Нецензурная брань в кино: резать или терпеть? - 29.01.2015

Нецензурная брань в кино: резать или терпеть? - 29.01.2015

Никита Михалков, Федор Бондарчук, Карен Шахназаров и их коллеги по режиссерскому цеху обратились к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой внести поправки в закон о запрете мата в кино, вступивший в силу с 1 июля 2014 г. и разрешить в России выход в прокат фильмов с нецензурной лексикой с пометкой «18+». По мнению Федора Бондарчука, в кинематографе допустимы лишь возрастные ограничения, остальное – ханженство.

В письме отмечено, что «нецензурная брань сама по себе является частью нематериального культурного наследия и традиционно использовалась и используется в художественных произведениях в различных целях, к которым относятся правдивость изображения образов героев, усиление эмоциональной окраски происходящих на экране событий и так далее».

В министерстве культуры в ответ пообещали рассмотреть предложение режиссеров о внесении поправок в действующий закон.

Глава комитета Госдумы по культуре кинорежиссер Станислав Говорухин заявил, что пока официального документа с проектом поправок по изменению закона об употреблении непечатный выражений в произведениях культуры в Госдуму не поступало. Он также отметил, что ни в одном из фильмов Михалкова и Шахназарова, подписавших письмо, запрещенной лексики нет. А если художникам и до этого удавалось обходиться без «крепкого словца», то они абсолютно спокойно смогут без него обходиться и в будущем, заключает режиссер.

Парламентарий Владимир Жириновский поддерживает это точку зрения, предлагая исключить из отечественного кино не только мат, но также и сцены с распитием алкоголя и курением.

По данным глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, в министерстве культуры зреет законопроект, который разрешает использование нецензурной лексики в фильмах с пометкой «18+». Это абсурдно, возмутительно и подвергает закон «совершенно необоснованной дискредитации».

Должно ли искусство быть свободным от цензуры?

Мнения экспертов

Никишин Вадим Александрович,
председатель Комитета по киноиндустрии, входит в Совет МГО ОПОРЫ РОССИИ:

Автор имеет право на мат, но по закону его запикают или смягчат при дубляже


Закон о запрете нецензурной брани, в том числе, в кинофильмах, демонстрируемых в кинотеатрах, вступил в силу с 1 июля 2014 г.  Также существует возрастная маркировка продуктов массовой культуры. Для того, чтобы кинофильм мог демонстрироваться в кинотеатре, дистрибутор выдает ему прокатное удостоверение. Это прокатное удостоверение говорит о том, что данный фильм под таким-то названием имеет определенный хронометраж, имеет определенные возрастные ограничения и будет демонстрироваться в данных кинотеатрах. В каждом кинотеатре есть человек, который занимается репертуаром, и он уже формирует так называемую репертуарную сетку. Существуют сеансы вечерние, дневные, утренние. Соответственно,  если у фильма ограничения «12+», «18+», то его ставят на вечер.

Естественно, дистрибуторы, которые заказывают дубляж зарубежных картин, придерживаются закона. Мы все соблюдаем законодательство, и если в картине присутствует ненормативная лексика, то она либо запикивается, либо смягчается при  дубляже, либо фильм выходит в нескольких версиях, более мягкая прокатная версия для кинотеатров и авторская версия на дисках, для личного пользования. Так сейчас выходят из положения, не нарушая законодательство. Ответственность за  недопущение детей для просмотра данного контента лежит на самом кинотеатре. Билетер в кассе должен запросить удостоверение личности у потенциального зрителя для того, чтобы продать ему билет с ограничением «12+», «18+» и т.д. Это прекрасно работает. Вы, например, приходите и просите билеты на всю семью на фильм «50 оттенков серого», ничего о нем не зная. Билетер обязан вам сказать, что данный фильм имеет ограничение «18+».

А если режиссер задумал сюжетную линию с использованием ненормативной лексики, если это фестивальное кино, артхаус, или какое-то спецпроизведение, может быть, даже некоммерческое, то, я считаю, автор имеет право на это. 

Даниил Борисович Дондурей,
российский культуролог, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, главный редактор журнала «Искусство кино», социолог СМИ:

Человек, не желающий слышать мат, никогда с ним не встретится в искусстве


Нельзя думать, что у нас один и тот же кинематограф. Кинематограф ранних лет, кинематограф вечерних сериалов, кинематограф авторского кино, которое в России никто никогда не показывает на телевидении, кинематограф документального кино, которое вообще никогда никто не показывает в кинотеатрах. У нас же много типов фильмов. Почему мы через запятую сравниваем фильмы Гайдая с документальными фильмами, которые показывают на Артдокфесте? Это все разный кинематограф.

Конечно, есть ограничения. Но как-то вообще вся эта история выдумана. Я никогда не слышал мата на российском телевидении, кроме,  может, в каких-то идущих глубоко ночью закрытых показах. Все взрослые люди все понимают. Нет этой проблемы.

Первое. Тема мата в первую очередь связана с авторским документальным кино, когда люди хотят достоверности. Второе. Это ни на что не посягает, ни на что и нигде. Третье. Действительно ограничение «18+». Четвертое. Всюду есть нормы. Вчера я присутствовал при ситуации, когда Президент нашей страны сказал на открытии года литературы во МХАТе о том, что если уж вы так хотите, законодательно преследовать не будем и т.д. Это выдуманная драма, ее нет. Этого нет в фильмах для молодежи, нет в фильмах при дубляже.

Меня не перестает удивлять то, что ни одна чудесная актриса, молодая женщина, мать, правоохранительная организация,  не подавали ни на один телеканал в суд за (кажется посчитала «Комсоммольская правда») 1, 5 тыс. убийств в праймтайме. Никаких проблем, никого это не волнует. У меня от этого ощущение, что кто-то надругался над российской культурой, над детьми.

Мой опыт подсказывает, что режиссеру мат может быть необходим для художественного видения проблем веры, жизни, драм, но он не ставит мат для продажи. Никогда не видел, чтобы для того, чтобы заработать 3 рубля, шли по этому пути. Кроме того, это не связано с тем, что они хотят поиграть с чем-то запретным, как с эротическими сценами, например. Они, видимо, касаются этого, потому что им кажется, что это великий второй язык. Какой-то безмерный внутренний трагизм жизни, как им кажется, они не передадут без него. Они хотят передать своим зрителям, именно своим зрителям, собственное видение происходящего. Что-то есть в их побудительном мотиве, он всегда связан с искусством. А те, кто продвигает картину в кинотеатры, на диски, в интернете, это люди, которые понимают «кто почем» и «что почем», кто будет смотреть, кто не будет смотреть. Любой человек, который не хочет слышать мат, никогда с ним не встретится.

Юлия Анатольевна Куварзина,
российская актриса театра и кино:

Если мат не самоцель, а художественный прием, – запрещать его не надо


Если бы мне предложили роль, где я должна была бы ругаться матом, спокойно я бы вряд ли к этому отнеслась. В общем контексте мат на телевидении для меня категорически неприемлем, потому что телевизор смотрят дети. Тут должны быть жесткие критерии. Что касается театра, это вещь менее массовая, тут все регламентировано, на взрослый спектакль вряд ли пойдут дети.

Сам вопрос мата в искусстве сложный и неоднозначный. Конечно, я бы хотела обойтись без мата, но как зритель, я могу понять, что есть фильмы, в которых мат напрашивается, без него не обойтись. Меня это не отвращает от фильма, если фильм действительно хороший. К сожалению, бывают фильмы, в которых мат используется как единственное средство для привлечения внимания. Автор, наверное, видит в этом некий креатив или демонстрирует свою смелость и свободу. Но когда ты понимаешь, что кроме мата в фильме больше ничего нет, это ужасно. Я смотрела один питерский спектакль, в котором было очень много мата. Мне было очень тяжело. Сам спектакль мне понравился, актеры хорошо играли, но мне показалось, что мат там совсем не нужен. Вся сила и глубина тех проблем, которые они поднимают, современных молодежных, пустоты, беспомощности, отсутствия цели у героя, все это и так есть в спектакле. Они как неотъемлемый атрибут добавили мат, но он просто бил по ушам. Может быть, это дает эффект восприятия всего в напряжении. Но у меня было ощущение, что спектакль и без мата интересный и самодостаточный.

Если говорить о возвращении мата в полный метр, то, я считаю, какой то выбор должен быть, нельзя все повально запрещать. Художнику нельзя запрещать что-то, если того требует художественный замысел. Если режиссеру это нужно для документальной достоверности, убедительности, и при этом мат не самоцель и не единственное достижение этого фильма, то я бы мат не запрещала.

Литвинцев Дмитрий,
депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6-го созыва:

Пусть режиссеры сами решают, должны их киногерои материться или нет


Лично я изначально был против того, чтобы мат звучал в кинофильмах. Но с учетом того, что у меня огромное количество друзей-режиссеров, людей, которые снимают кино, то, пообщавшись, мы пришли к такому знаменателю, что запрещать ничего не надо. Художники должны быть вольны в своей реализации. Как это сделано во всех цивилизованных странах, там все четко структруировано. Если фильм содержит какие-то матерные слова, какие-то не совсем литературные выражения, то этому фильму дают прокатное удостоверение, но четко обозначают время показа, например, после 22 часов. Поэтому, может, и нет смысла ограничивать наших режиссеров.

Буквально на днях мы беседовали с одним режиссером, он автор многих известных сериалов в стране, и он говорил, что после введения закона, запрещающего нецензурную брань, его очень популярный в России сериал вырезали до нельзя. Сокращали какие-то слова главного героя, и тем самым искромсали фильм до того, что фактически теряется всякий смысл, и даже по другому выглядят герои. Поэтому, наверное, не имеет смысла так жестко все это ограничивать. Единственное, надо четко определить, что такие фильмы должны идти в кинотеатрах после 22 часов и пусть сами режиссеры, сами художники решают, каким образом они будут вставлять крепкие слорвечки в свои произведения. 

Мнения:

Тигран Кеосаян,
кинорежиссер:

Поколения великих режиссеров обходились без мата в кино

Российские и советские фильмы, которые вошли в классику мирового кинематографа, снимались без единого матерного выражения. Мат существенно умаляет художественную ценность произведения, а вот отказ от крепких выражений не всегда создает «лакированую реальность».

Меня удивило это публичное обращение режиссеров к премьер-министру. Я уверен, что в кино можно обойтись без нецензурной лексики. Когда я вспоминаю Калатозова, Бондарчука, моего отца, Чухрая, Тарковского, Данелию, Рязанова — что-то я не помню, что бы в их фильмах было много мата.

Режиссеры, сценаристы и актеры не имеют права лишать себя труда находить эквивалент эмоциональным выбросам нецензурщины. Русский язык очень богат, и образы, слова и обороты, которые в нем сложились, намного интереснее матерных выражений. Есть правила игры, которые сложились за много веков до нас, например, не показывать на экране педофилию или извращения, даже если это очень важно для понимания художественной ценности произведения на экране. А если так, то и мату можно найти замену.

 

Татьяна Сурикова,
доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ:

Я выступаю за то, чтобы мы матом ругались, а не разговаривали.

В русском языке есть огромный пласт нецензурной речи, среди которого можно отыскать наиболее «безопасные» варианты выражений. Мы их можем употреблять, но очень дозировано, понимая, когда, зачем и как это нужно делать. Я выступаю за то, чтобы мы матом ругались, а не разговаривали.

... ряд зрителей может оказаться слишком восприимчивым к грубой лексике, и со стороны режиссеров было бы неправильно лишать их определенного комфорта, помещая в языковую среду, к которой они не привыкли.

Ученые еще много лет назад доказали влияние нецензурной лексики на физиологическое состояние человека. В науке считается, что использование мата равноценно психоэмоциональной и физической разрядке и влияет на работу сердечной мышцы и уровень артериального давления. Когда человек начинает часто и неоправданно употреблять матерную лексику, возникает вопрос, а что он будет делать в ситуации, когда будет необходимо действительно сбросить физиологическую агрессию?

 

Станислав Говорухин, 
лауреат кинопремии «Золотой орел», режиссер-постановщик «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», председатель думского Комитета по культуре:

Мы лишились двух самых верных сторонников, борцов за чистоту русского языка, ибо ни Михалков, ни Шахназаров никогда в своих фильмах не пользовались нецензурной лексикой.

Зря старался Иван Сергеевич Тургенев убедить будущее поколение, что «во дни сомнений и тягостных раздумий» единственная наша поддержка и опора — это великий, могучий и правдивый русский язык. Сейчас мы вернем мат в кино и на театральные подмостки, а потом кто-то скажет: «А почему карикатуристам нельзя рисовать то, что они хотят?» Потом другие либеральные ценности. Меня удивило это письмо, потому что получается, что мы лишились двух самых верных сторонников, борцов за чистоту русского языка, ибо ни Михалков, ни Шахназаров никогда в своих фильмах не пользовались нецензурной лексикой. Но время течет, и люди меняются. Не знаю, что их заставило. Такие у меня возникли мыслишки по этому поводу.

 

Елена Мизулина,
председатель комитета Госдуры по вопросам семьи, женщин и детей:

Не исключаю того, что вся эта активная деятельность начата в поддержку совершенно определенного фильма, на прокате которого планируется неплохо заработать

По нашим данным, предлагаемый законопроект готовится к принятию Думой в кратчайшие сроки – уже к апрелю, без предварительных общественных слушаний. Возникает вопрос, как планируется обеспечивать недопуск на такие сеансы детей до 18 лет?

Это предложение тем более абсурдно, что совсем недавно был принят Закон № 101-ФЗ, подписанный президентом и вступивший в силу 1 июля 2014 года, согласно которому фильмам с использованием нецензурных слов отказано в прокатных удостоверениях. Я сильно сомневаюсь, что отсутствие мата существенно обеднит палитру художественных средств. Тем более если речь идет о признанных мастерах киноискусства. Большое количество шедевров мирового кино, советского и современного российского создавалось и создается без подобной лексики. И примеров тому масса. вполне логичное предположение, что конечной целью авторов законопроекта является вовсе не ликвидация определенных положений «детского» Закона № 436, а отмена вступившего в силу полгода назад № 101-ФЗ, запретившего использование нецензурной брани в СМИ, видео- и кинопродукции.

Думается, что главной задачей правительственной инициативы было именно снятие запрета на показ кино, где используется мат. Не исключаю даже и того, что вся эта активная деятельность начата в поддержку совершенно определенного фильма, на прокате которого планируется неплохо заработать.
 

Федор Бондарчук,
кинорежиссер:

Борьба с матом - это утопия

Это вечный спор и дискуссии, где эта мера, где то, что является частью языка, необходимого для режиссера, музыканта или современного городского поэта. Я вырос в кинематографической семье. Рядом со мной были друзья отца. Я видел и Георгия Николаевича Данелия, и Юрия Николаевича Озерова, нашего баталиста. В фильме  "Они сражались за Родину" мой отец в одной из сцен орал благим матом. И это видно, если его озвучить. Это известная история. Когда фильм смотрели генералы, прошедшие войну, они говорили о том, что надо как-то это озвучить. И таких примеров масса. Я не говорю, что повсеместно надо, я сам против мата. Если бы я мог себя ограничить на съемочной площадке и не вылетали бы эти слова... Я работаю над собой. Важно, где, где грань,  где возможно обходиться,  а где  - нет. Зачем ограничивать свободу? Если это пошлость, она всегда будет  пошлостью и  будет отвергнута зрителем. Если это художественное решение, поверьте, его будут цитировать. Я попробовал предложить изменить или вернуться к старой системе, когда есть ограничения по возрасту, написанные везде перед сеансами по возрасту.
 


Александр Иванов,
директор издательства Ad Marginem:

По большому счету, проблема мата — это проблема нашей культурной истории. У нас ведь церковь и государство пытались регламентировать язык на протяжении веков.

Мы, как всегда, отстали от Запада лет на 50, почитайте их книги или посмотрите фильмы того же Квентина Тарантино. Наиболее преуспели в этом англичане, чей словарь ненормативной лексики гораздо богаче, чем наш. По большому счету, проблема мата — это проблема нашей культурной истории. У нас ведь церковь и государство пытались регламентировать язык на протяжении веков. Церковь активно боролась с язычеством во всех его проявлениях: и с обрядами языческими, и со скоморохами, и с языком простонародья, из которого и выкристаллизовался этот пласт запрещенной лексики. В Европе же к подобным вещам относились гораздо мягче и ненормативная лексика очень быстро вошла в поле литературного языка.

 

Коротко о мате

- История появления мата на Руси доподлинно неизвестна. Существуют различные точки зрения, начиная от той, что мат появился во времена татаро-монгольского ига, и является искажением монгольских слов, и заканчивая версиями, что матерные слова — это священные имена славянских богов.

- Достоевский говорил, что использовать матерные слова — то же самое, что сморкаться пальцами. Однако, Пушкин скабрезностей не гнушался.

- В советской же литературе «матерным первопроходцем» стал, пожалуй, Солженицын  в «Одном дне Ивана Денисовича». Потом, как вспоминает писатель Владимир Войнович, поддавшись на уговоры друзей и Твардовского, пробивавшего рукопись в печать, Солженицын заменил в некоторых словах «х» на «ф».

Спектакль "Игра в
жмурики"
- Знаменитое слово женского рода на букву «б» было запрещено лишь Екатериной II.

- Одним из первых «нарушителей» стал популярный режиссер Андрей Житинкин, поставивший в конце 1980-х скандальный спектакль «Игра в жмурики», действие в котором разворачивается в морге. Полтора часа актеры объяснялись друг с другом исключительно на самом народном языке. Те, кто уже посмотрел спектакль, напутствовали будущих зрителей: «Главное — продержаться первые 15 минут. Потом привыкаешь…»

- Притчей во языцех стал поступок учительницы из Твери, приведшей на матерщинный спектакль своих учеников. «Пусть они лучше услышат эти слова со сцены», — заявила наставница 16-летних отроков.

Николай Коляда
- В спектаклях драматурга Николай Коляды в театре «Современник» («Мурлин Мурло», «Уйди-уйди», «Мы едем, едем, едем») звезды — Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Елена Яковлева — эти нецензурные слова произносят, а публика им вовсю аплодирует. Хотя поначалу бывали случаи, когда разгневанные зрители вставали и уходили из театра прямо посреди спектакля.

- «Последний бастион» современной русской культуры — кинематограф — пал в 2000 г., когда на экраны вышел фильм Александра Зельдовича «Москва», снятый по сценарию Владимира Сорокина. Актрисы Татьяна Друбич и Ингеборга Дапкунайте смачно выговаривали матерные слова. На режиссера и сценариста пытались подать в суд за оскорбление общественной нравственности, но скандал как-то сам собой сошел на нет. И в следующем фильме по сценарию Сорокина — «Копейка» (режиссер Иван Дыховичный) самым приличным было «до свидания».

Сергей Есение и Айсидора
Дункан
- После принятия закона о запрете мата в искусстве в сложном положении оказались театры: неясно, каким образом должны быть изменены режиссерские и актерские решения в постановках, выпущенных до принятия закона. Например, в репертуаре театра «Практика» идет постановка «Жизнь удалась» по пьесе Павла Пряжко, в котором мат является важнейшим художественным приемом. В МХТ имени Чехова долгое время с аншлагами шел спектакль Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», одной из кульминационных сцен которого является монолог капитана милиции о падении нравов в молодежной среде, содержащий массу нецензурной лексики.

- Актриса театра и кино Лариса Дмитриева играет в спектакле «Айседора. Миг до вечности» и уже испытала действие нового запрета на себе. «У нас был замечательный момент во втором акте, когда Мэри Дэсти — это исторический персонаж, она действительно была подругой Дункан, у них были очень сложные отношения с Есениным, такой треугольник – исполняет матерные частушки, есенинские, рязанские. Американка исполняет рязанские частушки, это был очень забавный момент, естественно, там были матерные слова, они были очень уместны, художественно защищены. И сейчас мы подписали бумагу, что никаких матерных слов у нас в спектакле не будет и частушек тоже. Ну, кто отменял фольклор, я вообще не понимаю. Это абсолютный абсурд!»

 

 

Лоуренс Оливье
МАТ ЗА РУБЕЖОМ

- На Западе мат в театре прижился давно. Великий английский актер Лоуренс Оливье считал одной из своих заслуг то, что именно он первым произнес со сцены слово всем известное слово на букву «f».

- В Великобритании единственный прецедент, связанный с протестом против ненормативной лексики в литературе, случился в начале… ХIХ века. После выхода скандального романа Д. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» на писателя пытались подать в суд, обвинив его в злоупотреблении «грязными словами». Дело, однако, было проиграно, свобода слова восторжествовала.

- В Германии и Испании отсутствуют какие бы то ни было законодательные акты, ограничивающие употребление ненормативной лексики в художественных произведениях.

- В Италии последний скандал в литературе разразился в 1980 г. — тогда на Пьера Витторио Тонделлини подали в суд за то, что он включил в текст романа богохульство (что в Италии воспринимается так же, как мат в России). Но писателя оправдали. После этого судебные дела возбуждались только из-за использования богохульств в кино.

 

30.01.2015

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Так выходит, Шахназаров, Бондарчук и ещё куча «из богемы» — ханжи? Почему они предлагают 18+ ставить? Надо 0+! Если они считают мат естественным слоем речи, то почему они ограничивают детей в получении полной картины мира? Почему они считают, что воспитательница детсада не может общаться с детьми матом? Давайте уж будьте последовательны: даёшь «Ералаш» с матом! А то там как-то ненатурально всё: современные дети так не говорят.
    Написал Прохоров Владимир (Владимир Прохоров) 23.10.2017 06:58

  • Цитата:

    Сообщение от Митрич


    Что тут сказать? Каковы мастера - такова и культура.
    Скажите, что стоит произведение, если оно без грязного слова не держится?



    Однако многие классики не чурались крепкого словца
    Написал Алексей (apro3) 07.02.2015 20:50
  • Вспоминается старый анекдот "-Алло, это прачечная?
    -...чечная! Министерство культуры это..."
    Значит, только полгода выдержали наши мастера культуры без сквернословия.
    Что тут сказать? Каковы мастера - такова и культура.
    Скажите, что стоит произведение, если оно без грязного слова не держится?
    А что если ввести налог на мат? В размере 1/2 прокатной выручки?
    Чем сквернословие экране лучше его же, но на улице?
    Написал Митрич 06.02.2015 01:47
  • Закон о запрете нецензурной брани, в том числе, в кинофильмах, демонстрируемых в кинотеатрах, вступил в силу с 1 июля 2014 г. Также существует возрастная маркировка продуктов массовой культуры. Для того, чтобы кинофильм мог демонстрироваться в кинотеатре, дистрибутор выдает ему прокатное удостоверение. Это прокатное удостоверение говорит о том, что данный фильм под таким-то названием имеет определенный хронометраж, имеет определенные возрастные ограничения и будет демонстрироваться в данных кинотеатрах. В каждом кинотеатре есть человек, который занимается репертуаром, и он уже формирует так называемую репертуарную сетку. Существуют сеансы вечерние, дневные, утренние. Соответственно, если у фильма ограничения «12+», «18+», то его ставят на вечер.

    Естественно, дистрибуторы, которые заказывают дубляж зарубежных картин, придерживаются закона. Мы все соблюдаем законодательство, и если в картине присутствует ненормативная лексика, то она либо запикивается, либо смягчается при дубляже, либо фильм выходит в нескольких версиях, более мягкая прокатная версия для кинотеатров и авторская версия на дисках, для личного пользования. Так сейчас выходят из положения, не нарушая законодательство. Ответственность за недопущение детей для просмотра данного контента лежит на самом кинотеатре. Билетер в кассе должен запросить удостоверение личности у потенциального зрителя для того, чтобы продать ему билет с ограничением «12+», «18+» и т.д. Это прекрасно работает. Вы, например, приходите и просите билеты на всю семью на фильм «50 оттенков серого», ничего о нем не зная. Билетер обязан вам сказать, что данный фильм имеет ограничение «18+».

    А если режиссер задумал сюжетную линию с использованием ненормативной лексики, если это фестивальное кино, артхаус, или какое-то спецпроизведение, может быть, даже некоммерческое, то, я считаю, автор имеет право на это.


    Дальше...
    Написал Никишин Вадим (Вадим Никишин) 30.01.2015 16:16
  • Нельзя думать, что у нас один и тот же кинематограф. Кинематограф ранних лет, кинематограф вечерних сериалов, кинематограф авторского кино, которое в России никто никогда не показывает на телевидении, кинематограф документального кино, которое вообще никогда никто не показывает в кинотеатрах. У нас же много типов фильмов. Почему мы через запятую сравниваем фильмы Гайдая с документальными фильмами, которые показывают на Артдокфесте? Это все разный кинематограф.

    Конечно, есть ограничения. Но как-то вообще вся эта история выдумана. Я никогда не слышал мата на российском телевидении, кроме, может, в каких-то идущих глубоко ночью закрытых показах. Все взрослые люди все понимают. Нет этой проблемы.

    Первое. Тема мата в первую очередь связана с авторским документальным кино, когда люди хотят достоверности. Второе. Это ни на что не посягает, ни на что и нигде. Третье. Действительно ограничение «18+». Четвертое. Всюду есть нормы. Вчера я присутствовал при ситуации, когда Президент нашей страны сказал на открытии года литературы во МХАТе о том, что если уж вы так хотите, законодательно преследовать не будем и т.д. Это выдуманная драма, ее нет. Этого нет в фильмах для молодежи, нет в фильмах при дубляже.

    Меня не перестает удивлять то, что ни одна чудесная актриса, молодая женщина, мать, правоохранительная организация, не подавали ни на один телеканал в суд за (кажется посчитала «Комсоммольская правда») 1, 5 тыс. убийств в праймтайме. Никаких проблем, никого это не волнует. У меня от этого ощущение, что кто-то надругался над российской культурой, над детьми.

    Мой опыт подсказывает, что режиссеру мат может быть необходим для художественного видения проблем веры, жизни, драм, но он не ставит мат для продажи. Никогда не видел, чтобы для того, чтобы заработать 3 рубля, шли по этому пути. Кроме того, это не связано с тем, что они хотят поиграть с чем-то запретным, как с эротическими сценами, например. Они, видимо, касаются этого, потому что им кажется, что это великий второй язык. Какой-то безмерный внутренний трагизм жизни, как им кажется, они не передадут без него. Они хотят передать своим зрителям, именно своим зрителям, собственное видение происходящего. Что-то есть в их побудительном мотиве, он всегда связан с искусством. А те, кто продвигает картину в кинотеатры, на диски, в интернете, это люди, которые понимают «кто почем» и «что почем», кто будет смотреть, кто не будет смотреть. Любой человек, который не хочет слышать мат, никогда с ним не встретится.


    Дальше...
    Написал Дондурей Даниил (Даниил Дондурей) 30.01.2015 15:54
  • Если бы мне предложили роль, где я должна была бы ругаться матом, спокойно я бы вряд ли к этому отнеслась. В общем контексте мат на телевидении для меня категорически неприемлем, потому что телевизор смотрят дети. Тут должны быть жесткие критерии. Что касается театра, это вещь менее массовая, тут все регламентировано, на взрослый спектакль вряд ли пойдут дети.

    Сам вопрос мата в искусстве сложный и неоднозначный. Конечно, я бы хотела обойтись без мата, но как зритель, я могу понять, что есть фильмы, в которых мат напрашивается, без него не обойтись. Меня это не отвращает от фильма, если фильм действительно хороший. К сожалению, бывают фильмы, в которых мат используется как единственное средство для привлечения внимания. Автор, наверное, видит в этом некий креатив или демонстрирует свою смелость и свободу. Но когда ты понимаешь, что кроме мата в фильме больше ничего нет, это ужасно. Я смотрела один питерский спектакль, в котором было очень много мата. Мне было очень тяжело. Сам спектакль мне понравился, актеры хорошо играли, но мне показалось, что мат там совсем не нужен. Вся сила и глубина тех проблем, которые они поднимают, современных молодежных, пустоты, беспомощности, отсутствия цели у героя, все это и так есть в спектакле. Они как неотъемлемый атрибут добавили мат, но он просто бил по ушам. Может быть, это дает эффект восприятия всего в напряжении. Но у меня было ощущение, что спектакль и без мата интересный и самодостаточный.

    Если говорить о возвращении мата в полный метр, то, я считаю, какой то выбор должен быть, нельзя все повально запрещать. Художнику нельзя запрещать что-то, если того требует художественный замысел. Если режиссеру это нужно для документальной достоверности, убедительности, и при этом мат не самоцель и не единственное достижение этого фильма, то я бы мат не запрещала.


    Дальше...
    Написал Куварзина Юлия (Юлия Куварзина) 30.01.2015 15:17
  • Лично я изначально был против того, чтобы мат звучал в кинофильмах. Но с учетом того, что у меня огромное количество друзей-режиссеров, людей, которые снимают кино, то, пообщавшись, мы пришли к такому знаменателю, что запрещать ничего не надо. Художники должны быть вольны в своей реализации. Как это сделано во всех цивилизованных странах, там все четко структруировано. Если фильм содержит какие-то матерные слова, какие-то не совсем литературные выражения, то этому фильму дают прокатное удостоверение, но четко обозначают время показа, например, после 22 часов. Поэтому, может, и нет смысла ограничивать наших режиссеров.

    Буквально на днях мы беседовали с одним режиссером, он автор многих известных сериалов в стране, и он говорил, что после введения закона, запрещающего нецензурную брань, его очень популярный в России сериал вырезали до нельзя. Сокращали какие-то слова главного героя, и тем самым искромсали фильм до того, что фактически теряется всякий смысл, и даже по другому выглядят герои. Поэтому, наверное, не имеет смысла так жестко все это ограничивать. Единственное, надо четко определить, что такие фильмы должны идти в кинотеатрах после 22 часов и пусть сами режиссеры, сами художники решают, каким образом они будут вставлять крепкие слорвечки в свои произведения.


    Дальше...
    Написал Литвинцев Дмитрий (Дмитрий Литвинцев) 30.01.2015 14:45
  • Думаю, у людей должен быть выбор. Кому-то нравится мат, кому-то нет. Лично мне нравится как этот выбор реализован на всем известном файлообменнике, откуда я фильмы скачиваю. Там ставится или не ставится пометка относительно присутствия ненормативной лекисики - и если я собираюсь посмотреть кино вместе с семьей/детьми, то качаю, само-собой, фильм без мата, а когда хочу скоротать время в одиночестве или в компании взрослых и ничего не имеющих против мата людей, то с огромнейшим удовольствием, смотрю фильмы с переводами всяких там "Хихдоков" и "Мегапыхарей", в которых герои говорят на том языке, на каком они реально говорят, а не как школьники на уроке литературы. Smile
    Написал Попугаев Андрей (Попугай) 29.01.2015 11:46
  • Разрешить Федору Бондарчуку и Никите Михалкову использовать ненормативную лексику при даче интервью с пометкой "+18".
    Написал Черенков Геннадий (ginas2010) 29.01.2015 09:58
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое