Студенты приходят в вуз не после учебника, а после учителя

Те студенты, которые сейчас приходят в вузы, по уровню школьной подготовки очень разные. Другое дело, что если раньше в педагогические вузы был большой конкурс, и попасть туда было сложно, то сейчас у нас почти поголовно получают высшее образование. Из-за этого, на мой взгляд, средний уровень выпускников выглядит ниже, чем в те времена.

Надо сказать, что студенты приходят после школы не столько после учебников, сколько после учителей. Для хорошего учителя учебник – это не первый, не второй и даже не третий инструмент для обучения детей. Понятно, что учитель пользуется большим количеством разных учебников и методических пособий, формируя из них свою персональную систему обучения. Тем более, сейчас, когда информацию по любому вопросу можно найти, не выходя из дома. В этом смысле трудно, да и нет необходимости идти против цивилизации, новых технологий, веяний времени.

Что касается опасений по поводу исчезновения из-за новых технологий профессии учителя, у меня есть американский журнал 1965 годы выпуска с карикатурой, где мальчик смотрит на строгую учительницу и говорит: «вот, заменят тебя обучающей машиной, больше не будет у тебя работы». То есть, разговоры об этом идут уже давно, но, на мой взгляд, этого не произойдет никогда! Школа – это, прежде всего, социальный институт, место, где происходит контакт с культурой, знаниями, обществом.  

01.03.2019

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Инициатива группы депутатов, в которой мы предлагаем вернуть в качестве итоговой аттестации классический экзамен – очередная, стоящая в ряду других попытка остановить движение по наклонной российского школьного образования, которое мы наблюдаем последние лет десять. Попытка остановить тренд болонской системы образования, навязанный нам, наряду с другими западными образцами опыта, мышления, ценностей. То, что я, в числе многих, не принимал с самого начала. Тогда подсказывало чутьё, а сейчас уже опыт доказывает нашу правоту.
    У нас есть еще возможность остановиться и пойти своим, классическим путем в образовании, который был заложен задолго до советской власти, а при ней был упрочен и продемонстрирован всему миру. Сегодня многие передовые европейские страны, такие, как Англия, с удовольствием применяют советскую модель образования. На мой взгляд, отказ от этой системы был, мягко говоря, ошибкой.

    ЕГЭ-образование это не раз доказало, особенно на примере многочисленного числа обычных детей, не имеющих возможности заниматься с репетитором, у которых в их населенных пунктах и Интернета нет. Какие бы они баллы ни получали, они – троечники по меркам советского образования. И вот это поколение троечников, которое и на ступени высшего образования, тоже хромающего, недополучило знания, выходит в жизнь.

    Поэтому, мы предлагаем остановиться. Конечно, возврат к классическим экзаменам – не единственное, не главное условие во всей образовательной цепочке, но необходимое. Самое печальное, что эта сфера серьезно недофинансируется, если в советские времена  расходы на неё составляли до 10% от ВВП (по нынешним меркам), то сейчас – всего 3%. О каком качестве образования можно говорить при таком подходе? 


    Дальше...
    Написал Нилов Олег (Олег Нилов) 01.03.2019 13:26
  • Для того чтобы попасть в утвержденный перечень учебников, каждый из них проходит, как минимум, три экспертизы: научную, педагогическую и общественную. По идее, при трехступенчатой проверке, ничего ошибочного там быть не должно. Но, возможно, что-то и попадает.
    Необходимо разделить вопросы содержания образования и его формы, применяемые технологии. Я, безусловно, сторонник классического содержания образования. Каждый год появляются новые литературные произведения, перечитать все наши дети не в состоянии. Но для того, чтобы потом разбираться во всем новом, уметь их критически осмыслить, необходимо прочитать хотя бы Державина, Пушкина, Лермонтова, желательно, Баратынского Тютчева.

    Что же касается технологий, то использование современных технологий в том числе, цифровых, при правильном подходе может усилить возможности образования. Но может и навредить образованию, если эти технологии использованы неправильно.

    Во всем мире сейчас развиваются цифровые университеты. В любой продвинутой стране их десятки. В России пока нет ни одного. Наше современное законодательство не позволило ни одному университету, который хотел стать электронным, получить государственную аккредитацию или лицензию.  Есть портал Coursera с более чем 25 миллионами пользователей, из них примерно миллионом – российских. На нём можно бесплатно посмотреть лекции хороших профессоров, значительная их часть переведена на русский язык. Так вот, такие порталы работают как кадровые агентства. В мире идет борьба за человеческие ресурсы. И когда молодой человек показывает хорошие способности, его быстро приглашают либо в иностранный университет, либо в иностранную высокотехнологичную компанию. И он работает на развитие человеческого потенциала уже не в своей стране, а в чужой. Чаще всего это Соединённые штаты Америки.

    Герман Греф, с которым я в кои-то веки согласен, утверждает, что потери от утечки умов намного больше, чем наши потери от оттока капитала и РФ, которые по разным оценкам, превышают 2 триллиона долларов.

    Но если пытаться всё преподавание заменить электронным обучением, когда ведущие университеты будут создавать электронные курсы, всех профессоров в обычных университетах поувольнять, то вреда от такого будет гораздо больше, чем пользы. 


    Дальше...
    Написал Смолин Олег (oleg smolin) 01.03.2019 13:16
  • Единого мнения всех учителей о качестве того или иного учебника, нет и быть не может Кому-то нравится один учебник, кому-то другой по стилю и содержанию. Любой учебник, например, который мне ближе, по истории естествознания - несовершенный. С учетом того, что многое поменялось со времени советской модели учебного процесса, учебник претерпел существенные изменения. Тут к нему претензий масса.

    Если говорить о цифровизации, то это отдельный долгий разговор. Но если коротко: никто в здравом уме, ответственный за этот процесс не говорит о замене учителей на виртуальных наставников ни в коей мере. Все, что мы говорим о цифре в образовании, это исключительно разговор об инструменте, который должен дополнить арсенал диалога между учителем и учениками. То, что сейчас делается и предлагается – это первый опыт, и нужен долгий процесс совершенствования ныне существующих цифровых сфер в образовании. Мы только начали этот путь, и есть много задач, которые приходится решать. Самое главное – вовлечение в эту работу и учителей и родительское сообщество. Главное – тех профессионалов, которые многого в своих областях достигли. Поэтому, учительская профессия никуда не денется, к ней просто предъявляются обновленные требования.


    Дальше...
    Написал Молев Антон (Антон Молев) 01.03.2019 12:58
  • Константин Зискин Константин Зискин

    Заведующий отделом центра стратегий развития образования МГУ им. Ломоносова, кандидат педагогических наук

    Эксперт