Кого сажают в Испании?

Кого сажают в Испании?

Испания является одной из европейских стран, имеющих самое большое на континенте тюремное население. Это стало известно из отчета о Конференции министров юстиции стран-членов Совета Европы, прошедшей в Стамбуле. В Испании насчитывается 162 заключенных на 100 тысяч жителей, в Германии – 95, во Франции – 85, в Португалии – 121. Сейчас заключенных в тюрьмах Испании больше, чем было в любой другой период новейшей истории, за исключением первых лет диктатуры Франко.

В 2011 году, с началом кризиса, в стране стал наблюдаться рост насильственных преступлений: как следует из ежегодного отчета Генеральной прокуратуры, количество убийств, похищений людей и нападений по сравнению с 2010 годом увеличилось. Тюрьмы пополняют выходцы из беднейших слоев населения, из «низов». В основном они совершают преступления, так или иначе связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Представителей этой части общества можно увидеть в большом количестве в любой из провинциальных испанских тюрем. Сами тюрьмы находятся в плохом состоянии, они изношены, построены неизвестно когда и забиты заключенными, каждому из которых вменяется 30, 40 или даже 50  пунктов обвинения за участие в кражах, нападениях, грабежах, контрабанде или торговле героином, кокаином, гашишем и другими наркотиками…

На тюремном жаргоне их называют «гремлинами»*. Это – нищие люди, без всякого будущего, которым даже их преступная деятельность не поможет выбраться из нищеты. Они «привязаны» к тюрьме – освобождаются и садятся вновь. Сестра Женевьева, 88-летняя монахиня, являющаяся членом совета визитеров тюрьмы в Барселоне вот уже 70 лет, категорична: «В тюрьмы попадают самые обездоленные». Она знает, о чем говорит.

Люди дорого платят за свои преступления: те, кого арестовывают за хранение одного килограмма кокаина, получают от 8 до 9 лет тюрьмы, а вот два крупных испанских финансиста, осужденные Верховным судом за мошенничество при продаже земли под застройку в Мадриде, в тюрьму не попали. Их фактически оправдал Конституционный суд, куда мошенники обратились, вынеся весьма сомнительное решение с собственной интерпретацией о сроках исковой давности. Это решение вызвало возмущение в обществе.

Богатые нередко избегают ответственности за свои экономические преступления из-за сомнительного применения закона о сроках исковой давности. Действительно, исходя из норм права, по истечению определенного промежутка времени ответственность за некоторые преступления не наступает.

Количество преступлений, затрагивающих интересы многих граждан и наносящих огромный ущерб населению, растет, а виновные лица, даже если они и осуждаются, из-за норм законодательства о сроках давности, никогда не переступают порог тюрьмы.

Что можно сказать обо всем этом? Что чертов кризис способствует совершению всех этих экономических преступлений, а за последствия вынуждено платить население? Хорошо маскируемые мошенничества, одновременно гениальные и бесстыдные, позволяют строить финансовые пирамиды. А чтобы показать, что государство борется-таки с преступностью, то особый упор делается не на борьбу с экономическими преступлениями, а на борьбу с уличной преступностью (этот способ используют правительства многих стран), результатом которой становится то, что тюрьмы заполняются  мелкими правонарушителями и несовершеннолетними, подавляющее большинство из которых являются выходцами из беднейших слоев.

Не вызывает сомнений тот факт, что уголовные и пенитенциарные системы европейских стран весьма доброжелательны по отношению к тем, кто уклоняется от уплаты налогов или совершает другие крупные экономические преступления, т.е. к выходцам из богатых слоев. И наоборот, эти системы все более и более агрессивны и нетерпимы по отношению к тем, кто являются выходцами из низших социальных слоев.

В довершение ко всему, сегодня в Испании правительство, сформированное Народной партией и ее союзниками, хотело бы объявить преступниками всех тех, кто мирно выступает против экономической системы, которая способствует их обнищанию, а заодно и нарушает их права. Это может произойти в результате ужесточения Уголовного кодекса. Если проект этих изменений будет принят, то в испанскую тюрьму мог бы попасть сам Махатма Ганди**… Все это никак не будет способствовать сокращению тюремного населения. И на самом деле, как писал Жозеф Валлес, бывший ответственный сотрудник тюремной системы Каталонии, «иметь большое количество переполненных тюрем – это неправильно».

Между тем, лица, совершающие экономические и финансовые преступления, с помощью разработанных сложных и хитроумных юридических прикрытий, которые практически не позволяют выявлять их махинации, в отличие от большинства граждан ведут роскошную и комфортабельную жизнь. И им наплевать, что за последствия от их преступлений платят тысячи, сотни тысяч или даже миллионы граждан страны.

Существующая система ежедневно понемногу теряет от своей легитимности, а само понятие «демократия» понемногу превращается в пустой звук.

Хавьер КАНЬО ТАМАЙО

GRANMA INTERNATIONAL

Перевод Александра ПАРХОМЕНКО и Владимира КОРОБКИНА

На фото: в испанских тюрьмах.

*Гремлин – мифическое существо из английского фольклора, озорной проказник, сродни домовому.
**Идеолог философии ненасилия (сатьяграха).

26.10.2012

Электронная приемная Объединенной редакции ФСИН на портале «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Почти 88% опрошенных юристами предпринимателей считают, что судебную систему следует усовершенствовать, и она не защищает частную собственность. Данные декабрьского опроса привел портал Право.ру. Более...

Популярное
Новое