Истоки бюрократии или 300-летие российского чиновничества

Истоки бюрократии или 300-летие российского чиновничества

300 лет назад, 2 марта 1711г., при Петре I в России появились чиновники иного «формата», которые и стали прообразом современных госслужащих. Точкой отсчета в «чиновничьем летоисчислении» явилось создание нового органа власти - Сената.

«Предки» современных министерств - приказы – возникли еще при Иване Грозном. Они ведали отраслями государственного управления, а нередко и целыми регионами страны. В XVII веке, уже при династии Романовых, приказы не только сохранились, но и стали активно разрастаться. Функции одного регулярно пересекались с обязанностями других, что, естественно, не способствовало эффективной работе государственной системы и даже тормозило ее. Пришедший к власти Петр I с присущей ему горячностью решил разрубить этот гордиев узел.

Заседание особого присутствия Правительствующего
Сената

 
И, несмотря на то, что многие реформы Петра были довольно радикальными и спорными, не вызывает сомнений, что упорядоченность в чиновничью структуру Российской Империи внес именно этот царь. В результате преобразований Петра I, в нашей стране впервые была апробирована западная модель управления и детально описаны функции конкретных чиновников. Но, как это чаще всего происходит, реформа государственной структуры растянулась на многие годы. 
 
Знакомьтесь: заместитель царя, Сенат
 
Царь часто подолгу отсутствовал в столице и не мог на расстоянии заниматься государственными вопросами. Для управления страной на случай «отлучек наших» Петром и был  создан Сенат.
 
Портрет князя Ромодановского
Пожалуй, неслучайно время создания этого органа власти совпадает с подготовкой Петра к Прутскому походу на юг в ходе русско-турецкой войны. Видимо, в памяти царя еще свежи были воспоминания о восстании стрельцов в 1682г., которое разразилось в России, когда сам Петр находился с Великим посольством в Западной Европе. Тогда он был отделен от своей страны тысячами километров, и только меры, предпринятые князем Ромодановским, которого Петр оставил на время поездки вместо себя править страной, помогли власти усмирить бунтовщиков. Чтобы не повторять ошибок и не оставлять страну «без присмотра»,  царь назначил себе заместителя в виде Сената.
 
Новый орган состоял из нескольких ближайших сподвижников Петра, которые не только следили за работой коллегий, но и вершили суд, занимались законотворчеством. Долгое время в Сенате заседали сами президенты коллегий, чья работа натолкнула Петра на мысль о том, что, будучи одновременно сенаторами, министры не могут качественно контролировать работу коллегий. Указом от 27 апреля 1722г. государь повелел принимать участие в заседаниях Сената только высшим чиновникам. Но в скором времени это постановление привело к удивительному явлению: система стала испытывать недостаток в бюрократах. Чиновников высшего ранга в России тогда еще было весьма немного, и Сенат оказался полупустым. Потому, менее, чем через месяц, Петр позволил нескольким президентам коллегий присутствовать на заседаниях правящего органа страны. 
Здание Сената и Синода
 
Во главе Сената стоял генерал-прокурор (с этих пор, кстати, и ведет свое начала русская прокуратура), в подчинении у которого находились обер-фискал (отвечающий за сыск), генерал-рекетмейстер (занимающийся разбором жалоб на чиновников и злоупотребления) и другие. Поскольку в то время не существовало деления на ветви власти, то Сенат взял на себя сразу все полномочия: исполнительные, судебные и законотворческие.
 
Появление коллегий
 
Важнейшим этапом в реформировании системы управления стало создание коллегий. Как человек весьма эмоциональный и увлекающийся, Петр, берясь за какое-либо дело, быстро охладевал к нему. Так произошло и с идеей о коллегиях. Впервые он задумался о их создании в 1712г., потом на 3 года забыл о своей задумке и лишь в 1715г. вновь к ней вернулся, но ненадолго. Только в 1718-1720гг. реформа управления была стремительно проведена. 
 
В деле создания коллегий Петр интересовался опытом иностранных держав, прежде всего скандинавских — Дании и Швеции, — а также Австрии. Заметка царя с перечнем коллегий и его поручение изучить государственное устройство европейских стран и нанять соответствующих специалистов, «в правостях искусных людей», датирована еще 1715г.
 
В итоге он остановился на «уставах шведских». При этом царь предостерегал свое окружение от прямого копирования чужих законов и призывал сочетать новые европейские и старые российские порядки. Так, он говорил, что необходимо «шведский регламент во всех коллегиях с русским сводить», а «которые пункты в шведском регламенте неудобны или с ситуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему рассуждению».
 
Здание 12 коллегий. Ныне здание
Санкт-Петербургского университета
Всего при Петре I было создано 12 коллегий (в том числе Духовная коллегия — Священный Синод) и несколько структур, которые по своим функциям были им близки. Все они обладали четко определенными функциями, которые не пересекались и лишь дополняли друг друга. Одна новая коллегия могла выполнять обязанности сразу трех или четырех существовавших прежде приказов. 
 

Первый Регламент и Табель о рангах
 
Важнейшим документом, созданным в ходе реформы государственного управления в России, и главным нововведением Петра I стал Генеральный Регламент, изданный 28 февраля 1720г. В нем впервые в российской практике были описаны обязанности чиновников, порядок несения ими службы, введена так называемая «коллежская» система делопроизводства, а также определен порядок обсуждения дел в коллегиях и их взаимоотношения с Сенатом и местными органами власти. Отныне управление государством должно было превратиться из хаотичных потуг чиновников в отлаженную и хорошо работающую структуру.
 
Отдельно стоит упомянуть о знаменитой Табели о рангах, принятой в 1722г. В отличие от большинства своих сиятельных предшественников, Петр I ставил во главу угла не происхождение своего окружения, а их умения и исполнительность. Возможно, это было связано с привязанностью самого царя к не самым благородным занятиям для монаршей особы. 
Петр I Великий
 
В соответствии с Табелью о рангах, были введены 14 классов для трех типов служащих: военных, гражданских и придворных. Теперь родовитость отходила на второй план; более того успешный чиновник, достигший хотя бы 8 ранга для «гражданских» (коллежский асессор) или 14 ранга для военных (прапорщик), получал право на потомственное дворянство. Это открывало широчайшие двери для вхождения в высший свет способным простолюдинам. Табель о рангах, кстати, неоднократно упоминалась в произведениях русской литературы, например, у Гоголя или Чехова. 
 
 
Многочисленные петровские реформы привели к тому, что уже к концу жизни первого российского императора бюрократическая система в стране была отстроена. И, несмотря на все последующие изменения, фундамент ее, заложенный Петром, остается тем же и по сей день.

 

 

 

02.03.2011

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее

Ранее

ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА
    Что такое «реестровая ошибка» на себе испытали не только владельцы квартир и земельных участков, но и целые улицы, поселки и даже субъекты РФ.  Масштаб проблемы характеризуют цифры Росреестра: порядка...
  • Умереть в Верховном суде - это не сложно? Умереть в Верховном суде - это не сложно?
    На заседании суда кассационной инстанции по уголовному делу руководителей "Волжской ипотечной корпорации" произошел случай, который заставляет всерьез задуматься: кто же отвечает за оказание первой помощи...
  • CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ
    Разделение на «мое» и «наше» в супружеской жизни, как правило, особой роли не играет. Ровно до того момента, как дело доходит до развода или семья попадает в сложную финансовую ситуацию вплоть до банкротства...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...