Университет Дубна 16 июня провел круглый стол на тему Роль региональных исследовательских университетов в инновационном развитии России

Участники «круглого стола» поддержали идею создания региональных исследовательских университетов как механизма модернизации российского образования на уровне регионов.

В «круглом столе», который проходил в Доме международных совещаний,приняли участие главы городов подмосковного региона, члены руководства МИФИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, руководители частных и государственных корпораций, работающих в сфере высоких технологий. Министерство образования Московской области представлял заместитель министра образования В.Н. Ахренов, от Министерства образования и науки РФ в работе «круглого стола» участвовал И.Г. Проценко, начальник отдела стратегии и перспективных проектов в образовании и науке.
Участники дискуссии отметили, что тема модернизации высшего профессионального образования актуальна сегодня не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Государство реализует задачу создания сети крупных федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, первые из которых решают вопросы кадрового и научного обеспечения геополитических территорий, а вторые — задачи отраслевой направленности.Однако в этой системе не в полной мере присутствует механизм, позволяющий вовлекать в процесс реформирования высшего образования субъекты Федерации.

Дополнить систему федеральных и национальных исследовательских университетов могут региональные исследовательские университеты. Региональный исследовательский университет (РИУ) — это вуз, играющий заметную роль в развитии научного и экономического потенциала субъекта РФ, осуществляющий целевую подготовку кадров для его инновационного комплексного социально-экономического развития.Отличительная черта РИУ — это высокая степень интеграции образования и науки, что позволяет иметь высокое качество образования за счет привлечения студентов к передовым научным исследованиям и использовать интеллектуальный потенциал университета для создания новых прорывных технологий.
Дискуссию на «круглом столе» открыл В.Н. Ахренов, который отметил, что существует ряд причин, почему тема модернизации системы высшего образования на уровне субъектов Федерации актуальна, по крайней мере, для Подмосковья. Во-первых, сильные вузы должны стать элементом антикризисного механизма, готовить кадры с учетом особенностей экономики нашего региона в кризисный период.Во-вторых, фундаментальная стратегия развития Подмосковья должна учитывать развитие на перспективу.
В настоящий момент Московская область реализует пилотный проект по отработке регионального элемента национальной инновационной системы. В области имеется сеть инновационных структур: наукограды, крупные научные организации, идет создание технопарков, логистических центров, рекреационных комплексов. Наукоград Дубна выбран местом особой экономической зоны технико-внедренческого типа.
В школах области и конкретно в Дубне идет успешная реализация национального проекта «Образование».По уровню реализации проекта Московская область находится в тройке лидеров. Московская область стала одним из более чем 20 субъектов РФ, реализующих комплексные проекты модернизации образования. В 2009 году дубненский лицей № 6 признан лучшей школой Московской области и будет представлять область на всероссийском уровне.
Для выполнения поставленной губернатором Московской области Б.В.Громовым задачи по отработке элементов национальной инновационной системы необходимо обеспечить целенаправленную подготовку научно-инженерных кадров новой формации и управленческих кадров, способных на современном уровне решать управленческие задачи, учитывая особенности наукоемких технологий, действующего законодательства и реальной экономической практики.
Образовательную составляющую такого процесса должен обеспечивать вуз, способный привлечь научно-педагогические кадры высокой квалификации и выполнить роль системного интегратора образовательных процессов на уровне региона. Для достижения поставленной цели данный вуз должен иметь соответствующий статус, определяющий набор его обязательств и форму его поддержки со стороны субъекта Федерации.
В.Н. Ахренов предложил на «круглом столе» обсудить пути преобразования университета «Дубна» в региональный исследовательский университет.Учитывая научно-технологический потенциал Московской области, опыт создания регионального университета мог бы стать пилотным. С его помощью можно было бы понять необходимость введения такого статуса на федеральном уровне, определеннее сформулировать требования к университетам такого рода.

Многие выступавшие отмечали уникальные условия, которые сложились в Дубне для отработки данного инициативного проекта.
Как отметил в приветственном слове глава Дубны В. Э. Прох, «университет «Дубна» по своей сути уже на стадии возникновения был де-факто инновационным и исследовательским, за прошедшие 15 лет сильно укрепил и развил эти позиции и сегодня эффективно осуществляет как образовательную, так и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования» В университете сконцентрирован мощный кадровый потенциал, заложены основы современной учебно-лабораторной базы в области ядерно-физических и информационных технологий, нанотехнологий, технологий создания новых материалов, технологий природопользования.


Фурсаев
Ректор университета «Дубна» Д.В. Фурсаев кратко сформулировал концепцию РИУ, их миссию, сходства и отличия от федеральных и национальных исследовательских университетов. Ректор рассказал о сегодняшнем состоянии университета «Дубна», подчеркнув, что университет всегда чувствовал поддержку со стороны губернатора Московской области Б.В. Громова. Конкретный пример такой поддержки — строительство физкультурно-оздоровительного комплекса на территории университетского кампуса. Ректор рассказал о нескольких крупных инновационных научных проектах в интересах подмосковного региона, которые университет готов предложить уже сегодня.Он также сообщил, что инициатива придания университету «Дубна» статуса регионального исследовательского университета получила согласие Б.В. Громова. Вопрос в том, какое финансирование требуется для развития университета в данном статусе. Отвечая на этот вопрос, Д.В. Фурсаев подчеркнул, что РИУ не должны иметь никаких привилегий по сравнению с другими вузами. Речь идет только о том, чтобы у университета появились средства в размере 3-5% бюджета на поддержку научных исследований, создание лабораторной базы. При этих условиях возможно софинансирование исследовательских работ со стороны федеральных программ, частного бизнеса и других источников, что позволит увеличить вложения в науку в два и более раз.
Свою оценку проекту РИУ дали практически все участники дискуссии. Многие отмечали важность этого проекта в контексте тех вызовов, перед которыми стоит наша страна, стремящаяся вернуться на передовые позиции в наукоемких отраслях мировой экономики. В качестве подтверждения серьезности ситуации участники ссылались на речь Президента США Барака Обамы от 28 апреля 2009 г., который, несмотря на экономические трудности, предложил увеличить расходы на науку до 3% ВВП. В данный момент США стали утрачивать лидерство в области развития науки, и, как отметил Б.Обама, «настало время вернуть его себе».
кузнецов
Президент РАЕН и президент университета «Дубна» О.Л. Кузнецов высказал мнение о том, что для выхода страны из кризиса и успешной реализации Стратегии-2020 нужен массовый инновационный процесс, в том числе и на региональном уровне, с привлечением научно-образовательного потенциала вузов в субъектах РФ, которые должны стать «матрицей решения задач регионального уровня». О.Л. Кузнецов привел пример Кембриджа, города, получившего всемирную известность благодаря тому, что в нем в свое время возник небольшой университет, ставший впоследствии лидирующим вузом Великобритании.
длинная

Директор ОИЯИ академик РАН А.Н. Сисакян, поддержав идею РИУ, подробно рассказал о развитии и сотрудничестве ОИЯИ и университета «Дубна». В ОИЯИ созданы 5 базовых кафедр. В последние несколько лет в Институт пришли работать более 50 выпускников университета. По сути, университет «Дубна» продолжает ту схему взаимодействия между крупной научной организацией и вузами, которая стала складываться еще в советское время, когда в Дубне был открыт филиал НИИЯФ МГУ.
Руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Московской области А.А. Рац говорил о роли университета «Дубна» в кадровом обеспечении особой экономической зоны «Дубна». Это роль сводится не только к тому, чтобы все кадры для ОЭЗ «Дубна» готовить силами нашего университета, но и в вовлечении в этот процесс других вузов. А.А. Рац также предложил свой взгляд на формирование и расходование той части бюджета РИУ, которая связана с поддержкой научных исследований.
Декан факультета-Т МИФИ В.Н. Беляев рассказал об огромной работе, которую выполнило руководство МИФИ для перехода в статус национального исследовательского университета.В.Н. Беляев также подчеркнул, что в названии «РИУ», на его взгляд, более важным является слово «исследовательский». РИУ должен стать не только центром подготовки квалифицированных кадров, но и передовым конструкторским бюро для ряда отраслей региона, осуществляя разработку и передачу им новых технологий.

В.И. Панов, руководитель аппарата комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, отметил, что на данный момент субъекты Федерации не могут финансировать научные исследования. Существуют и другие трудности.Тем не менее, нормативно-правовая база сейчас совершенствуется, и существует надежда на решение этих проблем в недалеком будущем.
Член совет директором АФК «Система» Н.В. Михайлов говорил о том, что РИУ должны обеспечить синергетический эффект в регионах своего местопребывания, объединяя усилия образовательных и научных организаций. В России, по словам Н.В. Михайлова, должны появиться «мировые бренды», связанные с созданием принципиально новых технологий.
М.И. Кузнецов, исполнительный директор Союза развития наукоградов России, отметил, что по своему потенциалу Московская область сравнима со средним европейским государством, поэтому создание на ее территории собственного сильного исследовательского университета является логичной задачей.
Менеджер по инфраструктурным программам ГК «Роснано» Н.В. Матвеева рассказала об инфраструктурной деятельности корпорации и возможности использовать лабораторную базу образовательными учреждениями.
Университет «Дубна» имеет устойчивые связи с ведущими научными организациями области, ведет целенаправленную подготовку специалистов для территорий Подмосковья, в которых находятся его филиалы. О важной роли Дмитровского филиала университета, его инновационных проектах рассказала Е.А. Виноградова, заместитель главы администрации Дмитровского муниципального района.Профессор В. Хмельовски, представитель Республики Польша в ОИЯИ, рассказал о том, какие возможности открываются перед университетом «Дубна» в связи с развитием образовательных программ ОИЯИ для стран-участниц Института. В качестве примера он привел практику по радиационной безопасности для студентов университетов Польши, которая проходила весной этого года на базе университета «Дубна».

Министерство образования и науки РФ поддерживает идею создания сети региональных исследовательских университетов — об этом сказал И.Г. Проценко, начальник отдела стратегии и перспективных проектов в образовании и науке. Он рассказал, как развивается процесс создания национальных исследовательских университетов. Их будет 15, включая МИСИС и МИФИ. В 2010 году ежегодное финансирование в адрес одного такого университета достигнет 400 млн. рублей. При этом предполагается софинансирование мероприятий программ развития из внебюджетных средств на уровне не менее чем 20 процентов. Министерство образования и науки России считает, что главными отличительными чертами РИУ должны быть: высокая интеграция науки, промышленности и образования региона (субъекта РФ); разработка и передача в промышленность региона новых технологий; целевая подготовка специалистов; формирование вокруг университета пояса высокотехнологичных инновационных компаний.На пути к становлению РИУ университет должен решить ряд проблем. Первая — это формирование идеологии долгосрочных заказов на целевую подготовку специалистов. Вторая — соответствие инфраструктуры вуза статусу РИУ. Третья проблема — становление малых инновационных предприятий, прохождение стадии посева. РИУ должны образовывать в своих областях технологические коридоры — от идеи до промышленного производства со всеми стадиями развития проектов.
В завершении обсуждения В.Э Прох подчеркнул, что готов поддержать идею создания РИУ не только на словах, но и на деле, предложив направить часть средств по наукоградской программе на создание лабораторно-исследовательской базы университета.

22.06.2009

МУПОЧ

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет