Однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаково.

Минюст России разработал законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Документ направлен на совершенствование порядка рассмотрения споров между гражданами и органами государственной власти и местного самоуправления. Законопроект также предусматривает унификацию соответствующих положений гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства. Как отмечается в пояснительной записке к документу, это соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 № 5-П, согласно которой однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаково.

Документом, в частности, предлагается внести ряд изменений в поздраздел III ГПК РФ, выделив при этом общие вопросы, связанные с рассмотрением дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Так, суду предоставляется право истребовать необходимые доказательства по своей инициативе или по ходатайству участников процесса у государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

В случае соединения в одном заявлении различных требований суд может, не возвращая исковое заявление подавшему его лицу, разделить указанные требования и рассмотреть их в разных судебных заседаниях по правилам искового и административного судопроизводства.

По аналогии с арбитражным процессуальным законодательством участникам разбирательства предоставляется возможность урегулировать спор, возникший из административных и иных публичных правоотношений, с использованием примирительных процедур. Кроме того, законопроект предлагает установить, что основным условием возможности оспаривания нормативного правового акта (НПА) в суде является его применение или возможность применения в отношении конкретного гражданина, организации.

Также предусматриваются изменения в порядке опубликования решения суда по делу об оспаривании НПА, и выделяется самостоятельная норма об опубликовании указанных судебных решений. Вводится обязанность незамедлительного опубликования решения суда официальными изданиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В Минюсте отмечают, что необходимо решить проблему защиты прав и законных интересов граждан и организаций при рассмотрении дел об административных правонарушениях. В настоящее время порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, подведомственных арбитражным судам, регулируется нормами арбитражного процессуального законодательства (глава 25 АПК РФ). В то же время при рассмотрении дел об административных правонарушениях суды общей юрисдикции руководствуются нормами КоАП РФ. При этом § 2 главы 25 АПК РФ предусматривает порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Поскольку в настоящее время решается вопрос о современной концепции развития административного законодательства, составной частью которой должна также стать разработка новой редакции КоАП, Минюст России предлагает создать Совет при Президенте РФ по развитию и кодификации административного законодательства. Раздел ГПК РФ об исковом производстве предлагается дополнить главой 22.2, регулирующей порядок рассмотрения судами дел о защите прав и законных интересов группы лиц. При этом к ведению судов общей юрисдикции, рассматриваемым в указанном порядке, предлагается отнести дела по спорам о защите прав потребителей, членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, членов профессиональных союзов; по спорам, возникающим в сфере жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в сфере здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, социального обеспечения, пенсионного обеспечения, рекламы. Аналогичный правовой институт в настоящее время предусмотрен главой 28.2 АПК РФ.

 

"эж-ЮРИСТ"

31.07.2012

31.07.2012

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет