ГУМАННАЯ МЕРА

ГУМАННАЯ МЕРА

Член Общественного совета при Минюсте России, главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ», Заместитель президента Гильдии российских адвокатов Рубен Маркарьян 23 марта 2020г. направил в адрес Председателя СК России Александра Бастрыкина и Министра внутренних дел России Владимира Колокольцева обращение о возможности перевода из СИЗО под домашний арест заключённых, обвиняемых в ненасильственных преступлениях и преступлениях не против общественной безопасности, в связи с распространением коронавирусной инфекции. Текст обращения:

                                                                   Председателю Следственного комитета
                                       Российской Федерации
Генералу юстиции Российской Федерации
                            А.И. Бастрыкину

 
Уважаемый Александр Иванович!

 
Электронное средство массовой информации «ЗАКОНИЯ» (www.zakonia.ru, свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33294 от 02.10.2008 года.), объединяющее около 200 тысяч юристов России  – пользователей ресурса, является официальной форумной площадкой мониторинга правоприменения в соответствии с Соглашением с Министерством юстиции Российской Федерации о совместной работе по мониторингу правоприменения и реализации комплекса мероприятий, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями и правовым нигилизмом в обществе от 03.12.2010 г.

В настоящее время в рамках совместной с Минюстом России работы по мониторингу правоприменения ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» на своей электронной площадке проводит обсуждение темы форума, связанной с защитой права содержащихся под стражей лиц, обвиняемых в ненасильственных преступлениях, от опасности заражения коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В редакцию поступают запросы от заключенных под стражу и адвокатов о нарушении права на защиту, в связи со сложностями допуска защитников в следственные изоляторы, закрытием судов, а также низким уровнем готовности медицинских учреждений при СИЗО на случай распространения коронавирусной инфекции внутри этих учреждений ФСИН России.

Проанализировов мировой опыт, мы видим следующее:

В Колумбии 21 марта произошла кровавая бойня, в результате которой 23 человека были убиты и 90 ранены, включая четырех надзирателей, в тюрьме столицы страны Боготе. Этот бунт произошел на фоне чрезвычайной ситуации, объявленной в Колумбии в связи с пандемией коронавируса. Причиной кровавых беспорядков, по словам министра юстиции Маргариты Кабелло, стала попытка массового побега.

В Каракасе (Венесуэла) - десять заключенных, участвовавших в побеге, были застрелены силами безопасности. Бежать они решили из одной из тюрем, где по причине эпидемии коронавируса были отменены свидания, что и вызвало массовое недовольство узников. Из 518 человек, содержащихся в тюрьме Сан-Карлос, расположенной в штате Сулия (северо-запад страны), 84 удалось сбежать. Свидания были приостановлены во всех тюрьмах страны, поскольку из-за эпидемии коронавируса во вторник, 17 марта, в пенитенциарных учреждениях решением правительства был объявлен режим изоляции.

16 марта, сотни заключенных сбежали из пенитенциарных центров, находящихся в штате Сан-Паулу Бразилии (юго-восток страны). Эти массовые побеги произошли после того, как власти решили запретить временные выходы из тюрем для осужденных, отбывающих наказание в режиме полу-свободы. Такие меры были предприняты, чтобы избежать распространения коронавируса.

В США - Джону Хаммелю, 44-летнему американцу, приговоренному к смертельной инъекции в штате Техас, исполнение казни было отсрочено «в качестве меры безопасности против коронавируса».

Во Франции в ряде больниц имеются выделенные койки для заключенных. В частности, в Университетской больнице города Ренна выделено 19 коек, предназначенных для заключенных из двух тюрем, расположенных в городе. В больнице при тюрьме «Френь» (парижский регион) таких коек 25.

В Берлине (ФРГ), с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции, 215 заключенных за ненасильственные преступления (уже осужденных) «распустили по домам» в связи с коронавирусом, не освобождая от наказания, которое можно отбыть и позже.

Учитывая, что решение о заключении под стражу принимает суд, исключительно исходя из ходатайств следствия, а также то, что учреждения ФСИН России никак не могут повлиять на процесс заключения под стражу, хотя вынуждены отвечать за безопасность содержания заключенных, прошу Вас сообщить, будут ли приниматься меры руководством Следственного комитета России об экстренном пересмотре необходимости содержания под стражей лицам, обвиняемым в совершении ненасильственных преступлений и преступлений не против общественной безопасности?

В самом деле, лица, обвиняемые в уклонении от уплаты налогов, мошенничестве ( в том числе в бизнес-сфере), должностных преступлениях, вероятно, могли бы «скрыться» от следствия и «иным образом воспрепятствовать ходу расследования», однако, в условиях карантинных мер, закрытия границ, такая возможность практически исключена, а их нахождение под домашним арестом, вероятно, в большей степени отвечало бы интересам общества и следствия. Также перемещение под домашний арест, дало бы возможность осуществления более качественной медицинской помощи в учреждениях ФСИН РФ другим заключенным, на случай распространения инфекции внутри СИЗО.

Определение под домашний арест лиц, не опасных для общества и личности, в настоящих условиях возможно только в силу принятия волевого решения руководства следственных органов, могущего дать указания нижестоящим структурам, в связи с чем обращаемся к Вам за информацией и разъяснениями относительно возможности принятия такого решения.

 
С уважением,
 
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
Член Общественного совета при Министерстве юстиции РФ
Член рабочей группы Президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества,
Заместитель Президента Гильдии российских адвокатов,
кандидат юридических наук
Рубен Маркарьян

24.03.2020

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии