В вопросе борьбы с коррупцией каждый должен начинать с себя

В вопросе борьбы с коррупцией каждый должен начинать с себя

Конечно, в МГЮА мы много внимания уделяем именно борьбе с коррупцией. Реформа высшего образования как раз нацелена на то, чтобы максимально снять эту проблему.

Сейчас система приема в учебные заведения выстроена таким образом, что этих нарушений быть не может, все очень прозрачно и понятно. Выстраивается электронная система, компьютеры помогают нам это делать. Мне кажется, мы проблему такого рода решили. Но вообще, когда обсуждаются такого рода вопросы, всегда хочется сказать: давайте начнем с себя.

Что сделано у нас в ВУЗе? Мы понимаем, что проблема многоаспектная и касается самых разных групп и работников: и преподавателей, и студентов. Относительно студентов мы сделали следующее. Наши ребята самым активным образом участвуют в молодежных движениях, которые видят своей целью пропаганду борьбы с коррупцией, читают лекции, участвуют в автопробегах. В частности, есть молодежное движение, которое было создано по инициативе председателя комитета Государственной Думы Яровой, кстати, выпускницы нашего ВУЗа. Председатель нашего студенческого комитета является одновременно и помощником, который осуществляет мониторинг состояния возможных правонарушений со стороны преподавателей, чтобы студенты могли обратиться непосредственно к нему, если такие факты есть. Студенты могут обратиться непосредственно и в электронную приемную нашего ректора и написать о тех фактах, с которыми они столкнулись. Но в последние годы мы такого рода обращений не знаем.

Мы юридический ВУЗ. Каждая юридическая дисциплина, которая преподается в наших стнах, обязательно одной из тем имеет негативную оценку коррупции и возможности борьбы, противостояния ей во всех сферах, в том числе образовании. Поэтому нам думается и хочется верить, что наши ребята получают и профессиональную подготовку, и соответствующее воспитание неприятия коррупции.

Я бы не стала говорить, что во всех ВУЗах берут взятки. Это неправильная оценка. Надо быть объективными. Конечно, это еще характерно, наверное, для каких-то ВУЗов. Но говорить, что во всех ВУЗах берут взятки, принципиально неверно.

С нарушениями, конечно, надо бороться. Это требует усилий и со стороны ВУЗа в выстраивании системы противодействия коррупции, и это, конечно, проблема на министерском уровне. Но принципиально неверно сидеть и ждать, когда министр начнет бороться, а самому пока брать взятки. Начинаем с себя. Если в ВУЗе создана система, которая вам просто не позволит допускать такого рода нарушения, то это исключает негативные факторы и обстоятельства. Поэтому мы сейчас предпринимаем максимум усилий, чтобы сделать процесс обучения прозрачным, понятным, чтобы и дети, и родители могли контролировать то, как идет процесс обучения. И эта ответственность налагается и на преподавателя, и на администрацию ВУЗа.

10.03.2015

Елена Грачева

 в избранное

Позднее об этом

  • В сфере образования нет места коррупции 11 комментариев В сфере образования нет места коррупции

    В нашей лаборатории антикоррупционной политики и экспертизы  МИГСУ РАНХГС при Президенте РФ на протяжении двух лет был проект, посвященный коррупции в сфере образования.

    Коррупция это латентное явление. Очень трудно определить его точные финансовые показатели. Я думаю, что любые цифры на эту тему абсолютно приблизительные, может быть, спекулятивные, прогнозируемые. С полной точностью говорить о том, каков оборот коррупционных средств в сфере образования нельзя, нет научного обоснования.

    У коррупции в сфере образования своя история. Она берет начало в советское время, когда вдруг стало принято дарить подарки, подношения делать школьным учителям, в ВУЗах. Потом начались поборы. Это вошло в плоть и кровь многих учебных заведений во время кризиса 90-х годов. И тогда было моральное обоснование, что учитель мало получает, и это на самом деле было так, и это была своего рода компенсация, которая и с точки зрения существования людей оправдывалась, и обществом не осуждалась. Потом этот процесс стал трансформироваться, время стало меняться, новые деньги пришли в сферу образования. Мы увидели, как и во многих других сферах, что есть «богатые» и «бедные». Там, где был доступ к распределению бюджетных средств, была коррупция верхушечного типа. Те, кто работал с родителями, с детьми, вымогал какие-то мелкие подношения, хотя, если сложить эти мелкие подношения, то суммы, которые требовали от родителей, наверное, выливались в гигантские размеры незаконного оборота денег.

    Научное исследование, научное знание может быть востребовано, а может быть невостребовано. Мы готовим свои научные материалы, направляем их в заинтересованные ведомства, мы взаимодействуем с этими ведомствами. Кстати, по проблеме коррупции в сфере образования наша лаборатория вместе с Общественной палатой, провела общественное слушание, вызвавшее большой общественный резонанс. Благодаря членам общественной палаты, мы смогли подключиться к регионам, к Хакассии, к Новосибирску, своего рода российское обсуждение произошло. Мы еще к неожиданному выводу пришли, что одно дело, говорить об этом на федеральном уровне и другое дело, на региональном уровне в каком-нибудь маленьком городе или поселке. Там люди стремятся на эту тему вообще не говорить. Если ты будешь поднимать этот вопрос, если будешь на эту тему обращаться, то самые разные последствия для этого конкретного человека могут быть.

    Не тема и не цель научного исследования кого-то посадить. Функция ученого, который наблюдает и анализирует, в том, чтобы показать, что в обществе происходит. Если это какое-то социальное заболевание, то наша ответственность в том, чтобы дать какой-то совет, как избежать плохого, как избежать худшего. У нас небольшой творческий коллектив, представляющий разные направления. Наш рецепт был следующим: невозможно добиться очищения какой-то одной сферы, если все остальное этим поражено. Очень многое зависит от того, каково положение общества в целом. Если мы беремся всерьез противодействовать коррупции, очень многое в плане того,чтобы дать обществу образец, в руках органов власти. Пример должен идти от органов власти. В свое время на конференции я познакомилась с нобелевским лауреатом из-за рубежа, химиком. И вот он предавался рассуждениям о том, как велика роль государственного управления, что часто говорят, что народ имеет того правителя, которого заслуживает. Нет, говорил этот умный человек, очень часто правительство в ответе за то, каким сконструировано то или иное общество, какой пример подается этому обществу. Так вот органы власти, если хотят добиться очищения данной ситуации, должны нести свою ответственность.

    Если мы посмотрим на то, как сейчас развивается законодательство за рубежом, мы можем увидеть очень интересную вещь. Достигается своего рода равновесие ответственности. Вот ты, обличенный должностью человек, совершил что-то – тебе наказание. Но и ты, простой гражданин, который был вовлечен в эти отношения и тоже что-то неправедное сделал, ты тоже должен понести ответственность.

    Самая главная рекомендация, которая могла  бы быть сегодня дана, должна быть следующая – общая ответственность. Общая солидарность общества и государства (власти) на уровне базовых оснований. Этой базой у нас является система образования. От того, как эта система выглядит, как она развивается, как люди себя в этой системе чувствуют, зависит будущее.

    Нам сейчас не становится не лучше, не хуже, заболевание меняется. Раньше была грубая наглая вымогательская коррупция. А сейчас  она перешла в другое качество. Раньше на каждом углу в метро продавали дипломы, сейчас нет этого. Зато мы видим неэффективные ВУЗы, которые, собственно, занимаются, наверное, тем же самым. Мы имеем дело со сложным социальным явлением, которое все время трансформируется. Сегодня это один формат, завтра другой. И я предполагаю, что мы сегодня должны говорить о том, что система образования не сама себя создает в полной мере. Я работаю в высшей школе, мне трудно понять, где начинается платность и кончается бесплатность. В какой степени я завишу от денег родителей учеников и студентов, которые сами платят за свое образование. Где тут место государству, сколько оно дает на систему для того, что бы мы развивались? Очень многое зависит от того, имеет ли преподаватель авторитет. Одно дело, когда вы на рабочем месте достигаете какого-то успеха, и совсем другое, когда в аудитории я вам передаю знания, и вы чувствуете, что добились нового интеллектуального результата. Это очень личный процесс. Это процесс, когда мы напрямую с вами связаны, руку друг другу протянули. И вот нужно, чтобы этот прямой человеческий контакт оставался без коррупции.

    10.03.2015

Ранее об этом

  • Коррупцию в образовании порождает низкая ценность знаний в обществе 8 комментариев Коррупцию в образовании порождает низкая ценность знаний в обществе

    Коррупция в сфере образования видна, и ее гораздо легче вскрыть, чем в других сферах. Конечно, безопаснее и проще гоняться за учителями, чем за бандитами или крупными финансовыми олигархическими группами.

    В школах сейчас проходит колоссальное число проверок. Не бывает недели, чтобы в образовательную организацию не пришла проверка, а то и несколько: и прокуратура, и Счетная палата, и Роспотребнадзор, и МЧС, и пожарные. Постоянно в замкнутых организациях - в школах, в детских садах - присутствует проверяющий. Такое ощущение, что это самая коррупционная сфера. И поэтому так много говорят о коррупции в образовании, в том числе, потому что там постоянно находится проверяющий.

    На мой взгляд, коррупция в образорвании, как это ни парадоксально прозвучит, связана с низкой ценностью собственно знаний в стране. Поскольку нужны не знания, а корочки, дипломы, аттестаты, свидетельства о сдаче ЕГЭ, то и коррупционный рынок растет. Знания купить нельзя, а аттестат или какой-то другой диплом можно купить. Карьера, уровень заработной платы, социальный статус слабо связаны с уровнем образования, но сильно завязаны на формальном предъявлении корочек.

    С одной стороны, проводится карательная политика по отношению к школам и детским  садам, которая, мне кажется, уже достигла своего предела. Уже детьми некогда заниматься. Отчеты, проверки, надзор, контроль и т.д. А с другой стороны, говорят, что выросла коррупция. Одно из двух. Либо эти проверки неэффективны, либо «стреляют не там».

    06.03.2015

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • В России воровать мошенничать в особо крупном размере начал даже Минздрав.
    Написал Сикурич Vad. (Vad. Сикурич) 07.10.2022 21:36
  • Работать надо с взяткодателем, большинство учащихся сами с удовольствием платят и жаждут этого для облегчения своей "страшной участи" ) Отсюда такое колоссальное падение уровня образования в России по сравнению с СССР
    Написал Владимир Лойер 13.03.2015 19:24
  • А у нас с устройством в школу проблем не было! Безо всяких взяток - даже не намекал никто! Зато потом началось... ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ добровольные (интересное словосочетание) пожертвования безналом! Налом на нужды класса, обязательное фотографирование (платное, естественно) по несколько раз за пол года и т.д. и т.п.
    Написал Маркелов Игорь (Zorrander) 13.03.2015 06:47
  • Взятки в Израиле не в ходу. То, чего в России добиваются за деньги, здесь делается «по блату». Даже в анкете при приеме на работу нередко стоит пункт: «Кто из работников нашего предприятия может вас рекомендовать?»

    Израильтяне постоянно опираются в своей жизни на знакомых по работе, дому, саду, школе, армии, университету, курсам, синагоге. Даже при назначении на должность министра используются личные связи, что уж говорить о прочем. «Неважно, что ты знаешь, – важно, кого ты знаешь» – это негласный израильский принцип.

    Что же касается «подарков» и «благодарностей», кто взятка служебному лицу в Израиле, скажем, полицейскому, грозит большим штрафом или даже судом.

    Понятие взятки в Израиле несколько своеобразное. Обычно взятка дается за какие-то конкретные действия, которое должно выполнить должностное лицо в пользу взяткодателя.

    По израильскому закону необязательно, что бы взяткополучатель реально что-то сделал в пользу взяткодателя. Достаточно того, что существует такая потенциальная возможность. Например, приглашение и оплата обеда должностного лица в ресторане может быть признано взяткой, даже если угощавший ничего не просил. Кстати, взяткодатель также несет уголовную ответственность. Для него закон устанавливает наказание в виде лишения свободы до трех с половиной лет, а за получение взятки – до семи лет. Взяткой будет также признана сексуальная связь с должностным лицом.

    Добровольное заявление о даче взятки автоматически не освобождает от уголовной ответственности, как это случается, например, в России. Если кто-то хочет обратиться в полицию с заявлением о том, что давал взятку, то советую предварительно заключить с прокуратурой договор, по условиям которого будет исключена уголовная ответственность заявителя.

    Выявить взятку крайне сложно. Если все стороны довольны, то никто не жалуется. Расследование обычно начинается по оперативной информации либо по жалобе взяткодателя, если взяткополучатель не выполнил свои обещания.

    А что касается взяток в сфере образования, то их и давать-то не за что. Израильская система образования предполагает выбор одного из трех путей обучения от детского сада до университета: в государственно-светских, государственно-религиозных или частных учебных заведениях. Стоимость обучения в них фиксирована. Если требования школы удовлетворяют и родителей, и ребенка, семья просто выбирает что-то из имеющегося в их районе.


    Дальше...
    Написал Рыбочкина Светлана (Светлана Рыбочкина) 10.03.2015 16:57
  • Конечно, мы много внимания уделяем именно борьбе с коррупцией. Та реформа высшего образования, которая у нас проводится, как раз нацелена на то, чтобы максимально снять эту проблему.

    Сейчас система приема в учебные заведения выстроена таким образом, что этих нарушений быть не может, все очень прозрачно и понятно. Выстраивается электронная система, компьютеры помогают нам это делать. Мне кажется, мы проблему такого рода решили. Но вообще, когда обсуждаются такого рода вопросы, всегда хочется сказать, давайте начнем с себя.

    Что сделано у нас в ВУЗе? Мы понимаем, что проблема многоаспектная и касается самых разных групп и работников, и преподавателей, и студентов. Относительно студентов мы сделали следующее. Наши ребята самым активным образом участвуют во всяких молодежных движениях, которые видят своей целью пропаганду борьбы с коррупцией, читают лекции, участвуют в автопробегах. В частности, есть такое молодежное движение, которое было создано по инициативе председателя комитета Государственной Думы Яровой, кстати, выпускницы нашего ВУЗа. Ректор , председатель нашего студенческого комитета, является одновременно и помощником, который осуществляет мониторинг состояния возможных правонарушений со стороны преподавателей, чтобы студенты могли обратиться непосредственно к нему, если такие факты есть. Студенты могут обратиться непосредственно и в электронную приемную нашего ректора и написать о тех фактах, с которыми они столкнулись. Но, в последние годы мы такого рода обращений не знаем.

    Мы юридический ВУЗ. Каждая юридическая дисциплина, которая преподается в нашем ВУЗе обязательно одной из тем имеет негативную оценку коррупции и возможности борьбы, противостояния коррупции во всех сферах, в том числе образования. Поэтому нам думается, и хочется в это верить, что наши ребята получают и профессиональную подготовку, и соответствующее воспитание неприятия коррупции, что позволяет им найти достойное место в будущем.

    Я бы не стала говорить, что во всех ВУЗах берут взятки. Давайте подходить серьезно, основательно. Это неправильная оценка. Надо быть объективными. Конечно, это характерно, наверное, для каких-то ВУЗов. Но говорить, что во всех ВУЗах берут взятки, принципиально неверно.

    С нарушениями, конечно, надо бороться. Это требует усилий и со стороны ВУЗа в выстраивании системы противодействия коррупции, и это, конечно, проблема на министерском уровне. Но принципиально неверно сидеть и ждать, когда министр начнет бороться, а самому пока брать взятки. Начинаем с себя. Если вы воспитаны, если в ВУЗе создана система, которая вам просто не позволит заниматься такого рода нарушениями, то это исключает негативные факты и обстоятельства. Поэтому мы сейчас предпринимаем максимум усилий, чтобы сделать процесс обучения прозрачным, понятным, чтобы и дети, и родители могли контролировать то, как идет процесс обучения. И эта ответственность налагается и на преподавателя, и на администрацию ВУЗа.


    Дальше...
    Написал Грачева Елена (Елена Грачева) 10.03.2015 13:41
  • В нашей лаборатории антикоррупционной политики и экспертизы МИГСУ РАНХГС при Президенте РФ на протяжении двух лет был проект, посвященный коррупции в сфере образования.

    Коррупция это латентное явление. Очень трудно определить его точные финансовые показатели. Я думаю, что любые цифры на эту тему абсолютно приблизительные, может быть, спекулятивные, прогнозируемые. С полной точностью говорить о том, каков оборот коррупционных средств в сфере образования нельзя, нет научного обоснования.

    У коррупции в сфере образования своя история. Она берет начало в советское время, когда вдруг стало принято дарить подарки, подношения делать школьным учителям, в ВУЗах. Потом начались поборы. Это вошло в плоть и кровь многих учебных заведений во время кризиса 90-х годов. И тогда было моральное обоснование, что учитель мало получает, и это на самом деле было так, и это была своего рода компенсация, которая и с точки зрения существования людей оправдывалась, и обществом не осуждалась. Потом этот процесс стал трансформироваться, время стало меняться, новые деньги пришли в сферу образования. Мы увидели, как и во многих других сферах, что есть «богатые» и «бедные». Там, где был доступ к распределению бюджетных средств, была коррупция верхушечного типа. Те, кто работал с родителями, с детьми, вымогал какие-то мелкие подношения, хотя, если сложить эти мелкие подношения, то суммы, которые требовали от родителей, наверное, выливались в гигантские размеры незаконного оборота денег.

    Научное исследование, научное знание может быть востребовано, а может быть невостребовано. Мы готовим свои научные материалы, направляем их в заинтересованные ведомства, мы взаимодействуем с этими ведомствами. Кстати, по проблеме коррупции в сфере образования наша лаборатория вместе с Общественной палатой, провела общественное слушание, вызвавшее большой общественный резонанс. Благодаря членам общественной палаты, мы смогли подключиться к регионам, к Хакассии, к Новосибирску, своего рода российское обсуждение произошло. Мы еще к неожиданному выводу пришли, что одно дело, говорить об этом на федеральном уровне и другое дело, на региональном уровне в каком-нибудь маленьком городе или поселке. Там люди стремятся на эту тему вообще не говорить. Если ты будешь поднимать этот вопрос, если будешь на эту тему обращаться, то самые разные последствия для этого конкретного человека могут быть.

    Не тема и не цель научного исследования кого-то посадить. Функция ученого, который наблюдает и анализирует, в том, чтобы показать, что в обществе происходит. Если это какое-то социальное заболевание, то наша ответственность в том, чтобы дать какой-то совет, как избежать плохого, как избежать худшего. У нас небольшой творческий коллектив, представляющий разные направления. Наш рецепт был следующим: невозможно добиться очищения какой-то одной сферы, если все остальное этим поражено. Очень многое зависит от того, каково положение общества в целом. Если мы беремся всерьез противодействовать коррупции, очень многое в плане того,чтобы дать обществу образец, в руках органов власти. Пример должен идти от органов власти. В свое время на конференции я познакомилась с нобелевским лауреатом из-за рубежа, химиком. И вот он предавался рассуждениям о том, как велика роль государственного управления, что часто говорят, что народ имеет того правителя, которого заслуживает. Нет, говорил этот умный человек, очень часто правительство в ответе за то, каким сконструировано то или иное общество, какой пример подается этому обществу. Так вот органы власти, если хотят добиться очищения данной ситуации, должны нести свою ответственность.

    Если мы посмотрим на то, как сейчас развивается законодательство за рубежом, мы можем увидеть очень интересную вещь. Достигается своего рода равновесие ответственности. Вот ты, обличенный должностью человек, совершил что-то – тебе наказание. Но и ты, простой гражданин, который был вовлечен в эти отношения и тоже что-то неправедное сделал, ты тоже должен понести ответственность.

    Самая главная рекомендация, которая могла бы быть сегодня дана, должна быть следующая – общая ответственность. Общая солидарность общества и государства (власти) на уровне базовых оснований. Этой базой у нас является система образования. От того, как эта система выглядит, как она развивается, как люди себя в этой системе чувствуют, зависит будущее.

    Нам сейчас не становится не лучше, не хуже, заболевание меняется. Раньше была грубая наглая вымогательская коррупция. А сейчас она перешла в другое качество. Раньше на каждом углу в метро продавали дипломы, сейчас нет этого. Зато мы видим неэффективные ВУЗы, которые, собственно, занимаются, наверное, тем же самым. Мы имеем дело со сложным социальным явлением, которое все время трансформируется. Сегодня это один формат, завтра другой. И я предполагаю, что мы сегодня должны говорить о том, что система образования не сама себя создает в полной мере. Я работаю в высшей школе, мне трудно понять, где начинается платность и кончается бесплатность. В какой степени я завишу от денег родителей учеников и студентов, которые сами платят за свое образование. Где тут место государству, сколько оно дает на систему для того, что бы мы развивались? Очень многое зависит от того, имеет ли преподаватель авторитет. Одно дело, когда вы на рабочем месте достигаете какого-то успеха, и совсем другое, когда в аудитории я вам передаю знания, и вы чувствуете, что добились нового интеллектуального результата. Это очень личный процесс. Это процесс, когда мы напрямую с вами связаны, руку друг другу протянули. И вот нужно, чтобы этот прямой человеческий контакт оставался без коррупции.


    Дальше...
    Написал Иларионова Татьяна (Татьяна Иларионова) 10.03.2015 13:15
  • Несколько десятилетий назад много слышно было сообщений о коррупции среди депутатов и чиновников. Результат - им подняли зар. плату. Как объяснили электорату - "чиновникам будет хватать денег на безбедную жизнь, чиновники будут дорожить своим рабочим местом и перестанут брать взятки",
    Примут ли такое же решение по зарплатам работников образования?
    К чему приводит пренебрежение образованием - мы видим на примере Украины: многие жители Украины не знают истории, включая высших должностных лиц (имею в виду Яценюка, заявившего о вторжении СССР в Украину и страны Европы).
    Написал Проблемкин 07.03.2015 12:39

  • Цитата:

    Сообщение от Александр Адамский


    В школах сейчас проходит колоссальное число проверок. Постоянно. Не может пройти недели, чтобы в образовательную организацию не пришла проверка, а то и несколько, и прокуратура, и Счетная палата, и Роспотребнадзор, и МЧС, и пожарники.


    Действительно факт, уже заметили все мамы, и обеспокоены.
    Пожарная инспекция, проверила бы лучше эффективность требования наличия конусобразных ведёрочек на пожарных стендах, я тут недавно на заправке видела стенд с ведерочком над кучей с песком.

    Цитата:

    Сообщение от Александр Адамский


    На мой взгляд, коррупция в образорвании, как это ни парадоксально прозвучит, связана с низкой ценностью собственно знаний в стране. Поскольку нужны не знания, а корочки, дипломы, аттестаты, свидетельства о сдаче ЕГЭ, то и коррупционный рынок растет.


    Абсолютно не парадоксально. Вспомните С.П.Королёва, как обошлась родина с гением мирового масштаба. Его заставили разработать серийный выпуск немецкой военной ракеты, когда у него был проект собственной, более эффективной ракеты и более простой в производстве, то-есть свою он уже выпустить не смог, так как для этого надо было переналаживать всё производство, а это означало еще трата материальных средств, крови и пота людей. Сделать то, что сделал он, в тех условиях которые ему предоставили, еще и после каторг и арестов, было не просто гениально, а героизмом. Мир дал ему Нобелевскую премию за освоение космоса, а страна отобрала, вот поэтому первыми на Луне были не мы и проверки его саботаж доказать не смогли: проверяющий должен быть более знающим, чем тот кого проверяют.
    Естественно "утечка мозгов" только усугубиться подобной борьбой с коррупцией.

    Цитата:

    Сообщение от Александр Адамский


    Коррупция в сфере образования видна, и ее гораздо легче вскрыть, чем в других сферах. Конечно, безопаснее и проще гоняться за учителями, чем за бандитами или крупными финансовыми олигархическими группами.

    [/URL]
    То же истина. Коррупция опаснее всего там, где власти больше. А в медицине и то власти больше, чем в образовании. Ну подскажите, что же делать, когда проверяющим, интересней разбираться с тем где икра крупнее, чем с тем почему хлеб чёрствый?
    В органах опеки и попечительства, детей стали отдавать тем у кого денег больше, и это официально. Для чего эти крайности, то богатым было быть стыдно, теперь наоборот стыдно не быть богатым. Нищего учителя и дети то уважать не будут. Порочность системы, ужесточением контроля не исправишь.
    Написал Елена377 06.03.2015 19:39
  • Коррупция в сфере образования видна, и ее гораздо легче вскрыть, чем в других сферах. Конечно, безопаснее и проще гоняться за учителями, чем за бандитами или крупными финансовыми олигархическими группами.

    В школах сейчас проходит колоссальное число проверок. Постоянно. Не может пройти недели, чтобы в образовательную организацию не пришла проверка, а то и несколько, и прокуратура, и Счетная палата, и Роспотребнадзор, и МЧС, и пожарники. Постоянно в замкнутых организациях, в школах, в детских садах присутствует проверяющий. Такое ощущение, что это самая коррупционная сфера. И поэтому так много говорят о коррупции в образовании, в том числе, потому что там постоянно находится проверяющий.

    На мой взгляд, коррупция в образорвании, как это ни парадоксально прозвучит, связана с низкой ценностью собственно знаний в стране. Поскольку нужны не знания, а корочки, дипломы, аттестаты, свидетельства о сдаче ЕГЭ, то и коррупционный рынок растет. Знания купить нельзя, а аттестат или какой-то другой диплом можно купить. Карьера, уровень заработной платы, социальный статус слабо связаны с уровнем образования, но сильно завязаны на формальном предъявлении корочек.

    С одной стороны, проводится карательная политика по отношению к школам и детским садам, которая, мне кажется, уже достигла своего предела. Уже детьми некогда заниматься. Отчеты, проверки, надзор, контроль и т.д. А с другой стороны, говорят, что выросла коррупция. Одно из двух. Либо эти проверки неэффективны, либо «стреляют не там».


    Дальше...
    Написал Адамский Александр (Александр Адамский) 06.03.2015 13:18
  • Елена Грачева Елена Грачева

    первый проректор МГЮИ

    доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный работник науки и техники РФ, заслуженный юрист РФ

    Эксперт