Опережая время

20–21 ноября в Высшей школе экономики прошла научно-практическая конференция «Актуальные вопросы организации опережающего обучения», на которой обсуждались не только государственные программы переподготовки кадров, но и общие проблемы профессионального образования.

С первым докладом на конференции выступил главный специалист Национального фонда подготовки кадров Михаил Лыков, рассказавший о механизмах и проблемах реализации программ опережающего обучения в российских регионах. Несмотря на обилие таких программ (всего их около 57 тысяч), они часто не соответствуют структуре спроса, складывающейся на рынке труда, предлагая подготовку по тем специальностям, которые на практике оказываются не слишком востребованными. Так, на рынке в последние годы ощущается нехватка рабочих специальностей. Тем не менее, программы опережающего обучения, запущенные Правительством РФ, остаются существенной мерой по борьбе с безработицей в кризисный период.

В механизме реализации программ опережающего обучения действует несколько участников. Заказчиком, как правило, выступает работодатель, и он же является конечным потребителем, на базе которого будет устроен переобученный работник. В отдельных случаях работодатель играет и третью роль — провайдера, предлагающего сами образовательные программы. А бенефициаром этих программ является работник, которому, в случае если он не пройдет переподготовку, грозит увольнение.

Судя по презентации, подготовленной Михаилом Лыковым, процесс реализации программ сильно бюрократизирован, и одно только оформление всех необходимых документов может занять два-три месяца (срок, сопоставимый с продолжительностью самой программы), а за это время ситуация на рынке труда может серьезно измениться и программа — стать неактуальной.

Тем, кто все-таки решился пройти весь путь до конца, приходится работать в рамках одной из трех моделей возмещения средств, затраченных на опережающее профессиональное обучение.

Первая из них предусматривает перечисление средств из бюджета на счет провайдера (как правило, образовательного учреждения) уже по итогам реализации образовательной программы, ход которой должен подтверждаться всеми необходимыми документами, в том числе свидетельством об устройстве переобученного работника на новую должность.

Во второй модели, названной «Астраханской», так как это один из немногих регионов, ее применяющих, деньги изначально поступают органу образования, который сам организует весь процесс обучения под контролем специальной комиссии.

Наконец, в третьей модели финансовый поток проходит через работодателя. В этом случае орган управления образования должен выдать экспертное заключение, подтверждающее соответствие образовательной программы утвержденным стандартам.

Неудивительно, что столь сложные схемы создают барьеры на пути участия в подобных программах как для работодателей, так и для работников и даже образовательных учреждений, которым выгодно обучать только достаточно большие группы слушателей. Идеальным вариантом, по мнению Михаила Лыкова, стал бы переход от просто опережающего обучения к опережающей профессиональной переподготовке и выпуск государством специальных финансовых сертификатов, которые работники могли бы использовать в любом образовательном учреждении по своему выбору.

28.11.2009

ГУ-ВШЭ

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет