Сергей Рак. Точка зрения.

Властям новые стандарты, продавцу и покупателю «мелочевки»  – новые напасти
6 комментариев Властям новые стандарты, продавцу и покупателю «мелочевки» – новые напасти

По итогам кампании по увеличению числа киосков в России и Москве их  станет меньше. В интервью глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сказал, что появится 3 тысячи новых киосков. Это неплохо, если бы при этом не подлежали сносу 5,5 тысяч старых. 

3 года назад московское правительство установило новые стандарты размещения нестационарных точек торговли, подготовленные Москомархитектуры. Надо было установить торговые павильоны нового типа при условии, что выигран аукцион и получен право работать. 5,5 тысяч представителей малого бизнеса вложили 3 миллиарда рублей в эти павильоны. 3 года прошло, и теперь московскому правительству прежние стандарты вновь не подходят: выбрасывайте свои киоски, ваши проблемы - это не наше дело.

Когда в 2011 году принималась новая схема, мы говорили властям, что новые киоски могут быстро не окупиться, к тому же они вряд ли будут иметь единый вид, так как у разных производителей дизайн киосков различен. Мы предлагали московскому правительству централизованно закупить одинаковые павильоны, установить и тем самым обеспечить стандарты. Нам ответили, что переживать нечего, стандарты сделало Москомархитектуры, и даже если у вас закончится срок договора, вы сможете перепродать свой объект, потому что место-то останется. Теперь правила меняются.

Потребителям сокращение количества объектов нестационарной торговли также ничего хорошего не несет. В Москве большая маятниковая занятость. У людей, приезжающих ежедневно на работу Подмосковья, дефицит времени, им приходится покупать какие-то товары и продукты питания по дороге. А киосков не будет. Это первое.

Второе. Если в столице раньше было 20 тысяч мелкорозничных точек, то в 2012 году их стало 10 тысяч. Как только уменьшилась конкуренция, крупные торговые сети тут же подняли цены на 9%, у меня есть точные данные. Причем выросла стоимость не всех продуктов, атменно минимального набора продуктов питания. Это продукты, которые покупают не слишком обеспеченные люди, даже не средний класс, а представители ниже среднего класса. В Питере - на 5%, в общем по России - на 7%. Это явное влияние снижения конкуренции. Сейчас из оставшихся 10 тысяч точек почти половину вновь придется сократить.

Горожане говорят, что не хватает мороженого, а мороженщики жалуются, что их киосков уже стало в 3 раза сеньеш. Торговлю в поземных переходах, всю мелочевку - батарейки, фонарики, зонты, носки, то, за чем вы не поедете в супермаркеты, - всю вымели. Куда идти потребителю? Теперь время до покупки значительно увеличилось.

Предприниматели, в принципе, и готовы были бы уйти с улиц, но во многих городах, и в Москве тем более,  первые этажи зданий заняты под офисы и банки, так что под магазины шаговой доступности их невозможно использовать.

23.05.2014
  • Сергей Рак Сергей Рак

    председатель комитета по франчайзингу общественной организации «Опора России», генеральный директор ООО «Маркон»

    Эксперт