ИРЛАНДСКАЯ ЗАГАДКА
Снижение уровня насилия? Менее строгое законодательство? Успех программ реинтеграции? Власти не могут объяснить резкое сокращение числа заключенных в тюрьмах Ирландии.
В последние годы в Ирландии отмечается удивительный феномен, касающийся тюремного заключения: после того, как количество заключенных непрерывно росло в течение нескольких лет подряд, неожиданно наступил период, когда их число вдруг значительно сократилось. В период с 2011 года (когда число лиц за решеткой достигло критического уровня – 4 390 человек) по 2016 год количество заключенных уменьшилось на 15 процентов.
Сейчас в Ирландии на 100 000 населения приходится 78 заключенных, тогда как в 2011 году таковых было 96. В Европе только в скандинавских странах, Нидерландах и Германии этот уровень ниже, тогда как в Великобритании, в которой существует идентичная с Ирландией судебная система, этот уровень является одним из самых высоких в Европе (145 заключенных на 100 000 населения).
Осенью 2017 года министр юстиции Чарльз Фленаган приветствовал эту тенденцию: «Я твердо верю, что тюрьма должна использоваться лишь в качестве крайней меры, и этот подход должен быть дополнен жизнеспособными альтернативами тюремному заключению». Это заявление было тем удивительнее, поскольку во время выборов в 1997 году политики, как один, заявляли о своем стремлении к «нулевой терпимости» в отношении преступников.
Важная роль в изменении взглядов
По мнению Дейрде Мэлоун, директрисы Ирландского совета по тюремной реформе, неправительственной организации, занимающейся продвижением прогрессивных реформ, организации, подобные возглавляемой ею, сыграли большую роль в изменении взглядов на тюремное заключение. Выступая на совещании в Международном комитете по мониторингу тюрем, она рассказала о том, что «была проделана большая работа в области коммуникации, обнародовании ряда петиций, организованы различные форумы с участием международных экспертов, опубликованы результаты исследований в ряде СМИ». Все это позволило убедить и власти, и средства массовой информации в том, что проблема тюремной перенаселенности вовсе не решается лишь «созданием большего количества тюрем».
Иан О'Доннелл, профессор криминологии в Университетском колледже в Дублине, отмечает, что с начала октября 2011 года, осужденным к тюремному заключению на срок от одного года до 8 лет, предоставлено право условно-досрочного освобождения с заменой оставшегося срока на выполнение общественных работ. Эти заключенные должны иметь хорошее здоровье, быть в состоянии работать и не представлять общественной опасности.
В чем же причина?
В мае 2013 года аналогичная программа была запущена в отношении лиц, осужденных на срок от трех до 12 месяцев тюрьмы. «Но эти программы оказали лишь незначительное влияние на общее количество заключенных, равно как и принятый 31 марта 2017 года запрет приговаривать к тюремному заключению детей, – напоминает профессор. – С другой стороны, они являются индикаторами позитивного сдвига в приоритетах со стороны политиков и исполнителей в этой области права».
Похоже, что эти программы реинтеграции имеют положительный эффект: только 9 процентов участников первого этапа программы в 2011 году вернулись в тюрьму в течение последующих двух лет. Процент же рецидива среди остальной массы заключенных составил 39. Однако, все эти новые меры никак не могут объяснить снижение числа заключенных. Ведь судьи все меньше и меньше используют в своей практике условное освобождение. Так, в 2016 году условно-досрочно было освобождено лишь 329 осужденных, тогда как в 2012 году таковых было 777.
У экспертов есть другое объяснение. Если исключить число ирландцев, отправленных в тюрьмы за невыплаты штрафов (такая практика по-прежнему действует), количество приговоров к тюремному заключению в 2016 году снизилось на 38 процентов по сравнению с 2009 годом – рекордным по количеству отправленных за решетку (6 059 человек). «То ли судьи стали более снисходительными, то ли серьезных преступлений стало совершаться меньше? – задает сам себе вопрос профессор О'Доннелл. – Странно, но нет никаких данных, которые могли бы ответить на этот вопрос».
Официальные же цифры говорят о противоположном: количество осужденных к пожизненному заключению в период с 2006 по 2016 годы удвоилось, а число лиц, осужденных к тюремному заключению на срок свыше 10 лет выросло на 32 процента.
Таким образом, на данный момент этот «ирландский феномен» объяснить пока невозможно.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
На фото: здание уголовного суда в Дублине.
30.01.2018
Тристан де БУРБОН La Croix

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
ЗАХВАТ БЕЗ ВОЙНЫ: КАК США ВЫКРАЛИ ПРЕЗИДЕНТА МАДУРО ИЗ ВЕНЕСУЭЛЫ
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии