Слюсарь Наталья Борисовна

Директор Департамента конкурентной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Н.Б. СЛЮСАРЬ

 

Слюсарь Н.Б., кандидат юридических наук.

 

Реальное претворение уголовной политики государства зависит от целенаправленной совместной деятельности государственных и общественных институтов. В этой связи крайне важно пробудить интерес, осознанную необходимость среди населения к применению предлагаемых государством правовых устоев, с одной стороны, а с другой - государство должно обеспечить получение населением таких социально-правовых основ, которые гарантировали бы достаточный уровень жизни (включая возможность осуществления и общественно полезной деятельности) гражданина и человека, а также меры защиты этих социальных ценностей общества.

В этом смысле уголовная политика государства не может состоять из мер только уголовно-правового характера, поскольку развитие общества и государства предполагает эволюцию во взглядах на государство, роли общественности и права.

Принимая во внимание отсутствие какого-либо единого официального документа государства, определяющего как сам термин, так и направления "уголовной политики" России, тенденции изменений уголовной политики как части внутренней политики подлежат осуществлению на основе политических директив (концепций), аналитических и сравнительно-правовых исследований, устоявшихся общественных морально-нравственных предписаний и обычаев, религиозных норм и иных корпоративных норм. Кроме того, при выработке уголовной политики необходимо учитывать принципы и нормы международного права.

Так, одним из таких документов, содержащих предписания, определяющие состояние и направления влияния уголовной политики, является Концепция национальной безопасности Российской Федерации, в которой определены угрозы национальной безопасности и предлагается комплекс мер не только уголовно-правового характера, но и политические, экономические, а также меры социальной сферы, необходимые для эффективной борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Указанная Концепция на современном этапе общую обстановку в государстве, т.е. "состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений", в целом характеризует как достаточно сложную. Кроме этого, в Концепции отмечается "отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров". В социальной сфере данные экономические и политические условия способствуют расслоению общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличению удельного веса населения, живущего за чертой бедности, росту безработицы, снижению духовного, нравственного и творческого потенциала.

В этой связи особое значение приобретают так называемые приоритетные национальные проекты в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального строительства и сельского хозяйства, а также пенсионная и административная реформы. Однако указанные реформы будут более эффективны при наличии стабилизирующейся и развивающейся экономики.

Подтверждением жизненности идей государства служит общественное мнение, и в связи с этим, к сожалению, следует отметить, что сегодня большинство предложенных государственных новелл не находят поддержки и одобрения у общественности, что и без того накаляет сложную обстановку среди населения.

В результате высвободившийся (незадействованный) интеллектуальный потенциал России находит свое применение в криминальной деятельности. Так, по данным МВД России, в 2006 г. пресечена деятельность более 140 объектов по производству контрафактной и фальсифицированной продукции, число выявленных преступлений в сфере авторских и смежных прав увеличилось почти в 3 раза. Принимались меры по активизации борьбы с незаконным оборотом спиртосодержащей продукции. Изъято более 8 миллионов литров спиртосодержащего и алкогольного фальсификата. Пресечена деятельность 68 организованных групп и более 700 подпольных цехов. Кроме этого, на 16% увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Все чаще в последнее время говорится о появлении нового мошеннического захвата предприятий, который представляет собой наиболее криминально эффективную форму организованной преступности, требующего законодательного решения по его криминализации, - рейдерства.

По данным российских криминологов, происходит в целом постоянный рост преступности. Так, впервые рубеж в 1 млн. количество преступлений в России превысило в 1980 г. Рубеж в 2 млн. преступлений был превышен в 1991 г., а в 3 млн. - в 1999 г. А после 2002 г. происходят какие-то "невероятные" события, в результате которых число преступлений к концу 2005 г. вновь возрастает, но уже на 1 млн. Получается, что рост преступности превысил 10-летний рубеж такого увеличения <1>.

--------------------------------

<1> Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2006. С. 9.

 

Наличие указанных угроз фактически вынуждает граждан участвовать в охране общественного порядка. Так, в ряде регионов возродились добровольные народные дружины (далее - ДНД) и казачьи формирования. Для защиты собственной жизни и здоровья возрос спрос среди населения на охотничье, пневматическое и химическое оружие, а также деятельность многочисленных ЧОПов. Кроме этого, спад производства, рост безработицы среди коренного населения при наличии увеличивающегося потока мигрантов приводят к деформации демографического и социального состава общества и как следствие - ведут к созданию экстремистских объединений религиозного и националистического толка для устранения возникших препятствий для трудовой деятельности и свойственному для России национальному и религиозному укладу жизни.

Представляется, что участие граждан, например, в ДНД из-за правовой неурегулированности такой деятельности может привести к ряду негативных последствий.

Во-первых, привлекаются лица к охране общественного порядка без соответствующего медицинского осмотра, физической, психологической и правовой подготовки, что, по сути, допускает к осуществлению делегированных властных полномочий нездоровых (в том числе психически) граждан либо граждан, которые в силу своих моральных качеств или вследствие правовой неграмотности могут допустить злоупотребления в своей деятельности дружинника. Например, известный случай участия в ДНД маньяка Чикатило.

Во-вторых, к охране общественного порядка привлекаются граждане без специальной подготовки и навыков. Следует учитывать, что сотрудники правоохранительных органов обучаются в специальных заведениях и совершенствуют свои профессиональные навыки в течение всей службы на протяжении нескольких десятков лет. Кроме этого, участие граждан в ДНД социально не обеспечено. Таким образом, в случае причинения вреда здоровью или смерти дружинника, наступивших в результате действий, связанных с охраной общественного порядка, он и его близкие родственники не получат соответствующей компенсации.

В-третьих, граждане сталкиваются с необоснованной затратой личного времени, необходимого для восстановления физических и психологических сил для своей основной профессиональной деятельности, а также семьи и воспитания детей.

С аналогичными трудностями мы можем столкнуться и в результате деятельности казачьих формирований.

По всей видимости, не лишены здравого смысла предупреждения МВД России о необходимости принятия мер по ужесточению правил оборота оружия. Поскольку наряду с добропорядочными гражданами, доступ к приобретению оружия остается и у преступников. Кроме того, участились случаи разрешения бытовых (семейных) споров с применением оружия.

Созданные демократические институты в настоящее время также имеют ряд своих недостатков. По моему мнению, это связано с отсутствием более четкого правового регулирования участия общественных институтов в государственном регулировании рассматриваемой сферы.

Так, Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" не содержит правовых форм осуществления общественного контроля, что может привести как к злоупотреблениям со стороны общественников, так и к необоснованным отказам в проведении мероприятий общественного контроля со стороны правоохранительных и иных органов государственной власти.

К сожалению, не проводятся социологические исследования, которые позволили бы вести деятельность общественных палат на более высоком научно обоснованном уровне, ликвидируя поэтапно и планово наиболее острые проблемы как в Российской Федерации, так и в субъектах РФ. В настоящем можно констатировать, что деятельность общественных палат напоминает работу подразделений МЧС - экстренные выезды на обнаруженные очаги народного гнева.

В связи с этим представляется справедливым высказывание А.А. Тер-Акопова об ответственности государства за соблюдение социальных гарантий безопасности гражданина и человека <2>. Социально обязательный характер обеспечения безопасности человека обусловлен тем, что человек живет в обществе, и общество определенным образом "производит" его (репродуктивность человека определяется не только физиологическими, но и социальными возможностями), поддерживает жизнь. Поэтому оно несет ответственность за его существование.

--------------------------------

<2> Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Социально-правовые основы. М.: Норма, 2005. С. 30.

 

Распределение социальных обязанностей по обеспечению безопасности человека между физическими лицами, общественными и государственными организациями должно учитывать возможности каждого субъекта, на которого такие обязанности возлагаются. Должны быть определены действия отдельных лиц, всех граждан, отдельных организаций по устранению всех видов угроз. Эти предложения безусловно должны быть комплексными, научно обоснованными и регулярными. В качестве некоторых мероприятий, которые могли бы войти в комплекс социальных мер безопасности государства, предлагается предусмотреть следующие.

1. Форму взаимодействия общественности с правоохранительными органами как участие граждан в ДНД или воинских казачьих формированиях считать мерой временной и вынужденной.

Вместе с тем правоохранительным и иным органам государственной власти, а также общественным объединениям во взаимодействии с населением уделять внимание мерам профилактики и предупреждения новых преступлений, воспитанию гражданского правосознания в духе уважения к закону, к правоохранительной системе и установленному правопорядку.

В связи с этим Аппарату Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации рекомендуется исследовать случаи получения гражданами во время несения дежурств в ДНД телесных повреждений или смерти, порядок принятия мер местными органами власти по компенсации причиненного им физического и морального ущерба, оказания содействия в восстановлении здоровья, а также поддержки семей погибших.

Правовым службам правоохранительных органов, Общественной палате Российской Федерации разработать примерное соглашение дружинника с органами местного самоуправления, предусматривающее обязанности дружинника по добросовестному выполнению возлагаемых на него функций, связанных с охраной общественного порядка и прохождением специализированного медицинского осмотра, а со стороны указанных органов - обязанность социального страхования деятельности дружинника, а также его жизни и здоровья.

2. Необходимо привлекать сотрудников правоохранительных органов и юридических подразделений и других органов государственной власти к правовому просвещению населения. Например, в США половину своего рабочего времени полицейские и адвокаты уделяют общению по вопросам права и правопорядка с населением посредством проведения лекций и бесед с трудовыми коллективами, общественными объединениями и непосредственно с гражданами по месту их жительства, что способствует реализации правовых идей правовой политики государства среди населения, профилактике преступности и иных менее тяжких правонарушений.

3. Целесообразно обеспечить правовое регулирование такого направления деятельности общественных палат, как общественный контроль, в положениях соответствующих соглашений между общественными палатами и правоохранительными органами о взаимодействии. В частности, определения результатов деятельности правоохранительных органов по средствам проведения социальных опросов. Социальные опросы населения следует считать как основной критерий оценки деятельности правоохранительных органов.

В качестве положительного опыта следует отметить положения уже подписанного Соглашения о сотрудничестве между МВД Татарстана и Общественной палатой Республики Татарстан, которыми закреплены:

- создание совместных комиссий, рабочих групп Общественной палаты и МВД Татарстана для совершенствования деятельности в правоохранительной сфере;

- проведение совместных социологических исследований общественной безопасности и оценка деятельности органов внутренних дел Татарстана;

- совместная экспертиза ведомственных нормативных правовых актов МВД Татарстана, а также проведение иных совместных встреч членов Общественной палаты и сотрудников органов внутренних дел Татарстана.

В связи с этим хотелось бы поддержать предложение МВД России о проведении с участием представителей общественности мер противодействия молодежному и религиозному экстремизму, в частности, создать специальные лингвистические центры, в которых проводился бы анализ ввозимой и распространяемой литературы религиозного толкования и создание крупного исламского учебного заведения, что предотвратит отъезд молодых людей (мусульман) в другие страны обучения.

4. Правоохранительным органам рекомендуется издать серию брошюр для населения, разъясняющих их права и обязанности, способствующих повышению правовой грамотности и культуры населения при содействии высококвалифицированного потенциала Ассоциации юристов России.

5. В программах взаимодействия правоохранительных органов с общественными институтами (общественными палатами, партиями, общественными организациями) включать мероприятия, направленные на адаптацию сотрудников правоохранительных органов, дружинников, прекративших свою деятельность по тем или иным основаниям.

6. Представляется целесообразным разработать правовой механизм страхования профессиональной ответственности сотрудников органов внутренних дел и компенсации морального вреда.

Сегодня объектом страхования профессиональной ответственности является деятельность медицинских работников, нотариусов, арбитражных управляющих, а с 2007 г. и адвокатов.

В пользу разработки и введения данного института применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел говорит и анализ судебной практики в России. Так, только в 2005 г. общее число лиц, оправданных судами первой инстанции, увеличилось на 8,5% и составило 10,2 тыс. Из них 53% оправданы по делам частного обвинения. Доля лиц, в отношении которых уголовные дела были прекращены, составила 26,8% в общей структуре лиц, по которым вынесены судебные постановления по существу дела.

Значительные нарушения в деятельности сотрудников правоохранительных органов, и в том числе органов внутренних дел, выявлены и в ходе рассмотрения жалоб и обращений граждан Российской Федерации в Европейском суде по правам человека.

Таким образом, внедрение в практику органов внутренних дел системы страхования профессиональной ответственности будет способствовать формированию административно независимого критерия оценки деятельности сотрудников, а также более успешной реализации положений института реабилитации.

7. Необходимо активизировать проведение совместных мероприятий общественности и правоохранительных органов, направленных на социальную адаптацию осужденных и отбывших наказание.

Вот ряд предложений социально-правового характера, которые могли бы способствовать повышению авторитета уголовной политики России среди населения.