Рынка независимых частных управляющих компаний в Москве нет.


На протяжении последних лет в Москве проблемы фиктивного и умышленного банкротства управляющих компаний с целью ухода от долгов перед ресурсоснабжающими организациями нет. Причина состоит в том, что в столице иная система управления – куда более жестко централизованная, и в Москве нет муниципальных районов, которые могли бы иметь компетенции в отношении управляющих компаний или иметь какие-либо связи с ними. Поэтому случаи двойных платежей в различные УК в столице практически сведены к нулю лет шесть назад, когда было введено лицензирование. Двойные управляющие компании или заходившие на рынок без законного собрания, на основании фальшивых протоколов были «зачищены», им не выдавали лицензии. Законно или правильно – это другой вопрос, но практически сегодня самозваных управляющих компаний в Москве нет, и система федерального законодательства настолько зарегулировала этот рынок, что на нём в принципе нет случайных или частных управляющих компаний. Любая компания, получившая лицензию, и работающая в каком-либо районе, как правило, имеет определенные отношения с органом исполнительной власти, потому, что иначе им не выжить. Как известно, в Москве – единственном субъекте Российской Федерации сохранились субсидии, и если компания не имеет достаточного авторитета и связи с местной властью, она попросту их не получит, её бизнес прекратится в убыточный, и она из него уйдут. Тем не менее, в столице нет двойных платежек и в целом проблемы УК-клонов. 

Оборотной стороной такой жесткой централизации является то, что жильцы с трудом могут расстаться с управляющей компанией. В том числе судебная практика показывает, что судебные решения, зачастую не правильные, защищают именно управляющую компанию, а не граждан. Сдвинуть, поменять УК порой просто невозможно, так как прежде, чем придет новая по принятому протоколу собрания, пройдя достаточно длительную и сложную процедуру проверки с выходом Жилищной инспекции на место, а у органов жилищного надзора большие полномочия с точки зрения признания легитимности или нелегитимности управляющей компании, проходит очень много времени, и не факт, что это вообще произойдет.

У нас очень маленький процент активных людей, которые хотели бы сами управлять или поменять управляющую компанию, но они и сталкиваются с названными трудностями.  Власти предпочитают оставлять старые компании, которые к зиме, допустим, готовились, вопросов к ним нет, и поэтому людям приходится терпеть те управляющие компании, которые были раньше. В таких случаях, по сути, игнорируется волеизъявление граждан, предпочтение отдается «надежным», стабильным компаниям, хотя они из-за отсутствия конкуренции слабо клиентоориентированы и качество их услуг оставляет желать лучшего. То есть, рынка частных, независимых управляющих компаний в Москве нет.

31.10.2019

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Интересная получается ситуация на рынке управляющих компаний. Уж насколько сильны ресурсники и старается законодатель, а надежно поставить их в правовые рамки  никак не получается. Уже и нормы о субсидарной ответственности при банкротстве приняли, с апреля 2018 года собственники получили возможность перейти на прямую оплату коммунальных услуг поставщикам, минуя управляющие компании. Наличие у УК задолженности перед РСО более чем за 2 месяца вошло в число грубых нарушений, за которое можно лишиться права на управление жилым фондом.

    А они всё равно «умнее всех» оказались. Будто формула «украл – выпил – в тюрьму» на них не распространяется. Зато распространена другая: накопил долги – обанкротил компанию – создал клон. С теми же руководителями, учредителями и пустым штатом. Название только изменил – ибо закон! И как обычно суды у нас штампуют постановления о банкротстве с упорством хорошо отлаженной машины. При этом в силу особенностей законодательства и судебной системы требования кредиторов не погашаются, контролирующие лица и бенефициары к субсидарной ответственности не привлекаются. Вот владельцы и продолжают создавать новые компании и собирать деньги с жителей. Все счастливы. Кроме ресурсников, граждан и бюджета.

    Клоны – на выход

    Главное управление региональной безопасности Московской области по роду службы проводит постоянный мониторинг угроз экономической безопасности Подмосковья. Результаты исследования специалистов встревожили: оказалось, что каждые 1,5 - 2 года одни и те же группы аффилированных лиц методом фиктивного банкротства устраняются от управления одними многоквартирными домами и переходят к другим, заодно избавляясь от накопленных долгов. При этом фиксируется огромное количество арбитражных дел по искам ресурсоснабжающих организаций к управляющим компаниям. Как рассказал гость студии программы «Де юре» Начальник управления экономической безопасности Главного управления региональной безопасности Московской области Артем Черепякин, «анализ приговоров судов, решений и определений Арбитражных судов говорит о том, что собранные с населения деньги недобросовестными управляющими организациями расходуются на необоснованно высокие зарплаты, на оплату услуг аффилированных организаций. Иногда деньги просто кладут себе в карман». И там они и остаются, так как взыскать задолженность, как мы знаем, практически невозможно: всё оформлено на другого человека, в уставном капитале – пару тысяч.

    Поэтому Главное управление региональной безопасности Московской области предлагает ужесточить лицензионные требования путем внесения изменений в Жилищный кодекс РФ. У соискателя для получения лицензии не должно быть аффилированности с ликвидированными в результате банкротства УК, недоимки по налогам и сборам. Зато должны быть в наличии достаточная материально-техническая база и штат сотрудников для выполнения работ по управлению и эксплуатации многоквартирных домов.  Как пояснил Артем Черепякин, эти предложения уже одобрены профильным комитетом Московской областной Думы и направлены в Госдуму.

    Подавляющее большинство (87,2%) пользователей «ЗАКОНИИ», принявших участие в голосовании на портале, тоже считают, что лицензионные требования к УК надо ужесточать. Слушатели, сумевшие дозвониться в эфир, также не высказали возражений против усиления мер ответственности управляющих компаний. Почему такое единодушие? Видимо, от таких кульбитов УК и бессилия властей перед ними граждане устали. Истории, подобные подмосковным происходили в Тюмени, Сургуте, Кирове, Мурманске, Свердловской, Челябинской, Ульяновской областях. И будут происходить, если не поставить, наконец, лицензионный заслон «любителям клонов». Хватит уже плодиться и размножаться на народных харчах.

     


    Дальше...
    Написал Маркарьян Рубен (Рубен Маркарьян) 05.11.2019 20:47
  • Константин Крохин Константин Крохин

    Председатель правления Союза жилищных организаций Москвы, член комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ ТПП РФ

    Эксперт