России стоит присмотреться к мировым образцам гуманного отношения к убийцам

России стоит присмотреться к мировым образцам гуманного отношения к убийцам

На форуме портала идет обсуждение: в каких условиях - комфорта или некомфорта – должны содержаться в заключении террористы. Я думаю, сама по себе изоляция от общества, даже на 21 год, как, скорее всего, получит Брейвик, это очень серьезная мера наказания. И у человека есть возможность, как говорится, подумать обо всем за это время. Хотя неизвестно, каким он выйдет оттуда.

Последует ли ужесточение законодательства Норвегии после трагедии на острове Утойя? Вряд ли. Потому что там сложившаяся исторически демократия, они считают, что такие меры, введенные ими для террористов, достаточны и правильны. Поэтому нам со своим уставом в чужой монастырь совершенно нет смысла совершенно лезть. И та мера, которую применили норвежцы к этому убийце, я считаю, она совершенно адекватная, но именно с точки зрения норвежской демократии.
Сравнивать в этом смысле с Россией Норвегию никак нельзя.

Что касается России, то у нас совсем другие проблемы, другие вопросы, и отсюда они по-иному решаются в ряде случаев. Там, где не работает законодательство, все знают: там работают какие-то теневые структуры. Поэтому, даже если говорить о случае полковника Буданова, мы видим, что здесь закон не сработал, а «народные мстители» разобрались с Будановым по-своему, уже после того, как правосудие у нас вроде бы свершилось и суд сказал свое слово.

Вообще, знаете, если Брейвик окажется на свободе, я не думаю, что найдется кто-то мстительный из родственников тех погибших ребят, которые отправят его на тот свет. Потому как уровень именно законопослушности и уважения к закону в Норвегии несоизмеримо выше, чем в России. И говорить, что в Норвегии в отношении к преступникам есть какая-то доля правового нигилизма, мы не можем.

Надо ли нашей системе исполнения наказаний равняться на мировые образцы гуманного отношения к убийцам? Равняться в любом случае стоит, потому что всякий раз, когда мы пытаемся доказывать, что лучше «свой особый путь», мы по этому пути заходим не туда. Если мировое сообщество склоняется к тем или иным мерам и считает, что гуманизация – это норма, значит, наверное, все-таки нам надо задуматься. Не секрет, что у нас часты истории: люди, которые попадают в тюрьму буквально на год или два, выходят искалеченными уже на всю жизнь. То есть тюрьма делает из человека уголовника. Почему-то это реже происходит, когда меры достаточно гуманны, когда применяются альтернативные, условные наказания или еще что-то. Так что здесь иностранный опыт во многих случаях действительно полезен и интересен.

05.08.2011

Евгений Семеняко

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет