Прежде, чем вводить новые ограничения на рынке алкоголя, надо научиться исполнять действующие нормы

Регулировать розничный оборот самогонных аппаратов необходимо, так как в 2020 году в России их было продано в два раза больше, чем в 2019 году. Результаты опросов показали, что каждый седьмой респондент либо сам производит, либо приобретает самогонную продукцию. Но с другой стороны, в стране очень много нелегальных каналов сбыта алкогольной продукции, в частности, незаконной онлайн-продажи псевдо-алкогольной продукции. Вроде всем известно, что через Интернет продавать алкоголь нельзя, но при этом три тысячи сайтов совершенно спокойно ее реализуют. Через эти площадки псевдо-алкогольной продукции продается на сумму более пяти миллиардов рублей.
То же самое будет и с самогонными аппаратами – как только их начнут жестко регулировать, найдутся различные каналы сбыта, в том числе в Сети интернет. При этом качество этих самогонных аппаратов сразу же упадет, они начнут взрываться, качество продукта начнет снижаться и так далее.
В этой сфере четко проявляются две беды России: с одной стороны достаточно жесткое законодательство в сфере производства алкоголя (одно из самых жестких в мире – в странах, где существует свободный розничный оборот), а с другой стороны – очень низкая исполнительская культура реализации и исполнения этих законодательных актов. До тех пор, пока не повысится дисциплина выполнения законов Российской Федерации об обороте алкогольной продукции, вводить какие-то новые ограничения, дополнительные сложности для легальных операторов алкогольного рынка непродуктивно.
В условиях, когда действующие законодательные нормы не исполняются, произойдет следующее: объемы производства легального алкоголя, а также самогонных аппаратов будет снижаться, а объемы нелегальной продукции – расти. Как и количество алкогольных отравлений и смертей.
Чтобы не допустить такого развития событий, думается, законодателям следует тщательно взвешивать каждое принимаемое решение и в обязательном порядке коммуницировать с представителями отрасли, специалистами в этой сфере, чтобы, в том числе, не подпасть под влияние «лоббистов», хотя, объективно, существование и мощь лобби крепкой алкогольной продукции сильно преувеличены. Тем более, что производители прекрасно отдают себе отчет в вышеназванных последствиях для баланса легального и нелегального спиртного и для граждан. Рост нелегального рынка им точно не нужен.   
Вместо борьбы с агрегатами лучше бы бороться за повышение культуры потребления спиртного: в России, к сожалению, в структуре реализуемого алкоголя 80% составляют водка и пиво, и лишь 20% – вино, тогда как на Западе расклад прямо противоположный. Это неправильно, когда легальная водка стоит дешевле, чем бутылка приличного вина.
Вообще же проблема алкоголизации населения, как и коррупция – проблемы вечные, также, как и борьба с алкоголизацией и коррупцией – победить в них совершенно невозможно. Но многие эксперты, законодатели, специалисты в области политологии неплохо зарабатывают на борьбе с алкоголизацией.

26.11.2021

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
  • Максим Черниговский Максим Черниговский

    Генеральный директор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка», кандидат экономических наук

    Эксперт