Ралько Василий Васильевич

Василий Ралько в программе "От первого лица" на Радио России

Василий Ралько в программе "От первого лица" на Радио России


Радио России, 04.03.2008 14:53 МСК
 
Поводом для встречи с Василием Васильевичем Ралько, вице-президентом Московской городской нотариальной палаты, послужила дата - пятнадцать лет со дня создания свободного российского нотариата. В 93-ем году была принята основа законодательства о нотариате, где предусматривается, что параллельно с государственным нотариатом может существовать и небюджетный, то есть частный, или свободный нотариат.
- По поводу свободы разговоров много, особенно сейчас, хотя выражение "Свобода всегда лучше несвободы" вполне справедливо. И наверное, для каждой профессии, особенно связанной со знанием законов, юридических тонкостей, важно, что человек может выбрать, к кому ему обратиться, - к государственному нотариусу или к нотариусу свободному. А в чем, собственно, разница? Мы, воспитанные советской зарегулированной жизнью, особенно в первые годы с осторожностью относились к негосударственным структурам. Государственное казалось надежнее...
РАЛЬКО: К сожалению, особенно в первые годы было такое мнение, но с годами оно постепенно ушло. Свободный нотариат не означает свободу делать что хочешь. Свобода заключается в том, что ты можешь нанимать работников, квалифицированных специалистов. Работая в государственном нотариате, человек получал зарплату и мог работать только сам, без права нанять помощников. Сейчас нотариус может пригласить и пять, и десять очень грамотных специалистов, которые будут обслуживать население. Но контролирует, отвечает за работу только нотариус, он имеет государственную печать, и вообще свободный частнопрактикующий нотариус работает только от имени государства. В любом случае это отличает его от других юристов, адвокатов; мы работатем от имени государства, имеем гербовую печать, и контроль над нашей деятельностью возложен на органы юстиции.
- Французы называют своих адвокатов мэтрами, тем самым оказывая определенное уважение к этой профессии, роду деятельности. Возвращаясь к советским временам, думаю, что тогда этот род деятельности вообще был меньше востребован, пусть даже существовал только государственный нотариат. Возможно, это объясняется тем, что частной собственности как таковой не было, не было необходимости каким-то образом защищать свои права. Теперь ситуация изменилась. В этом смысле много ли у вас, нотариусов, работы?
РАЛЬКО: Работы у нас действительно прибавилось. По сравнению с тем нотариатом, который существовал при советской власти, работы очень много. Много граждан, юридических лиц, обращающихся для оказания именно нотариальных услуг. Это всевозможные сделки, залог имущества, это и брачные контракты, и с каждым годом количество нотариальных действий возрастает. У людей появляется собственность, и вместо того чтобы идти судиться при расторжении брака, например, можно мирно договориться, передать какое-то количество имущества супругу согласно брачному контракту, потому что брачный контракт заключается до вступления в брак, но вступает в силу после заключения брака. Брачный контракт можно заключить и во время заключения брака, но после расторжения уже нельзя.
- Вообще-то это не в нашей российской традиции - брачный контракт. Считается, что человек, заключивший такой контракт, излишне расчетлив; любовь у таких - на десятом месте, а самое главное - чтобы потом поделить имущество. Или же это все же элемент цивилизованной жизни? А вы как относитесь к этому новшеству?
РАЛЬКО: Это элемент цивилизованной жизни. началось это с 95-го года, с момента вступления в законную силу нового Гражданского кодекса. Поначалу приходили в основном мамы - папы будущих молодоженов и наводили справки, что будет, если они пропишут зятя, и можно ли заключить такой контракт, чтобы в случае расторжения брака его оттуда выписать.
- А вообще можно такое оговорить в брачном контракте?
 
РАЛЬКО: Это не имеет юридической силы, поскольку брачный контракт регулирует только имущественные отношения, а здесь речь об отношениях личных. Но на сегодняшний день эта проблема существует, и мы разъясняем: в соответствии с Семейным кодексом, если брак расторгается, а супруга или супругу зарегистрировали на площадь, находящуюся в частной собственности, то в случае расторжения брака он (или она) теряет право как бывший член семьи. Но если он или она зарегистрированы на государственную площадь, то это право сохраняется...