ЗАКОНИЯ

«Право.RU» /8 декабря 2010г./

Кому служат судьи? - дискуссия в Минюсте

«Право.RU»
4 декабря 2010 12:36

При этом он поделился и своими наблюдениями о том, как суды по аналогичным делам выносят абсолютно разные решения в зависимости от того, кем являются участники процесса.
"Если подсудимый обыватель, то вердикт суда окажется пожестче, чем вердикт по аналогичному делу для госчиновника. Если на скамье подсудимых коммерсант, то вердикты порой выносятся даже с какой-то агрессией", — отметил Вайц.
Кроме того, Вайц отметил и существующую тенденцию в российском правосудии.
"Есть некая самоидентификация судей с государством. То есть они не представляют общество, они отождествляют себя с определенной кастой и защищают ее интересы", — отметил Вайц.
В заключение он сказал, что все это провоцирует уродливые формы в обществе, нормой которого стала коррупция.
"Коррупция эффективна — деньгами можно быстро решить вопрос. Если бы закон позволял быстро решать вопрос, все было бы по-другому", — подвел итог президент Культурно-просветительского русского фонда.

Почему люди не хотят и не будут верить правоохранителям
Лидер правозащитного движения "Сопротивление" Ольга Костина назвала два источника правового нигилизма в стране: "отсутствие внятной правовой государственно политики и тотальная коррупция в системе правосудия".
"Наблюдая и то, и другое, у граждан нет никакого желания подчиняться законам, читать, изучать их. Зачем? Они и так прекрасно знают, что реально все работает совершенно по -другому. На мой взгляд, мы нуждаемся в системных решениях", — отметила Костина.
Однако вовсе не борьбу с правовой безграмотностью населения России, а результаты гуманизации наказаний за уголовные преступления просила Ольга Костина рассмотреть на Общественном совете при Минюсте в следующем году.
"Ранее президент России Дмитрий Медведев говорил о том, что защита прав потерпевших граждан не должна приводить к увеличению тюремного населения. Предлагаю проанализировать итоги объявленной гуманизации. Мы тоже за альтернативные наказания, более того, борьба за права жертв преступлений предполагает их реабилитацию, а на это нужны деньги", — отметила Костина.
При этом она напомнила, что в прошлом году Медведев провел Совет Безопасности, посвященный этой тематике.
"Поручения были даны всем силовым структурам. Год прошел — гробовая тишина. А по ситуации с Кущевской мы видим, что граждане не хотят сотрудничать ни со следственными органами, ни с органами правосудия. И не будут хотеть — у них нет к этому никакого стимула. Ситуация с гуманизацией скатилась к дискуссии об освобождении тюрем, потому что их очень много. Но ею пользуются уголовники. Они все приходят со справками, они все инвалиды. А предпринимателей как сажали, так и сажают", — отметила Костина.
В заключение она заявила, что "в следующем году в Москве пройдет Европейский форум по правам жертв преступлений, в котором примут участие 26 стран Европы.
"Неужели мы не можем обсудить послание Совбеза? Очень надеюсь, что Минюст в следующем году с помощью Общественного совета над этой темой задумается", — подвела итог Костина.
Коновалов: "С частью критики согласен"
Министр юстиции РФ Александр Коновалов, отвечая на выступление Ольги Костиной заявил, что ее слова компетентны, совестливы, но с некоторыми позициями не может согласиться категорически.
"Я принимаю критику в свой адрес в той части, что в порученном нам аспекте обсуждения вопроса о защите жертв преступлений, может, стоило быть более активными", — отметил глава Минюста.
При этом Александр Коновалов отметил, что не согласен со словами о гуманизации законодательства.
"Гуманизацию надо воспринимать как прагматизацию уголовного законодательства. Главное, что в судебной практике мы недооцениваем роль факта всеобщей криминализации страны, тотального использования наказания в виде лишения свободы. Потому что люди, которые проводят более года в тюрьме, на мой взгляд, становятся безвозвратно потерянными для общества. После освобождения они встают в наши с вами ряды, но при этом сохраняют навсегда верность криминальной идеологии", — заявил Коновалов.
При этом он подчеркнул, что, по его мнении, разгул самоуправства, преступности коренится в том, что ежегодно 300 тысяч человек, верные криминальной идеологии, выходят из тюрьмы. Настроения о том, что за преступления надо жестче наказывать — нуждаются в осмыслении.

Источник

<<НАЗАД