Федеральная палата адвокатов

Президент Федеральной палаты адвокатов РФ

Адвокат отказался предъявить суду ордер на участие в деле

Адвокат Новосад М.А., представляющая в суде интересы истца М., на требование судьи предъявить ордер на участие в деле в соответствии со ст. 53 ГПК РФ «ответила отказом».

Адвокат Новосад М.А. в объяснениях сообщила, что интересы М. представляла в суде по доверенности без оформления ордера, «т.к. М. является моим знакомым и у него отсутствовала финансовая возможность оплатить юридические услуги». «О том, что в таком случае я должна была заключить с ним соглашение о безвозмездной юридической помощи, зарегистрировать это соглашение в центральной юридической консультации МКА «Санкт-Петербург» и получить ордер, я не знала».

Исследовав и обсудив материалы дисциплинарного производства в отношении адвоката Новосад М.А., Квалификационная комиссия Адвокатской палаты отмечает, что в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Законом не устанавливаются какие-либо изъятия из этого правила при оказании юридической помощи доверителю бесплатно, а ч. 3 ст. 53 ГПК РФ устанавливает, что право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

В соответствии с пунктами 1 и 2 решения Совета АП СПб (протокол № 11 от 16 июля 2003 года), реализуя свои профессиональные права и обязанности в процессе судопроизводства, адвокат не вправе выступать как частное лицо, вне рамок адвокатского образования, вне зависимости от характера его взаимоотношений с доверителем и вне зависимости от того, оплачивается ли его труд или нет. При принятии любого поручения адвокаты обязаны оформлять бланки соглашений (договоров, регистрационных карточек) и получать ордера на ведение дела. В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 25 Закона существенным условием соглашения является условие выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь. Принятие адвокатом поручения без внесения доверителем гонорара возможно лишь по поручению либо с согласия руководителя адвокатского образования и при наличии оснований, предусмотренных ст. 26 Закона и Постановлением Совета АП СПб.

Таким образом, адвокат Новосад М.А., представляя в суде интересы доверителя без заключения Соглашения и оформления ордера, нарушила требования как федерального законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, так и положения п. 6 ст. 15 Кодекса профессиональной этики адвоката, в соответствии с которыми адвокат обязан выполнять решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции. Советом АП СПб адвокату Новосад М.А. объявлено предупреждение.