Почему я неделю пытался молчать о «Локомотиве»

Почему я неделю пытался молчать о «Локомотиве»

 

 Скорбь и надежда...

Несмотря на то, что больше недели прошло с момента трагедии, остаются в шоке все, кому не безразличен российский хоккей, кто знал погибших ребят. Бесспорно, мы потеряли одну из лучших команд, и нашему хоккею понадобится еще очень много лет, для того чтобы зарубцевалась эта рана. Но должен сказать, уверен, что все те, кто не остался равнодушным к этому происшествию, и впредь будут находиться рядом и делать всевозможное, чтобы семьи погибших не оказались забытыми, ущемленными, обиженными. Чтобы все, что можно сделать, действительно было сделано, а что обещано – не осталось на словах. И, конечно же, как много раз мы уже говорили, надо добиться того, чтобы в максимально короткие сроки команда «Локомотив» снова засверкала на нашем хоккейном олимпе.
 

Руководством клуба «Динамо» принято решение о перечислении 10 млн. рублей родственникам погибших в катастрофе. Все наши сотрудники, а это более двухсот человек: игроки трех команд – Континентальной лиги, Высшей лиги и Молодежной, всего нашего трудового коллектива без исключения, в один голос сказали, что бы хотели помочь семьям погибших. Еще принято решение поручить капитану команды Алексею Кудашеву, который знает хорошо школу «Локомотива», несколько лет провел в этой команде, реализовать эту помощь тем, кто нуждается в ней на сегодняшний день. Мы считаем это своим долгом.

Прощальная церемония на «Арене-2000» в Ярославле

Говорить, конечно, каждому возможно лишь о собственных  чувствах, а их ведь тоже на словах не всегда передашь… У меня было состояние… Мы летели ТУДА, никто не мог разговаривать. То есть мы встретились в аэропорту, сухое рукопожатие, формальные вопросы, какие-то ответы. Но они не воспринимаются, никакого диалога нет – каждый живет где-то в своих мыслях. Вот в таком состоянии мы прилетели в Ярославль. А погода какая была? Можно прямо сказать, что и в Москве, и в Ярославле природа скорбела вместе со всеми нами…

Мы подъехали к Дворцу… Дождь. Но какое количество людей стояло там… Это говорит о том, как уважали команду, как высоко ее ценили, и практически весь город пришел проститься с ребятами… Во Дворце нас подняли в гостевую ложу, эта ложа для приезжающих команд. Мы были в ней, когда еще ХК МВД приезжал к «Локомотиву» на финал конференции и полуфинал Кубка Гагарина, и когда мы приезжали уже в сезоне с «Динамо». Накатили вот эти воспоминания, конечно, жуткое было состояние. Невозможно было выговорить слово. У всех были слезы на глазах. Никто поверить не мог, что такое вообще произошло.

…Потом мы прощались с каждым. Возложили цветы. Вспомнили, как они играли на площадке, как мы вместе общались. Потому что мы всех знаем, со всеми поддерживали отношения... Это очень сложно объяснить. Ведь когда уходит один человек, состояние такое невыносимо печальное и траурное. А здесь, представляете, целая команда покинула нас, и как вообще передать ощущения…

Еще несколько часов мы пробыли в этой ложе. Вспоминали, обсуждали, параллельно вставали определенные вопросы, которые требует незамедлительного решения. Потому что получилось так, что собрались все те, кто мог бы высказать свою позицию и по поводу помощи, и по поводу продолжения сезона. После мы собрались клубом, еще раз почтили память, сказали теплые слова и проводили ребят в последний путь…

И знаете что? В самолете на Москву было уже немножко другое состояние. Я не скажу, что люди изменились. Мне кажется, что каждый, кто был в самолете, словно прочувствовал для себя еще что-то. Что он приехал, что он отдал дань памяти этим ребятам, команде. Мне вот показалось, что как-то немного полегче внутри стало, потому что начал получаться хоть какой-то разговор…, но все равно он был о команде: как помочь финансово, как возродить клуб, если потребуется присутствие представителей команды «СКА», «Динамо» и других клубов – все готовы были помочь и, я думаю, что это желание не стереть временем.
 

Трагедия и телешоу. Мимоходом о мимолетном?

Все-таки хоккей – не просто спорт, а наша национальная идея и спорт №1. Это подтвердилось буквально с первых минут после сообщения о крушении самолета. Никто не остался безучастным: и люди спорта, и те, кто никакого отношения к нему не имеют, и старые, и молодые, и даже дети. То есть, я не встретил ни одного человека, который бы не понимал, что это трагедия всей России и вообще хоккея в целом. Поэтому я молчал. Целую неделю. Хотя в душе у меня черное пятно осталось. Скажу, от чего.

Вечер в день гибели «Локомотива». Прошло еще не более трех часов. Показывают программу «Пусть говорят». Всем, конечно, понятно: это шоу. Но даже не сам формат в ТАКОЙ день вызвал у меня неприятие. О факте гибели говорится не с целью сообща осознать глубину потери, отдать дать уважения погибшим, а близким выразить соболезнование, сочувствие. Выпуск можно было примерно озаглавить: «Я понял, на каких самолетах я буду летать». Ну абсолютно еще была не известна причина аварии, всякие там технические детали, и кто виноват. Но это заинтересованно обсуждается, а ведь еще не остыла земля после трагедии, и не известно, сколько погибших. Но получается, словно бы дело не в этих людях, а больше в причинах аварии. А сами ребята вроде как тема второго плана, о которой упомянули между делом.

О людях, впрочем, там все же сказано было. И это вновь шокировало. Погиб «Локомотив». Экран листает фотографии спортсменов… которые сегодня живы и представляют сейчас другие клубы, сколько-то лет прежде отдав «Локомотиву». И вот представьте: родители и близкие видят их в форме «Локомотива», сопоставляют сообщения… А первым кадром вообще шла фотография Галимова, который в этот момент и еще несколько дней после находился в больнице... Ну извините, хотя бы можно было уточнить данные по спискам, по фотографиям, которые ты показываешь…

Может быть, я ошибаюсь, пусть меня кто-то поправит… но мне показалось, вот что произошло. Выпуск, по-видимому, был посвящен юбилею Александра Розенбаума. И, возможно, когда началась съемка, в студии узнали, что под Ярославлем произошла трагедия. И просто знаете, быстренько так «поменяли стульчики», срочно пригласили еще двух человек, если помните, Владислав Третьяк приехал и Виталий Прохоров, который играл в московском «Спартаке». Так что коснулись и хоккея, говоря вообще о безопасности полетов…

Когда я это все сложил, у меня такое возникло ощущение от неуважения к человеческой жизни… и такое чувство горечи. Ведь есть вещи, которые перешагивать нельзя. Я очень уважительно отношусь к прессе. Думаю, что она только называется четвертой властью, а на самом деле, я считаю, роль ее далеко не последняя, а ближе к первой, потому что пресса формирует общественное мнение. Но, мне кажется, у нее должны быть нормы профессиональной, в том числе, телевизионной этики, воспитания. По-моему, другие программы, которые выходили на следующий день, 9, 10 числа, они были более выверенные, более продуманные с точки зрения подачи информации таким образом, чтобы не задеть чувства родных и близких, почтить память и оказать свое уважение тем, кого не стало.

Будет ли «Динамо» летать на Як-42?

Сейчас уже есть заявление от руководства Континентальной хоккейной лиги, решается вопрос, будем ли мы летать на Боингах или на Аэробусах и т.д. Самолет Як-42 является одним из самых надежных в авиапарке. Это не моя позиция. За эти дни проведено много консультаций с сильными специалистами.

Вы понимаете, можно взять и пересесть на поезд или найти другой самолет. Дело-то не только в том, на чем ты полетишь. Причина наших бед, в основном, в халатности и нашем привычном попустительстве во многих вопросах. Перед заседанием Совета директоров клуба по нашим текущим вопросам мы обсуждали это. Вот на самом деле, 4-5 причин, которые по отдельности не привели бы к этой трагедии. Но бывает такое - роковое стечение нескольких обстоятельств… не хотелось бы забегать вперед (это будет объявлено официальной комиссией), но, на наш взгляд, именно вот такие небольшие, но серьезные факты попустительского отношения к делу привели к страшной трагедии. На место не вовремя приехали… спешка была… взлетали, может быть, не с начала полосы… вроде как не сняли ручной тормоз... хотя специалисты говорят, что такого быть не может. Но что-то же стало причиной.

Самолет на деле соответствовал всем положенным критериям. И уже объявили, что все его системы работали до последней секунды, все двигатели, все было исправно. Видимо, все-таки, есть и элемент человеческого фактора, комиссия в этом разберется, и мы об этом услышим. Но если каждый человек к своей работе будет относиться добросовестно и профессионально, то, мне кажется, таких событий не будет.

В «Динамо» всегда к перемещениям команды серьезно относились, и мы не заключаем договоров с компаниями, которые не в состоянии обеспечить безопасность. Но в наше время летали как раз на Як-42. Объясню почему: это самолет класса, который нас устраивает. И самолеты оборудованы, все в хорошем виде. Все технически исправны. Команда летает составом 30-38-40 человек. Что касается вместимости, багажа, удобства – Як удовлетворяет нас. Так что мы сейчас этот вопрос обсуждаем, детальную проработку осуществляем совместно с КХЛ, но это не решается за один день, на чем мы будем летать дальше.

Неудачный старт в сезоне. Сдаваться? Рановато

Первую игру сезона – с «Северсталью» – проиграли. Настроение на нуле, потому что любое поражение команды отражается на нашем состоянии. Но если говорить серьезно, то главное не настроение, а способность делать выводы из происходящего.

Сегодня должен прямо сказать: я посмотрел команду на предсезонном турнире. Часть игр мне понравилась. Недоволен я был последней игрой на «Кубке мэра» с «ЦСКА». Об этом я команде сказал. И вот теперь «Северсталь». Но некогда унывать, нужно как можно быстрее сделать выводы, подготовиться и постараться войти в сезон, зарабатывать необходимые очки, для того чтобы попасть в плей-офф, и в последующем достойно выступить уже в матчах «на вылет».

Новый сезон – новые сюрпризы для болельщиков


В этот раз перед домашним матчем у нас не будет сезонного видеоролика. И все же мы готовим несколько сюрпризов для болельщиков. Один из них – в рамках нашей работы с ветеранским движением. Думаю, что все, кто придет на эту игру, не пожалеют, и те минуты, которые мы посвятим нашим ветеранам, будут по достоинству оценены преданными болельщиками. Ну и все остальное тоже постараемся сделать нескучным, чтобы это было зрелищно.

Понятно, самым главным из показателей отношения к своим болельщикам я считаю саму игру команды и результаты. В любом виде спорта это самое ценное. Можно снимать ролики, делать представления, цирк на льду и лазерное шоу, красивые фейерверки, но мы же понимаем: на самом деле от нас ждут победы, яркой игры, ждут достойного отношения к поклонникам клуба. Все это в сумме мы постараемся обеспечить, и уверен, что у нас должно получиться.

Михаил Тюркин
 

17.09.2011

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
  • Михаил Тюркин Михаил Тюркин

    Президент АНО «Продюсерский центр «Динамо», заслуженный юрист Российской Федерации

    Эксперт