НИГЕРИЯ: ГОСУДАРСТВО НАКАЗЫВАЕТ, А ЦЕРКОВЬ СПАСАЕТ
Лионель НЖЕКАМ
Сильвен ФЭЙ
Саша ГИР
Le Monde
Троим исследователям африканских пенитенциарных систем удалось попасть в центральную тюрьму города Бенин-Сити, где они познакомились с тем, как живется заключенным во время отсидки и после нее.
В одном из жилых предместий города Бенин-Сити, столицы штата Эдо, находящемся на юге Нигерии, в нескольких сотнях метров от собора Святого Петра, на маленькой улочке, скрытой от посторонних глаз, преподобный отец Попоола ежедневно, в 5 часов утра, звонит в колокольчик. Солнце только начинает вставать, и все выходят из своих комнатушек, чтобы собраться в большом общем зале.
В этом зале, лишенном всяких украшений, будет прочитан отрывок из Библии, а затем последует общая молитва. После этого наступает время умывания и общей трапезы. Посуды на всех не хватает, поэтому ее используют по очереди. Закончив, все моментально расходятся, и зал пустеет. Каждый идет по своим делам.
Временный дом преподобного Попоола
Это не монастырь, и не место отправления культа. Это просто «безопасный дом», точнее – временное место жительства для бывших заключенных. Преподобный Попоола создал организацию, которая называется «Пастырское изменение тюремной жизни». Он сам бывший заключенный, ставший пастором, специализирующимся на работе в тюремных учреждениях. Поэтому название организации напоминает ему о своем собственном прошлом. Организация является частью гуманитарной деятельности движения пятидесятников – евангельских христиан, являющимся одним из направлений протестантизма. Существует организация преподобного Попоола за счет частных пожертвований, получаемых, в основном, из-за границы. Но жертвуют и нигерийцы. Живут и работают члены этой организации скромно, не афишируя свою деятельность, чтобы не привлекать к себе особого внимания, поскольку большинство обычных нигерийцев не доверяют бывшим заключенным и даже презирают их.
Постоянно в этой резиденции, в самом сердце тихого квартала, обитают, вдали от любопытных глаз, в среднем двадцать бывших заключенных. Одни задерживаются на несколько дней, другие – на несколько месяцев.
Требования к желающим остановиться у преподобного Попоола очень строгие. Такой подход напоминает путь, который в свое время проделал сам преподобный, когда присоединился к движению пятидесятников во время своего заключения за растрату средств одной энергетической компании в 1980-х годах.
Новички должны не только продемонстрировать честность и религиозную усидчивость в период заключения – что продолжается и во время их пребывания во временном доме – но преподобному еще и удается записать «своих детей», как он их называет, в школу.
В отличие от преподобного Попоола, имевшего до своего осуждения блестящую карьеру бухгалтера, подавляющее большинство заключенных в Нигерии не закончили даже начальную школу. Поэтому понятен интерес бывших арестантов к образованию, тем более, что это дает возможность получать бесплатное питание и крышу над головой после того, как ты провел четыре, пять, десять, а то и больше, лет в тюрьме, где и утратил все контакты с внешним миром.
Кроме того, эти молодые люди в возрасте от 20 до 40 лет должны найти себе работу в соответствии со своей квалификацией. Одни работают водителями, другие портными или продавцами. Преподобный Попоола всегда выступает в качестве гаранта перед работодателями. Он гордится тем, что помогает им, но после того, как они трудоустроены, преподобный требует покинуть временный дом как можно быстрее. Поскольку имеется огромное количество других бывших заключенных, желающих к нему попасть.
Ресоциализация и искупление
Кто является главным действующим лицом в повседневной жизни заключенных в тюрьмах на юге Нигерии? – Церковь и религиозные объединения. Эти христианские организации являются, после тюремного персонала, конечно, наиболее организованной группой лиц, присутствующих и работающих в тюрьмах, в основном на юге страны.
Важность и влияние протестантской и католической церквей на жизнь заключенных весьма значительны. Тоф, молодая женщина, осужденная к 4 годам и 7 месяцам тюремного заключения за попытку убийства, объясняет, почему:
– Когда вы видите, что представители церквей находятся здесь каждый день и когда вам постоянно говорят одно и тоже, вы кончаете тем, что садитесь и начинаете размышлять… Понятное дело, что до моего осуждения я не исповедовала ни одну из религий, но, оказавшись здесь… это стало для меня незабываемым опытом и больших перемен внутри меня. Наблюдая за жизнью нашего капеллана и за всем тем, что он делает для заключенных, мне и самой удалось стать лучшим человеком.
Тем не менее, это влияние иногда превращается в своего рода порабощение, которого невозможно избежать.
– Мы привыкли молиться всякий раз, когда приходит пастор со своими проповедями… И никаких отговорок быть не может, – говорит Кин, содержащаяся под стражей в предварительном заключении за разбой вот уже 10 лет.
Эта вездесущность церквей в местах лишения свободы на юге Нигерии не является исключением, свойственным лишь Бенин-Сити. Этот феномен широко распространен по всей стране. Например, в городе Ибадан (запад страны) Соломон Кейод Вильямс, также бывший заключенный, ставший пастором, возглавляет аналогичную организацию Prison Rehabilitation Ministry International (PREMI), целью которой является «возрождение» заключенных, главным образом с помощью религиозного воспитания, и принятие ими этических норм и принципов жизни.
Церкви активно действуют не во всех тюрьмах 36 штатов Федерации Нигерии, однако вышеприведенные примеры свидетельствуют об исключительной активности религиозных институтов в масштабах всей страны в том, что касается ресоциализации заключенных и их искуплении.
«Белый дом» в Бенин-Сити
Это самая большая тюрьма в штате Эдо, на юге страны. Она была построена в 1980 году в пригороде Бенин-Сити после массовых беспорядков, организованных студентами, в результате которых бывшая на тот момент центральная тюрьмы столицы штата была сожжена, а содержавшиеся в ней заключенные разбежались кто куда.
В тюрьме «Око́», рассчитанной на 608 заключенных, содержится 1 329 человек. Она находится в десяти минутах езды от аэропорта и окружена жилами зданиями, принадлежащими властям, в которых проживает пенитенциарный персонал. Над тюрьмой возвышается 30-метровая вышка, с вершины которой хорошо просматривается вся территория пенитенциарного учреждения, и заключенные чувствуют, что они находятся, как на ладони.
Тюрьма окружена двумя высокими стенами, поверх которых натянута колючая проволока. Так что видеть заключенных никто не может, хотя особо смотреть и некому, так как учреждение и так расположено довольно далеко от центра города. Эта тюрьма резко контрастирует с еще одним подобным заведением, имеющемся в Бенин-Сити, построенном на том самом месте, где была старая, разрушенная в конце 1980-х годов тюрьма. Это учреждение неформально называется «Белый дом» из-за яркой белизны его внешней стены.
Эти две тюрьмы представляют собой как бы две эпохи в пенитенциарной истории Нигерии: колониальные тюрьмы (как, например, тот самый «Белый дом») и постколониальные («Око»). Первые всегда строились в самом центре города (и «Белый дом» не является исключением), неподалеку от зданий суда, департамента тюрем, законодательного собрания штата и различных министерств.
Постколониальные тюрьмы, в свою очередь, строились и строятся за пределами городов. Как правило, режим содержания в этих учреждениях довольно строг, поскольку они относятся к категории тюрем со средним уровнем безопасности. Всего в Нигерии существует три уровня безопасности пенитенциарных учреждений, основанных на англо-саксонской модели: средний уровень, высокий (си-макс) и максимальный (супермакс).
Помочь «излечимым» заключенным
Первые тюрьмы для «исправления» лиц с так называемым «девиантным» поведением, начали строиться еще в XVIII веке в Пенсильвании (США) и в Голландии. Они использовали один и тот же подход – «исправление» и реабилитация личности путем строгой изоляции, помещая людей в одиночные камеры.
Длительные и регулярные молитвы, масса различных ограничений, работа, постоянная занятость и различные другие идеи, вдохновленные монашествующими католиками, являлись главным воспитательным методом в тогдашних тюрьмах. Этот метод получил название «Филадельфийской модели».
В обеих тюрьмах Бенин-Сити приказом пенитенциарной администрации религиозные службы являются обязательными. Роль различных церквей и их религиозных ответвлений, таких, как, например, «Пастырское изменение тюремной жизни», является важным фактором и, по сути, замещает роль реабилитации, осуществляемой государством.
В Бенин-Сити среди различных групп, усиленно работающих в обеих тюрьмах, можно выделить Комиссию справедливости, развития и мира (JDPC) – организацию финансируемую и поддерживаемую католической епархией города. Эта неправительственная организация характеризуется ее директором Эриком Окудже, как «правая рука Католической церкви, отвечающая за оказание помощи и руководство бедными слоями населения, в частности, в тюрьмах». Все это наводит на мысль о неявном разделении ролей, за одну из которых – карательную – отвечает государство, а второй – «исправительной», то есть реабилитацией и реинтеграцией – занимаются церкви.
Однако, по всей видимости, все эти религиозные организации культивируют некую скрытность, возможно, чтобы обеспечить большую эффективность своих действий и избежать стигматизации лиц, которыми они занимаются, завоевать доверие «излечимых» заключенных, у которых подходит срок освобождения, как действует тот же преподобный Попоола. Бывшим заключенным предоставляется пища и временное проживание на период, пока они ищут себе работу и восстанавливают социальные связи. По словам преподобного Попоола, с 1992 года, когда его впервые официально назначили капелланом тюрьмы «Око», его организации удалось вернуть в нигерийское общество около 600 бывших заключенных.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
На фото: тюрьма в Бенин-Сити.
01.07.2017

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
В НОЧЬ С 24 НА 25 ДЕКАБРЯ КАТОЛИКИ ОТМЕЧАЮТ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии