный отдел служения, благотворительности. Есть ящики сбора средств для нуждающихся, эти средства потом раздаются нуждающимся. Вопрос, сможет ли человек, который не приходит в храм, получить оттуда какую-то лепту? Вполне возможно, по благословению настоятеля, староста храма может выдать часть средств человеку, который вообще не посещает храм, но остро нуждается, и в этом плане ему нужна помощь. Нужно ли наказывать тех людей, которые просят? Они уже наказаны богом.

    В свое время было разрешено подобным образом собирать милостыню на строительство храмов, потом святейшим патриархом Алексеем было принято решение запретить подобные сборы, потому что очень много людей, которые никак не связаны с церковью для своих нужд собирали средства. Много храмов, монастырей, часовен было разрушено, поэтому в начале перстройки это было реальной помощью церкви, сейчас в этом нет необходимости. Такой сбор практически запрещен.


    Дальше...
    Написал Привалов Протоиерей Сергий (отец Сергий) в теме Арест за протянутую руку. Кого и где наказывать за попрошайничество? 05.02.2016 17:37
  • Первое и самое главное, мы говорим об обществе, которое большей частью верующее. Представители традиционных религий России это люди, исповедующие мусульманство, буддизм, иудаизм, православие. Они в один голос говорят, что их тексты священного писания категорически против такого явления как коррупция. Соответственно, эту информацию традиционные религии России должны выставлять на своих официальных сайтах. А уже эту информацию через носителей того или иного духовного стержня передавать в СМИ, через общественность, через государственные средства массовой информации, через общественные возможности. Чтобы все знали, какой вред может принести коррупционная составляющая именно в душу человеческую. Очень часто этот вопрос замалчивается. Все мы по верхам, по коррупционерам, по взяточникам проходим и не говорим о последствиях для души человека. На сайте синодального отдела уже такая рубрика есть. В ней выставлены цитаты из священного писания, четко определяющие, что коррупция есть грех, который нужно не только исповедовать, но и искоренять из своей жизни.

    С чиновником, может быть, уже ничего в этом плане сделать нельзя. Но мы всегда забываем про вторую сторону. Есть взяткополучатель, а есть взяткодатель, их большинство. Именно с ними мы должны вести фактическую профилактическую пропагандистскую работу. Если все взяткодатели однажды скажут для себя; с понедельника, с 1 февраля мы перестаем давать взятки кому бы то ни было: заключат своего рода общественный договор, все вместе решат, что должны прекратить эту порочную практику, то, во всяком случае, бытовая коррупция может снизиться принципиально. Тем более сейчас времена такие, что люди считают копейки. Это раз.

    Второй момент, сама по себе взятка влияет на душу очень сильно. Человека, который дает взятку, совесть потом очень сильно беспокоит. И священнослужители имеют возможность в проповедях, на исповедях напоминать людям об этом грехе и в той или иной степени накладывать епитимью, отлучать от причастия, говорить о недопустимости такого поведения с точки зрения не только соблюдения или несоблюдения закона, а, в первую очередь, вреда своей душе.

    В Минюсте, в Комитете по борьбе с коррупцией, представители мусульманства еще более категорические изречения из Корана приводят, говорящие о том, что недопустимо с точки зрения верующего мусульманина давать и брать взятки.

    Я думаю, тех средств и сил, которые есть у государственных органов, более чем достаточно, чтобы эту работу проводить эффективно сверху. А наша задача, общественников, религиозных деятелей, попробовать убедить общество, народ в том, что нужно начинать с себя. Если мы внутри себя примем решение, что с завтрашнего дня, с сегодняшнего дня прекращаем эту порочную практику, то нам всем будет жить легче. Когда общество единым фронтом выступит за недопустимость коррупции. Сейчас в обществе другой подход, коррупция это нормально, это допустимо, это выгодно, это фактически обязательно для того, чтобы выжить в этих условиях. В этом плане мы должны для себя решить, как нам лучше себя вести.

    Есть, конечно, моменты, когда человеческие отношения не заключаются вот в таком жестком понимании. Во-первых, нет причинно-следственной связи. Например, человек отблагодарил другого после того, когда уже совершено действие, здесь не было взятки в юридическом смысле, когда ты даешь и ждешь соответствующего решения твоего вопроса.

    С точки зрения паствовского кормления мы всем помогаем и свою позицию в этом плане тоже четко пропагандируем и показываем. Другой вопрос, что личность человека более сложная, чем внешние формы выражения.


    Дальше...
    Написал Привалов Протоиерей Сергий (отец Сергий) в теме Религиозная проповедь в СМИ. Способ перевоспитания взяточников? 25.01.2016 14:45
  • Протоиерей Сергий Привалов Протоиерей Сергий Привалов

    и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами

    кандидат богословия

    Эксперт