Затяжной прыжок товарищей собственников жилья

После того, как в начале 1990-х годов была разрешена приватизация жилья, многие россияне стали собственниками квартир, размещенных, как правило, в многоквартирных домах. Но кто должен обслуживать квартиры, содержать дома в надлежащем состоянии, проводить в жилищных комплексах капитальный ремонт? И каким образом, за счет каких ресурсов?

Эти и другие вопросы находились в центре внимания расширенного круглого стола "ТСЖ — новый формат управления объектами недвижимости и перспективы его развития в России". Гильдия управляющих и девелоперов России, один из организаторов встречи, занимается вопросами управления и эксплуатации как коммерческой недвижимости, так и жилого фонда. Сегодня в России зарегистрировано 3,3 миллиона жилых домов, в управлении которыми задействовано более миллиона человек. Реформа жилищно-коммунального хозяйства — одна из острейших проблем нынешней России, что выявил и обмен мнениями в ходе круглого стола.

Реформа ЖКХ в России продвигается весьма слабо, заметил в своем выступлении Олег Алексеев, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике, заместитель председателя Общественного совета МРР РФ, Председатель Общественного совета при Федеральной службе по тарифам РФ. И пока усилия, предпринимаемые в том числе и правительством РФ, не приводят к желаемым результатам. Вот почему полтора месяца назад министр регионального развития РФ Виктор Басаргин изложил Председателю правительства РФ Владимиру Путину новые предложения по жилищно-коммунальной реформе, после чего глава правительства дал указание департаменту промышленности правительства разработать новые меры, направленные на ускорение этой реформы. Такая работа с участием ряда федеральных министерств и ведомств ведется в настоящее время.

Предполагается, что в сфере жилищных отношений и коммунального хозяйства сформированы субъекты новых правовых и финансовых отношений. Таковыми должны быть различные формы организаций управления жилищным фондом и частные компании, преобразованные органами местного самоуправления из муниципальных предприятий в акционерные общества. А в сфере коммунального хозяйства должны (так планируется) появиться мощные игроки национального уровня, аккумулирующие в себе необходимые капиталы, которые могли бы принять от органов местного самоуправления функции поддержания и развития коммунальной инфраструктуры.

Сейчас в России существует несколько компаний, которые работают в данной сфере, однако ситуация в этом бизнесе, по словам О. Алексеева, "крайне плачевна в силу отсутствия необходимых конституциональных гарантий для возврата долгосрочных кредитов". А если компания не может гарантировать возврата своих инвестиций, то "для обеспечения своей прибыльности она подчас действует вопреки тем ожиданиям, которые связаны с ее деятельностью". И приток капиталов в эту сферу существенно замедляется. По-прежнему много проблем с инфраструктурой, муниципалитеты все еще рассчитывают, что коммунальное хозяйство является источником, в том числе, и "сокрытых доходов для значительной группы местных чиновников". Это неудовлетворительная ситуация, а поэтому "ключевой задачей для правительства является привлечение частного капитала в эту сферу".

За последние годы в жилищную сферу пытались внедриться несколько крупных финансовых игроков, в числе прочих и ряд сильных европейских операторов, но эти попытки были не очень успешными. В ближайшее время должно быть принято решение о переходе на долгосрочные тарифы и новую систему расчета инвестиций в коммунальной сфере. Серьезными игроками на жилищном рынке могут стать управляющие компании, которые могли бы действовать между двумя субъектами правоотношений: компаниями-содержателями инфраструктуры и выбранными жильцами формами управления, то есть товариществами собственников жилья (ТСЖ).

 

 

02.06.2009

ГУ-ВШЭ

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет