Владислав Кочерин. Точка зрения.

1 комментарий Для многих людей деловая и личная репутация невероятно важна

В делах по обвинению в клевете или оскорблении основная сложность заключается в доказывании авторства «произведения», установлении личности виновного. Но, тем не менее, добиться справедливости по таким делам, реально. Самое главное – не совершать ошибок, действовать грамотно. В первую очередь гражданин должен обратиться в органы полиции, которые обязаны зафиксировать правонарушение. Если сразу обращаться в суд, то ответчик может заявить, что обвинения надуманы, и он к ним не имеет никакого отношения. Это обычная ситуация, все ответчики обычно так себя и ведут, потому, что когда запахло жаренным, и речь зашла о денежной компенсации, позиция людей резко меняется. 
Оптимальный вариант – позвонить в 02, чтобы обращение прошло по всем официальным базам, и нельзя было его проигнорировать. Участковые, к которым в итоге попадет обращение, вправе и обязаны провести по нему проверку, опросить свидетелей, изъять записи с камер видеонаблюдения. Гражданин по итогу получает материалы проверки, на которые он может ссылаться в суде и в любом другом органе, в случае требования опровержения или компенсации. Частному лицу могут отказать в предоставлении таких сведений. 
Если речь идет об оскорблении, то это статья административного кодекса, и полиция вправе сама вынести постановление о привлечении к ответственности. Клевета – это уже сфера деятельности уголовного права, обвинитель, как частное лицо обращается в суд, в данном случае, мировой с иском о наказании виновного. Постановление в данном случае выносит суд, но полиция также вправе проводить проверку сведений. Таков порядок действий в случае распространения порочащих человека сведений или оскорблений, и многое тут зависит от гражданина, его усилий по защите своих прав. Безусловно, положительный исход дела зависит от действий сотрудников полиции, от того, насколько они добросовестно отработают заявление. 
Стоит признать, что сотрудники правоохранительных органов, оценивая ситуацию с оскорблением личности  как малозначительную, не особо охотно выполняют свои обязанности. Еще на стадии подачи обращения отговаривают людей, мол, разберитесь сами. Но ведь люди реально переживают и моральные страдания и неудобства, а то и личные трагедии, а полиция – это та структура, которая призвана защищать права гражданина.  
В случае если этого не происходит, человек вправе обратиться в вышестоящие органы полиции, в прокуратуру с жалобой на недостаточные действия или бездействие участкового. Таким образом, механизм защиты своих прав, чести и достоинства есть, надо просто не стесняться отстаивать их, обращаясь в уполномоченные органы. 
Еще одна сложность – в определении грани между клеветой и оскорблениями. Различить нюансы могут только эксперты-филологи в ходе лингвистической экспертизы. Мы не практике не раз сталкивались с её необходимостью. Мнение экспертов приобретает в таких делах особую значимость, порой именно они ставят финальную точку в судебных разбирательствах. 
На мой взгляд, следует более активно обращать внимание общества и правоохранительных органов на эту проблему. Такие нарушения прав людей могут показаться несущественными, но для многих репутация – это очень серьезно, от нее зависит работа, взаимоотношения с родными и близкими. И когда кто-то на нее покушается, человек чувствует себя беспомощным и беззащитным. 

11.05.2018
Законодательный пробел позволяет скрыть приобретенное в браке имущество от второго супруга
10 комментариев Законодательный пробел позволяет скрыть приобретенное в браке имущество от второго супруга

Нажитое в браке имущество наши граждане могут прятать от жены. Поэтому при наследовании есть большая проблема, и это пробел в нашем законодательном регулировании,  поскольку  нормы права у нас в сфере наследования  применяются достаточно, скажем так, топорно.

По закону имущество должно быть оформлено, допустим, на мужа или на жену, тогда оно подлежит разделу. И если, например, недобросовестный супруг элементарно может обойти эту норму и оформить, допустим, имущество на какое-то доверенное лицо: либо на любовницу, либо на родственников – чаще всего на мать, на отца – и не сообщает об этом второму супругу с целью недопущения дальнейшего раздела имущества. Однако фактически, деньги, на которые он покупает, нажиты в браке. Поэтому, конечно же, это имущество должно делиться пополам со вторым супругом. Но, пользуясь таким нехитрым приемом формального оформления на другое лицо,  очень часто вот этого раздела избегают.

К сожалению, у нас в законе и, в принципе, в практике нет эффективного механизма для того, чтобы это имущество можно было «выжать» обратно, вернуть в совместную собственность и справедливо поделить между супругами. То есть, фактически, человек, на которого оформлено имущество, становится номинальным собственником. Но реальным бенефициаром, (собственником) является то лицо, которое приобретало. Но когда доходит до раздела имущества или наследования, доказать бывает это практически невозможно.

Нет прямых норм в законе, которые позволяли бы истребовать это имущество, обратить на него какое-то взыскание, поделить его. Фактически, большинство исков у нас заканчиваются, я бы сказал, советским разделом: на кого что оформлено, тому оно и достается.
Понимая это, недобросовестный супруг может использовать «лазейку» в законе и скрывать приобретенное за спиной второго супруга имущество. Даже бывали случаи в моей практике, когда жена жила с детьми в квартире, а потом выяснялось, что она думала всю жизнь, что это их квартира, раз она приобретена в период брака.  Она просто доверяла, допустим, безоговорочно своему мужу, ведь тот сказал: «Вот это наша квартира». А оказывалось, что квартира была оформлена на какого-то родственника мужа. И жене в подобной ситуации приходится покинуть жилье, поскольку это чужое имущество, и прав при разделе либо при наследовании его она никаких не имеет. Это серьезная проблема.

Я достаточно плотно занимаюсь семейными конфликтами и веду много судебных дел именно по этой специализации. Закон позволяет любому лицу определить будущую судьбу своего имущества, к примеру, завещать любому лицу, независимо, родственник это или не родственник. И, конечно, часть граждан этим пользуются недобросовестно. Как нередко сейчас бывает между бывшими и нынешними членами семьи:– нашел новую любовницу, ушел к ней, а в семье еще куча детей осталась, имущество все записано на него, он умирает, и получается, что новый человек получает все, а его родные, дети, например, не получают ничего. Почему так происходит, в принципе? Я могу сказать, что по факту, как правило, все основано на каких-то личных взаимоотношениях. Обычно есть какой-то конфликт с бывшей семьей. Скажем, бывшая жена преследовала его, пыталась с него получить много денег. Они не смогли договориться, страдают, в итоге, дети, и он уже действует просто из вредности, какой-то подлости. Но это уже больше какие-то психологические моменты.

В большинстве таких случаев сторонам можно было бы, при наличии какого-то адекватного посредника и желания сторон, прийти к какому-то компромиссу, договориться. Но часто мешают эмоции, обиды, кто кого бросил, кто кому помогал-не помогал, каждый считает друг друга обязанным. Если в нормальных экономических отношениях вы можете договориться с позиции выгодно-невыгодно, то семейные разборки самые в этом смысле сложные.

05.07.2017
  • Владислав Кочерин Владислав Кочерин

    адвокат, управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры»

    Эксперт