РУДОЛЬФ ГЕСС: СУИЦИД ИЛИ УБИЙСТВО?

РУДОЛЬФ ГЕСС: СУИЦИД ИЛИ УБИЙСТВО?

Николя Киркитадзе

Agora Vox

Тридцать лет назад Рудольф Гесс, бывший в свое время «номером три» в иерархии Третьего рейха и заместителем Гитлера, был найден мертвым в своей камере в берлинской тюрьме «Шпандау», где он по приговору Нюрнбергского трибунала отбывал пожизненное заключение.

Это случилось 17 августа 1987 года. Именно в тот день 93-летний нацист был обнаружен без признаков жизни, отсидев 46 лет в условиях одиночного заключения. Впрочем, обстоятельства его смерти до сих пор не выяснены.

Гесс, сын уважаемого немецкого коммерсанта, родился 26 апреля 1894 года в египетской Александрии. В 1914 году он записался в армию, в боях был несколько раз ранен, получил Железный крест. 1918 год, когда он встретил некоего австрийского капрала, стал решающим в его жизни. Именно тогда он познакомился с Гитлером, быстро стал его правой рукой и подсказал тому идею «жизненного пространства». В ноябре 1923 года он участвовал в попытке переворота, который не удался, за что вместе с Гитлером был заключен в тюрьму. Во время заключения он помогал Гитлеру в написании «Майн Кампф», обеспечивая того чернилами и бумагой.

В 1933 году Гесс официально был провозглашен заместителем Гитлера, и стал третьим человеком Рейха (вторым был Геринг). Современные историки утверждают, что он активно участвовал в разработке Нюрнбергских законов1, принятых в 1935 году.

В то же время, по мнению историка Иоахима Феста, «его роль ограничивалась ежегодной речью по случаю Рождества, приему делегаций Ассоциации немцев за рубежом, встречами за чашечкой кофе с многочисленными матерями семейств, участии, между благотворительными акциями, в некоторых незначительных совещаниях. Кроме того, он обладал привилегией объявлять с трибуны во время торжественных церемоний о появлении фюрера». Он, по мнению Феста и ряда других историков, не принимал участия в интригах между другими руководителями НСДАП, которые соперничали между собой в своих стремлениях завоевать доверие фюрера и внушить тому свои идеи.

В первые годы Второй мировой войны его влияние практически было сведено к нулю, поскольку политику сосредоточили в своих руках «стратеги» фюрера – Геринг и Гиммлер…

10 мая 1941 года Гесс тайно прилетел в Великобританию, где и был арестован. Он намеревался встретиться с герцогом Гамильтоном, который сотрудничал с лордом Галифаксом, возможным преемником Черчилля. Желанием Гесса было заключить мирное соглашение с Соединенным королевством, что позволило бы Германии, в обмен на сохранение британской территориальной целостности, начать экспансию на Восток. По мнению историка Питера Падфилда, Гесс отправился в Британию по просьбе Гитлера и должен был проинформировать англичан о скором вступлении Германии в войну с СССР. Это предположение, кстати, в своих мемуарах подтвердил Отто Скорцени.

Гессу не удалось встретиться ни с британским монархом, ни с Черчиллем, ни с Галифаксом. Вместо приема в Букингемском дворце его поместили в камеру в Тауэре. Об этом периоде жизни Гесса мало что известно, информация, предоставленная прессе, была минимальной. По мнению историка Ричарда Эванса, это был способ убедить Советский Союз, что англичане вели сепаратные переговоры с Германией, которая, в результате этого, могла бы сконцентрировать все свои силы на востоке. То есть, СССР как бы подталкивали вступить в войну. Но с началом осуществления гитлеровского плана «Барбаросса» 21 июня 1941 года всякий интерес к Гессу был утерян, и на долгое время он практически полностью был забыт.

Почти всю войну Гесс провел в тюрьме «Сюррей» под усиленной охраной и в окружении врачей. В 1945 году его этапировали в Германию, где он вместе с другими высшими сановниками Рейха был осужден за военные преступления, преступления против человечности, преступления против мира и за участие в заговоре. Ни по одному эпизоду обвинения он не признал себя виновным, указав в свое оправдание, что он даже подверг свою жизнь опасности, совершив перелет из Германии в Шотландию. Гесс, по его словам, пытался остановить войну, чтобы избежать огромного количества жертв. В результате, он окончательно был признан виновным в преступлениях против мира и военных преступлениях и преступлениях против человечности и приговорен к пожизненному тюремному заключению без права на досрочное освобождение.

Можно удивляться, что он был подвергнут такому тяжкому наказанию, учитывая, что лично Гесс не был каким-либо образом вовлечен в осуществление Холокоста и создание концлагерей, а также в другие преступления нацистов. Для сравнения, Шпеер, бывший гитлеровским министром до самого конца войны и хорошо осведомленный о всех преступлениях режима, даже если и не принимал в них непосредственного участия, был приговорен лишь к 20 годам тюрьмы. Адмирал Дениц, признанный виновным в совершении военных преступлений, получил и того меньше – 10 лет тюремного заключения.

Приговор в отношении Гесса до сих пор удивляет многих историков. Еще большее удивление вызывают поистине драконовские условия его содержания. Все 42 года своего заключения он находился в одиночной камере размером 6 квадратных метров.

«Заключенный номер 7» имел право лишь на одну прогулку в день продолжительностью в один час. Ему было запрещено любым образом контактировать с прессой и обсуждать детали его знаменитого полета в Великобританию. Его отношения с внешним миром были ограничены одним свиданием в месяц продолжительностью не более 30 минут. Встречаться с ним могли лишь ближайшие родственники. Эти встречи происходили в обязательном присутствии четырех комендантов тюрьмы, назначенных странами-победительницами: СССР, Великобританией, США и Францией. Из газет и журналов, которые он имел право читать, тщательно изымались все материалы, касавшиеся деятельности Третьего рейха и его идеологии. Что касается письма, то Гесс имел право лишь писать письма родным и небольшие заметки. Заметки затем тщательно уничтожались охраной. Делалось этого для того, чтобы предотвратить написание мемуаров. В распоряжении «заключенного номер 7» была небольшая библиотека. Естественно, что никакой националистической литературы или книг о Гитлере и нацизме там не было…

Загадочная смерть «заключенного номер 7» произошла в тот самый момент, когда начал обсуждаться вопрос о его возможном выходе из тюрьмы. Об освобождении 90-летнего старика просил сам президент ФРГ. Комендант тюрьмы со стороны США написал письмо Горбачеву с просьбой об освобождении престарелого нациста. Все больше и больше историков приходят к заключению, что столь суровый приговор во время Нюрнбергского процесса был вынесен с целью скрыть некоторую неудобную для англичан правду… Может быть, именно это и объясняет и сам приговор, и суровые условия заключения.

Смерть Гесса была представлена Союзниками как самоубийство. Он покончил с собой, повесившись на электрическом шнуре в тот момент, когда охранник, в обязанности которого входило неотрывное наблюдение за заключенным, ушел в соседнее здание, чтобы позвонить. Контактировавшие с Гессом священники полагают это невозможным, учитывая его ясное сознание и отсутствие каких-либо суицидальных намерений. Это подтверждают многие врачи и психологи, наблюдавшие Гесса. Адвокат Гесса доктор Зайдль также утверждает, что его подзащитный из-за сильного артрита был очень слаб и просто не смог бы закрепить электрошнур над окном, а затем и повеситься. Он также ставит под сомнение результаты вскрытия. В свою очередь, те, кто уверены в самоубийстве, указывают на найденную в кармане Гесса записку, адресованную семье, в которой он прощается с родными и благодарит их за все. Странно, однако, то, что эта записка была написана в… 1969 году, т.е. за 18 лет до смерти, во время его госпитализации.

Сын Гесса Вольф абсолютно был убежден, что его отца убили либо по приказу ЦРУ, либо британской разведки. Странно, но последний обед для Гесса был куда более разнообразен, чем обычно. После приема пищи, когда он находился в читальном зале, охранник добровольно ушел с поста, чтобы дать возможность действовать убийцам.

Абдулла Мелауни, персональный медбрат, прикрепленный к Гессу, в своей книге «Я видел убийц в его глазах» также придерживается этой версии. После публикации своей книги он был уволен.

Имя Гесса и сейчас остается под негласным запретом в Великобритании: все архивы, связанные с ним, до сих пор засекречены. Никто точно не знает, что же в них содержится. В конце 90-х годов, когда русский академик Коваленко опубликовал сборник архивных материалов, связанных с Гитлером, в которых широко были представлены материалы и на Гесса, эта книга была запрещена к публикации в Великобритании.

Различные нестыковки, противоречащие официальной версии смерти престарелого нациста, сходятся в одном: кто-то очень не хотел, чтобы Гесс, оказавшись на свободе, рассказал о некоторых неприятных моментах, касающихся нацистской Германии и Великобритании.

Бурная история Рудольфа Гесса не закончилась с его смертью. В соответствии с его завещанием он был похоронен в Вунзиделе, родном городе его отца. Чтобы избежать паломничества неонацистов к его могиле, происходившие каждого 17 августа, муниципалитет принял решение эксгумировать его останки и сжечь их, а пепел в июле 2011 года был развеян в море.

 

Перевод

Александра ПАРХОМЕНКО

 

На фото: Рудольф Гесс в своей камере в тюрьме «Шпандау».


1 Нюрнбергские расовые законы – два расистских (в первую очередь антиеврейских) законодательных акта («основные законы») – «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести», провозглашенные по инициативе Адольфа Гитлера 15 сентября 1935 года на съезде Национал-социалистической партии в Нюрнберге в соответствии с тайной программой (1920) и единогласно принятые сессией рейхстага, специально созванной в Нюрнберге по случаю съезда партии.

 

21.08.2017

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое