Федеральная палата адвокатов

Президент Федеральной палаты адвокатов РФ

Адвокат не уведомил суд о расторжении договора с доверителем

Поводом для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката Газарова А.А. явились обращения федерального судьи Калининского федерального районного суда Санкт-Петербурга.

Из обращения судьи следует, что адвокат Газаров А.А. представляет в суде интересы ответчика К. Гражданское дело назначалось к слушанию 16 января 2006 года, 20 февраля 2006 года, 27 марта 2006 года.

6 января 2006 года адвокат Газаров А.А. явился в судебное заседание, но заявил ходатайство об отложении слушания дела в связи с тем, что соглашение им было заключено только 14 января 2006 года и он не успел ознакомиться с материалами дела. В последующие заседания он без объяснения причин не явился.

Адвокат Газаров А.А. пояснил, что 12 января 2006 года заключил соглашение с К. лишь на ознакомление с делом, но в связи с занятостью 13 января в другом деле посетить канцелярию суда не успел. Поэтому 16 января он явился в судебное заседание и заявил ходатайство об отложении дела для ознакомления с его материалами. 20 февраля 2006 года перед началом судебного заседания Костенко А.В. расторг с ним договор. Адвокат указывает, что о последующих рассмотрениях извещен не был, так как договор расторгнут, и он не являлся представителем по делу.

Изучив материалы дисциплинарного производства, Квалификационная комиссия отмечает, что многолетние сложившиеся традиции взаимоотношений между адвокатами и судьями Санкт-Петербурга, в том числе проявление взаимоуважения, требуют от адвоката при расторжении соглашения с клиентом поставить об этом в известность суд с тем, чтобы суд имел возможность принять меры к своевременному рассмотрению дела и планировать свою дальнейшую работу. Это тем более необходимо было сделать, поскольку соглашение с К. адвокат расторг в день рассмотрения дела в суде.

Кодекс профессиональной этики адвоката (ст. 1) устанавливает обязательные для адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры. Не предупредив суд о расторжении доверителем соглашения на оказание юридической помощи, адвокат Газаров А.А. проявил неуважение к суду, то есть нарушил требования ст. 12 Кодекса.

Кроме того, при заключении соглашения 12 января 2006 года на ведение дела К. адвокат Газаров, по мнению Комиссии, был обязан руководствоваться в числе прочих обстоятельств, своей занятостью по другим делам, возможностью выполнить принятое поручение без помех для выполнения ранее принятых поручений. В данном случае, зная в момент заключения договора на оказание юридической помощи К. о своей занятости в ближайшие дни по другим ранее принятым поручениям, адвокат Газаров был обязан выяснить у доверителя или в суде дату слушания дела в отношении К. и при невозможности выполнить в срок принятые обязательства отказаться от заключения соглашения. Игнорирование адвокатом этой обязанности привело к неоправданному отложению судебного заседания в связи с отсутствием у него достаточного времени для ознакомления с материалами дела.

Таким образом, Квалификационная комиссия пришла к заключению о нарушении адвокатом Газаровым А.А. требования подп. 5 п. 1 ст. 9 Кодекса профессиональной этики, в соответствии с которым адвокат не вправе принимать поручения на оказание юридической помощи в количестве, заведомо большем, чем он в состоянии выполнить. Совет АП СПб объявил адвокату Газарову предупреждение.