Этапы формирования таможенного союза
21 ноября т.г. прошло очередное заседание Комиссии таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. На заседании рассмотрен и одобрен ряд документов, который будет вынесет для принятия и одобрения на высший совет таможенного союза на уровне глав государств (27 ноября т.г.) и глав правительств (11 декабря т.г.). О этапах формирования таможенного союза тройки редакция беседовала с Глазьевым С.Ю., Ответственным секретарем Комиссии таможенного союза, Доктором экономических наук, Профессором, Академиком РАН.
Вопрос: XX век ознаменовал появление новой формы межгосударственной экономической интеграции – таможенных союзов. Так, в 1961г. Гватемала, Гондурас, Никарагуа и Сальвадор стали участниками Центральноамериканского общего рынка. Два года спустя к нему присоединилась Коста-Рика. В 1963г. также был создан таможенный союз между Европейским союзом и Турцией (Ассоциация ЕС и Турции). А в 1964г. было подписано соглашение о создании таможенного союза между Египтом, Ираком, Иорданией, Йеменом, Ливией, Мавританией и Сирией, получивший название Арабский общий рынок. Организация восточно-карибских государств, членами которого являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, был создан в 1991г.
Что принесет создание таможенного союза Беларуси, Казахстана и России?
Формирование Таможенного союза как важнейшего элемента антикризисной стратегии
Кризис глобальной финансовой системы не мог не отразиться на состоянии экономик государств Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Симптомами кризисных явлений стали отток иностранных кредитов и спекулятивного капитала, падение экспорта и ухудшение торгового баланса, увеличение инфляции и угроза макроэкономической дестабилизации. Резко упали доходы многих экспортно-ориентированных предприятий, снизились объемы производства в промышленности, строительстве, сфере услуг. Причина уязвимости постсоветских экономик – их очевидная и чрезмерная сырьевая зависимость, ослабление и разрушение внутренних кооперационных связей, сжатие внутреннего рынка, разрыв технологических цепочек по производству высокотехнологичных видов продукции (в химической, атомной, авиационной отраслях, в области исследования космоса), из-за возникших таможенных границ.
Все эти факторы негативно повлияли на некогда единую научно-технологическую и производственную базу, а также на общие рынки сбыта. Во избежание дальнейшего скатывания стран-участниц ЕврАзЭС в яму сырьевой специализации и ориентации на импорт готовых изделий, необходимо восстановить емкий внутренний рынок, кардинально модернизировать сохранившие заделы производства, а также повысить конкурентоспособность экономики на новой технологической основе. Для достижения этих целей нужна стратегия опережающего развития Евразийского экономического сообщества, предусматривающая быстрое становление ключевых производств нового поколения. Реализация такой стратегии, концентрация на высокотехнологических отраслях, требует объединения конкурентных преимуществ и широкой интеграции стран Евразийского экономического сообщества. Фундаментом ее должен стать создаваемый в настоящее время таможенный союз. Принципиальное решение – организовать эту структуру – было принято политическим руководством стран Белоруссии, Казахстана и России. На пространстве бывшего Советского союза осознали первостепенную важность интеграционных процессов, способных в перспективе принести ощутимую и долгосрочную выгоду для их участников. Это очень актуально в условиях мирового финансового кризиса, когда государства ищут различные способы минимизации возможных потерь для национальных экономик и пути дальнейшего развития. Для Белоруссии, Казахстана России бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом явилось формирование полноценного таможенного союза, необходимость действовать сообща, в рамках региональных сообществ с единой системой идейных и экономических ценностей.
Таможенный союз формируется в рамках Евразийского экономического сообщества в соответствии с планом действий, утвержденным в октябре 2007 года решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств, а также этапами и сроками, определенными Межгоссоветом на уровне глав правительств 9 июня 2009 года.
С 1 января 2010 года начнет действовать единый таможенный тариф и другие институты функционирования единой таможенной территории трех государств.
Согласно решению Межгоссовета, таможенный союз формируется в три этапа: предварительный (до 1 января 2010 года), первый (до 1 июля 2010 года) и второй (до 1 июля 2011 года).
На предварительном этапе обеспечиваются условия для таможенно-тарифного регулирования, а также формируется единая система мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории в отношении третьих стран. В связи с этим, к 1 января 2010 года должно быть обеспечено свободное обращение продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия (ЧЕМУ?) и установления санитарного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного ( ЭТО РАЗНЫЕ КОНТРОЛИ?) контроля на внешней границе таможенного союза.
Белорусская, казахстанская и российская стороны также одобрили план по переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории. До 1 июля 2010 года этот план должен быть реализован в отношении белорусско-российской границы.
С июля будущего года планируется ввести в действие единый таможенный кодекс союза, обеспечивающий нормативно-правовую основу полноценного функционирования организации. Проект кодекса разрабатывается по самым современным международным стандартам, соответствующим Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, и представляет собой документ прямого действия.
Уже сегодня, согласно существующему календарному плану, готовятся международные договоры, составляющие правовую базу союза, идет унификация торговых режимов по отношению к третьим странам и организация единой таможенной территории.
Для того, чтобы поставленные задачи выполнялись своевременно и качественно, созданы постоянно действующие профильные группы экспертов (представителей трех стран-участниц), курирующих следующие направления: таможенно-тарифное регулирование, таможенное администрирование, нетарифное регулирование, косвенное налогообложение.
Сквозной проблемой, проходящей по всем направлениям работы, является согласование сторонами нормативных документов. Более чем за полтора десятилетия независимости законодательства государств - участников таможенного союза сильно разошлись. И экспертам приходится выполнять титаническую работу, чтобы найти взаимоприемлемые компромиссы при формулировании норм регулирования единой таможенной территории, которые будут действовать и в Беларуси, и в Казахстане, и в России. Нужно отметить успешность этой деятельности.
Уже в ноябре текущего года на заседании высшего органа Таможенного союза – Межгосударственного совета на уровне глав государств – намечено утверждение важнейших документов, являющихся основой договорно-правовой базы формируемой организации. Речь, прежде всего, идет о Едином таможенном тарифе, Таможенном кодексе и международных договорах – документах, которые участвуют в поэтапном формировании ТС.
Последние согласования по ряду этих вопросов пройдут на очередном – восьмом – заседании Комиссии таможенного союза 25 сентября в Алма-Ате.
Появление полноценного дееспособного таможенного союза - давно назревшая необходимость, которую можно вычислить математически.
Расчеты ученых Российской академии наук доказывают высокую экономическую эффективность реинтеграции постсоветского экономического пространства. Дополнительный прирост ВВП России за первые пять лет функционирования единой таможенной территории и реализации согласованной стратегии развития оценивается в 19%, за 10 лет – в 31%. Общий прирост экономической активности в результате создания таможенного союза оценивается, соответственно, в 480 и 770 млрд.долл., из которых более 70% приходится на Россию. Этот положительный эффект интеграции намного превосходит издержки, которые придется нести при объединении экономического пространства. В частности, ожидаемые потери российского бюджета вследствие отмены экспортных пошлин на товары, которые будут поставляться из России в пределах единой таможенной территории, уже на второй год функционирования Таможенного союза будут полностью компенсированы за счет налоговых поступлений с прироста экономической активности.
Достижение этих показателей станет возможным благодаря ликвидации таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории, стимулированию экономической активности и увеличению товарооборота.
23.10.2009
Позднее
-
комментировать
ЛДПР предлагает ввести уголовное наказание за жадность
Члены партии ЛДПР предложили свой метод борьбы с теми, кто пытается заработать на попавших в чрезвычайную ситуацию (ЧС) людях. По мнению депутатов, остановить жадин сможет угроза уголовной ответственности. Документ о пополнении УК РФ новой статьей уже внесен его авторами (Игорем Лебедевым, Андреем Луговым и Максимом Рохмистровым) в парламент.
02.02.2011 -
комментировать
Госдума определила порядок предоставления жилья «чернобыльцам»
Приняв в первом чтении соответствующий законопроект, Госдума уравняла в правах на получение жилья инвалидов и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Теперь улучшить жилищные условия «чернобыльцы» могут независимо от даты постановки в очередь.
13.01.2011 -
комментировать
Изменит ли МВД закон о полиции?
Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона "О полиции" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О полиции", сообщает пресс-служба Кремля.
28.10.2010 -
комментировать
Иерусалим может стать городом в законе
Комитет министров по законодательству Израиля поддержал законопроект о государственной поддержке Иерусалима, предоставив городу статус национального приоритета. Таким образом, в столице Израиля особое внимание будет уделяться строительству жилья, созданию рабочих мест и развитию системы образования. Законопроект, предложенный крайне правой партией Национальный союз, будет подан на первое чтение в Кнессет в ближайшее время.
26.10.2010 -
комментировать
Законопроект «О полиции» не прошел проверку на качество
Члены президентского совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека забраковали продвигаемый Медведевым законопроект «О полиции». Совет признал «некачественными» и сам документ, и голосование за него.
-
комментировать
Больше двух и без намордника – не собираться…по закону
Столичные власти подготовили новый законопроект, в котором даны четкие ответы на самые волнующие городских животноводов вопросы.
13.09.2010 -
комментировать
За нарушение прав граждан полицейских предложили наказывать "рублем"
Сенатор Александр Чекалин предложил внести в законопроект "О полиции" пункт о материальной ответственности сотрудников правоохранительных органов за нанесенный гражданам моральный и материальный ущерб.
26.08.2010 -
комментировать
Россияне отказываются обсуждать закон "О полиции"
Президент России Дмитрий Медведев лично выслушал информацию о внесенных гражданами предложениях на сайт zakonoproekt2010.ru, созданный специально для обсуждения закона о полиции.
23.08.2010
Ранее
-
комментировать
В России ужесточат контроль за личным оружием
В Государственную Думу РФ внесет законопроект, предлагающий усилить контроль над постановкой на учет оружия, находящегося в личном владении. Инициатором внесения законопроекта стала Тульская областная дума.
14.10.2009 -
комментировать
Госдума уточнила порядок рассмотрения своих постановлений
Согласно текста постановления «О внесении изменения в статью 94 Регламента Государственной Думы», предлагается дополнить Регламент новым пунктом, определяющим порядок рассмотрения проектов постановлений ГД, по которым основные концептуальные положения, по мнению профильного комитета, являются одинаковыми. Рассматривать их на одном заседании Палаты, в последовательности, определенной порядком работы пленарного заседания. Решение по таким проектам принимать по результатам рейтингового голосования.
15.04.2009
Комментарии на форуме